icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Что нам непонятно в сказках?

  • 1865
  • 2

Что нам непонятно в сказках?

Н
Нет на свете человека, который не знал бы ни одной народной сказки. На сказках выросли все мы, наши родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки... Сказки пришли к нам из глубины веков - и многое в них современному человеку уже трудно понять, а кое-что даже шокирует и заставляет задуматься: а надо ли читать такое нашим детям?

Между тем, все сказочные "странности" поддаются объяснению - если, конечно, копнуть поглубже. Попытаемся ответить на самые главные "сказочные вопросы".

1.Почему герои сказок то и дело похищают у кого-нибудь волшебные предметы?

Дело тут вовсе не в склонности того или иного народа к воровству (как иногда пытаются представить) - тем более, что подобные сюжеты встречаются у разных народов. Этот мотив хранит память о древнейшем прошлом человечества, когда не было ещё ни земледелия, ни скотоводства, а первобытные охотники и собиратели ничего не производили, а именно "похищали" у природы всё необходимое.

2.Почему сказочный герой всегда отправляется на поиски невесты в тридевятое царство - неужели нельзя найти подходящую девушку где-нибудь поблизости?

Поблизости - нельзя: "близко" - это там, где живут представители своего рода, вступать в брак с которыми нельзя по определению (т.н. экзогамия, причём под этот запрет попадали не только родные и двоюродные братья и сёстры, но и такая "седьмая вода на киселе", что сегодня мы такого родства и не знаем). А территория обитания другого рода - это для древнего человека уже "далеко" (первоначально - вообще "тот свет").

3.Почему сказочные принцы, царевны и прочие особы королевской и царской крови всегда красавцы и красавицы?

В древности правитель считался не просто носителем политической власти, а своего рода "талисманом" народа, которым управлял. Чтобы такой "талисман" мог исправно выполнять свои функции, он должен был быть безупречным во всех отношениях - скажем, физические недостатки считались недопустимыми (так, герой ирландских преданий Нуаду был вынужден "оставить пост" короля, когда в сражении потерял руку). Это требование распространялось и на его семью, потому-то детям царей и королей "полагается" быть самыми красивыми - иначе благополучия в стране не будет!

4.Почему младшую дочь всегда заставляют ходить в обносках, не берут на бал и вообще держат в чёрном теле?

Дело тут вовсе не в том, что старшие дочери родные, а младшая - падчерица (в конце концов, отец-то мог бы заступиться за свою дочь). Выдавать дочерей замуж было принято в порядке старшинства (сначала - самую старшую, потом - следующую и т.д., самая младшая должна была выйти замуж последней). Если всё-таки "порядок" нарушался (т.е.младшая дочь выходила замуж раньше старших), то старшие считались опозоренными и практически теряли шансы на замужество. Чтобы этого не произошло, младшим дочерям запрещали не только ходить на посиделки, в хороводы и прочие "выставки невест", но и красиво одеваться.

5.Почему родители (причём не всегда с подачи "злой мачехи") так часто отводят своих детей в лес на съедение диким зверям или сказочным чудовищам?

Перед нами не что иное, как память о древнем обряде посвящения, который сопровождал переход от детства к взрослости и воспринимался как ритуальная смерть и новое рождение (умер мальчик - родился мужчина). Даже в новейшее время исследователи наблюдали такой обряд у аборигенов Австралии и других народов, живущих родовым строем - и он включал "проглатывание" посвящаемого хижиной, изображающей голову тотемного животного... очевидно, нечто подобное существовало и у наших предков - что и сохранили сказки.

6.Почему Баба-Яга - поначалу настроенная не очень-то дружелюбно - сразу становиться сговорчивой, стоит только герою потребовать, чтоб она его "накормила-напоила"?

Избушка Бабы-Яги - это своего рода "контрольно-пропускной пункт" между миром живых и миром мёртвых, которые должны существовать отдельно друг от друга. Герой, пытающийся проникнуть в мир мёртвых, должен убедить "пограничницу", что он имеет на это право (т.е. принадлежит к этому миру), и лучший способ это сделать - продемонстрировать готовность есть пищу мёртвых (а другой Баба-Яга и не может предложить).

7.Что за "русский дух", который так неприятен Бабе-Яге и Кащею?

