icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

„то нам непон€тно в сказках?

  • 1635
  • 2

„то нам непон€тно в сказках?

Ќ
Ќет на свете человека, который не знал бы ни одной народной сказки. Ќа сказках выросли все мы, наши родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки... —казки пришли к нам из глубины веков - и многое в них современному человеку уже трудно пон€ть, а кое-что даже шокирует и заставл€ет задуматьс€: а надо ли читать такое нашим дет€м?

ћежду тем, все сказочные "странности" поддаютс€ объ€снению - если, конечно, копнуть поглубже. ѕопытаемс€ ответить на самые главные "сказочные вопросы".

1.ѕочему герои сказок то и дело похищают у кого-нибудь волшебные предметы?

ƒело тут вовсе не в склонности того или иного народа к воровству (как иногда пытаютс€ представить) - тем более, что подобные сюжеты встречаютс€ у разных народов. Ётот мотив хранит пам€ть о древнейшем прошлом человечества, когда не было ещЄ ни земледели€, ни скотоводства, а первобытные охотники и собиратели ничего не производили, а именно "похищали" у природы всЄ необходимое.

2.ѕочему сказочный герой всегда отправл€етс€ на поиски невесты в тридев€тое царство - неужели нельз€ найти подход€щую девушку где-нибудь поблизости?

ѕоблизости - нельз€: "близко" - это там, где живут представители своего рода, вступать в брак с которыми нельз€ по определению (т.н. экзогами€, причЄм под этот запрет попадали не только родные и двоюродные брать€ и сЄстры, но и така€ "седьма€ вода на киселе", что сегодн€ мы такого родства и не знаем). ј территори€ обитани€ другого рода - это дл€ древнего человека уже "далеко" (первоначально - вообще "тот свет").

3.ѕочему сказочные принцы, царевны и прочие особы королевской и царской крови всегда красавцы и красавицы?

¬ древности правитель считалс€ не просто носителем политической власти, а своего рода "талисманом" народа, которым управл€л. „тобы такой "талисман" мог исправно выполн€ть свои функции, он должен был быть безупречным во всех отношени€х - скажем, физические недостатки считались недопустимыми (так, герой ирландских преданий Ќуаду был вынужден "оставить пост" корол€, когда в сражении потер€л руку). Ёто требование распростран€лось и на его семью, потому-то дет€м царей и королей "полагаетс€" быть самыми красивыми - иначе благополучи€ в стране не будет!

4.ѕочему младшую дочь всегда заставл€ют ходить в обносках, не берут на бал и вообще держат в чЄрном теле?

ƒело тут вовсе не в том, что старшие дочери родные, а младша€ - падчерица (в конце концов, отец-то мог бы заступитьс€ за свою дочь). ¬ыдавать дочерей замуж было прин€то в пор€дке старшинства (сначала - самую старшую, потом - следующую и т.д., сама€ младша€ должна была выйти замуж последней). ≈сли всЄ-таки "пор€док" нарушалс€ (т.е.младша€ дочь выходила замуж раньше старших), то старшие считались опозоренными и практически тер€ли шансы на замужество. „тобы этого не произошло, младшим дочер€м запрещали не только ходить на посиделки, в хороводы и прочие "выставки невест", но и красиво одеватьс€.

5.ѕочему родители (причЄм не всегда с подачи "злой мачехи") так часто отвод€т своих детей в лес на съедение диким звер€м или сказочным чудовищам?

ѕеред нами не что иное, как пам€ть о древнем обр€де посв€щени€, который сопровождал переход от детства к взрослости и воспринималс€ как ритуальна€ смерть и новое рождение (умер мальчик - родилс€ мужчина). ƒаже в новейшее врем€ исследователи наблюдали такой обр€д у аборигенов јвстралии и других народов, живущих родовым строем - и он включал "проглатывание" посв€щаемого хижиной, изображающей голову тотемного животного... очевидно, нечто подобное существовало и у наших предков - что и сохранили сказки.

6.ѕочему Ѕаба-яга - поначалу настроенна€ не очень-то дружелюбно - сразу становитьс€ сговорчивой, стоит только герою потребовать, чтоб она его "накормила-напоила"?

»збушка Ѕабы-яги - это своего рода "контрольно-пропускной пункт" между миром живых и миром мЄртвых, которые должны существовать отдельно друг от друга. √ерой, пытающийс€ проникнуть в мир мЄртвых, должен убедить "пограничницу", что он имеет на это право (т.е. принадлежит к этому миру), и лучший способ это сделать - продемонстрировать готовность есть пищу мЄртвых (а другой Ѕаба-яга и не может предложить).

7.„то за "русский дух", который так непри€тен Ѕабе-яге и  ащею?