К слову, мотив не "чисто русский" - в английских сказках злобный великан-людоед тоже заявляет: "Дух британца чую там!" И "русский дух" в наших сказках, и "дух британца" в английских - это не что иное как запах живого человека: в древнейшие времена люди соглашались считать людьми только своё племя, а все другие, "не наши" были демонами и чудовищами, населяющие загробный мир, а потому русский для наших сказок и британец для английских - это попросту человек, представитель мира живых. А мир мёртвых (потусторонний мир, к которому и принадлежат изначально все сказочные чудовища) - это мир живых наоборот: как для живых дурно пахнут мертвецы - так и для мёртвых отвратителен запах живых.

8.Почему нечисть не может увидеть свою жертву, пока не приведут Вия?

Этот мотив не придуман Н.В.Гоголем - он существует в фольклоре. Здесь мы снова возвращаемся к соотношению мира живых и мира мёртвых: для живых невидимы души умерших - соответственно, и мёртвые (а вся "нечисть" изначально - именно духи умерших) не могут видеть живых. Но как у людей есть колдуны, шаманы и тому подобные "специалисты", которые могут смотреть в потусторонний мир - так и у "нечисти" есть свой "шаман", который видит живых.

9.Почему сказочные герои часто решают материальные проблемы не за счёт упорного труда, а за счёт счастливого случая, имеющего, как правило, чудесное происхождение (волшебная щука Емели и т.п.)?

Вот что вызывает "праведный гнев" у многих наших современников! Но они забывают, в каких условиях жили наши предки. Труд не гарантировал ни урожая, ни удачи в охоте или рыбной ловле, от которых зависело материальное благосостояние: побило градом посевы - и в одночасье многодневный труд пропал даром, впереди голод. Достаток, таким образом, определялся не столько трудом, сколько силами природы - т.е. потусторонними силами в представлении древнего человека.

10.Почему самым умным в сказке неизменно оказывается дурак?

Слово "дурак" для наших предков означало не только (и даже не столько) "человек с низким IQ", но и "сумасшедший" (вспомните выражение "деревенский дурачок"). А к таким людям отношение всегда было особое - ведь они постоянно пребывают, как бы мы сейчас сказали, в "изменённом состоянии сознания", а такое состояние считалось необходимым для перехода в потусторонний мир. Сказочный "дурак", таким образом - это человек, сопричастный "нездешней" мудрости. Неудивительно, что с ним не могут тягаться люди, умные в обыденном смысле!

11.Почему трудные задания (построить дворец за одну ночь и т.п.) за героя, как правило, выполняет женщина?

Спокон веку женщина представлялась существом мистическим - ведь через неё человек приходит в мир живых, у неё каждый месяц бывает кровотечение (что само по себе "открывает границу" между мирами) - кому, как не ей, управляться с потусторонними существами! А никто другой такую работу и не выполнит.

12.Почему все сказки заканчиваются свадьбой?

Тут всё очень просто: хочешь узнать, что бывает дальше - попробуй, женись сам!

Как видим, ничего опасного или жестокого в наших старых добрых сказках нет - а есть история человечества, записанная языком мифа!

deb
Иван Иванов

хорошая статья, но тут я с вами немножко поспорю. Любая информация, как код впитывается нами, и тем более в детские умы, через сказки. Со временем мы перерабатываем ее, часть фильтруется, часть окрашивается в иные цвета, сказки несут в себе не просто текст, а текст со смыслом, наталкивая читателя, а в большей степени слушателя, на представление описанного игрового мира, с его действиями, фактами и поступками. В большинстве случаях, а мы берем именно русские или славянские сказки, нам показаны противоположности которые конфликтуют друг с другом, подчеркиваются низшие и высоконравственные стороны героев, ребенок впитывает все, выбирая более выгодную для него позицию, проецирует ее в своей реальной жизни. Вы описали совсем не те примеры что указаны в сказках, они даже не совпадают, нельзя в буквальном смысле приписывать некоторые исторические факты к сюжету. В большей степени сказки наносят некий вред детскому организму, ребенок начинает понимать силу, личность, некоторые черты его поведения меняются, не в лучшую сторону. Задумайтесь, для чего в детских магазинах продают военные игрушки? Многое в нашем мире уже сейчас, начинает становиться открытым, и мы можем увидеть многое, порой в совсем не примечательных местах.))

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+