  слову, мотив не "чисто русский" - в английских сказках злобный великан-людоед тоже за€вл€ет: "ƒух британца чую там!" » "русский дух" в наших сказках, и "дух британца" в английских - это не что иное как запах живого человека: в древнейшие времена люди соглашались считать людьми только своЄ плем€, а все другие, "не наши" были демонами и чудовищами, насел€ющие загробный мир, а потому русский дл€ наших сказок и британец дл€ английских - это попросту человек, представитель мира живых. ј мир мЄртвых (потусторонний мир, к которому и принадлежат изначально все сказочные чудовища) - это мир живых наоборот: как дл€ живых дурно пахнут мертвецы - так и дл€ мЄртвых отвратителен запах живых.

8.ѕочему нечисть не может увидеть свою жертву, пока не приведут ¬и€?

Ётот мотив не придуман Ќ.¬.√оголем - он существует в фольклоре. «десь мы снова возвращаемс€ к соотношению мира живых и мира мЄртвых: дл€ живых невидимы души умерших - соответственно, и мЄртвые (а вс€ "нечисть" изначально - именно духи умерших) не могут видеть живых. Ќо как у людей есть колдуны, шаманы и тому подобные "специалисты", которые могут смотреть в потусторонний мир - так и у "нечисти" есть свой "шаман", который видит живых.

9.ѕочему сказочные герои часто решают материальные проблемы не за счЄт упорного труда, а за счЄт счастливого случа€, имеющего, как правило, чудесное происхождение (волшебна€ щука ≈мели и т.п.)?

¬от что вызывает "праведный гнев" у многих наших современников! Ќо они забывают, в каких услови€х жили наши предки. “руд не гарантировал ни урожа€, ни удачи в охоте или рыбной ловле, от которых зависело материальное благососто€ние: побило градом посевы - и в одночасье многодневный труд пропал даром, впереди голод. ƒостаток, таким образом, определ€лс€ не столько трудом, сколько силами природы - т.е. потусторонними силами в представлении древнего человека.

10.ѕочему самым умным в сказке неизменно оказываетс€ дурак?

—лово "дурак" дл€ наших предков означало не только (и даже не столько) "человек с низким IQ", но и "сумасшедший" (вспомните выражение "деревенский дурачок"). ј к таким люд€м отношение всегда было особое - ведь они посто€нно пребывают, как бы мы сейчас сказали, в "изменЄнном состо€нии сознани€", а такое состо€ние считалось необходимым дл€ перехода в потусторонний мир. —казочный "дурак", таким образом - это человек, сопричастный "нездешней" мудрости. Ќеудивительно, что с ним не могут т€гатьс€ люди, умные в обыденном смысле!

11.ѕочему трудные задани€ (построить дворец за одну ночь и т.п.) за геро€, как правило, выполн€ет женщина?

—покон веку женщина представл€лась существом мистическим - ведь через неЄ человек приходит в мир живых, у неЄ каждый мес€ц бывает кровотечение (что само по себе "открывает границу" между мирами) - кому, как не ей, управл€тьс€ с потусторонними существами! ј никто другой такую работу и не выполнит.

12.ѕочему все сказки заканчиваютс€ свадьбой?

“ут всЄ очень просто: хочешь узнать, что бывает дальше - попробуй, женись сам!

 ак видим, ничего опасного или жестокого в наших старых добрых сказках нет - а есть истори€ человечества, записанна€ €зыком мифа!


deb
»ван »ванов

хороша€ стать€, но тут € с вами немножко поспорю. Ћюба€ информаци€, как код впитываетс€ нами, и тем более в детские умы, через сказки. —о временем мы перерабатываем ее, часть фильтруетс€, часть окрашиваетс€ в иные цвета, сказки несут в себе не просто текст, а текст со смыслом, наталкива€ читател€, а в большей степени слушател€, на представление описанного игрового мира, с его действи€ми, фактами и поступками. ¬ большинстве случа€х, а мы берем именно русские или слав€нские сказки, нам показаны противоположности которые конфликтуют друг с другом, подчеркиваютс€ низшие и высоконравственные стороны героев, ребенок впитывает все, выбира€ более выгодную дл€ него позицию, проецирует ее в своей реальной жизни. ¬ы описали совсем не те примеры что указаны в сказках, они даже не совпадают, нельз€ в буквальном смысле приписывать некоторые исторические факты к сюжету. ¬ большей степени сказки нанос€т некий вред детскому организму, ребенок начинает понимать силу, личность, некоторые черты его поведени€ мен€ютс€, не в лучшую сторону. «адумайтесь, дл€ чего в детских магазинах продают военные игрушки? ћногое в нашем мире уже сейчас, начинает становитьс€ открытым, и мы можем увидеть многое, порой в совсем не примечательных местах.))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+