icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

„то мы знаем о Ђгр€зном реализмеї? «накомьтесь Ц „арльз Ѕуковски .

  • 413
  • 14

„то мы знаем о Ђгр€зном реализмеї? «накомьтесь Ц „арльз Ѕуковски .

–еализм Ц это великое достижение литературы ’I’ века. ƒо его по€влени€ было не прин€то изображать жизнь такой, кака€ она есть. ѕерсонажи сгорали в пламени романтических страстей или были сентиментальны до приторности. –еализм все расставил по своим местам. ≈сть человек, даны услови€ его жизни. ѕорой они страшны, чаще всего обыденны и скучны. Ќу что же тут поделаешь, если такова жизнь?

’’ век шокировал читателей еще одной разновидностью реализма, получившей посто€нный эпитет Ц Ђгр€зныйї. ∆изнь на дне, люди без мечты и амбиций, цель своего существовани€ герои формулируют предельно €сно Ц выпивка и секс. ÷инизм по отношению ко всему. Ќаивной веры в добро и справедливость нет даже в зародышевом состо€нии, зато уровень ненависти и агрессии зашкаливает. Ђќтец гр€зного реализмаї, породивший это направление, - „арльз Ѕуковски. ¬рем€ рождени€ Ц шестидес€тые годы ’’ века. ѕравдивость описываемых событий (главный критерий любого реалистического произведени€) Ц сто процентов.

Ќасто€щее им€ писател€ √енрих  арл Ѕуковски (1920-1994). –одилс€ он в √ермании, через три года семь€ переехала в јмерику, небогатые кварталы Ћос-јнджелеса стали его новой родиной. ’отите узнать, как прошло его детство? ќткройте роман Ђ’леб с ветчинойї, читайте, ужасайтесь и плачьте вместе с избитым в кровь мальчишкой. ¬ родительском доме не было безопасного места, отец находил ребенка, где бы он ни пр€талс€. ј повод придратьс€, чтобы обругать и избить, ему не был нужен. ћалыш рос забитым, смотрел на мир настороженно и всегда был готов Ђсвернутьс€ в клубок, что защитить живот и лицо от удараї. ќдноклассники его не любили Ц угрюмый мальчишка был им неинтересен. ƒрузей у него не было Ц училс€ он плохо, спортом не занималс€, после уроков сразу спешил домой, чтобы не избили за опоздание. ƒевочки на него внимани€ не обращали Ц он был некрасив, лицо и тело в прыщах, плохо одет, не умел смешить, денег на кино, попкорн и мороженое у него не было. ¬ старших классах все реб€та раскатывали на крутых тачках, только Ѕуковски ходил пешком, вызыва€ насмешки ровесников.

¬ыжить в таких услови€х Ц подвиг. Ќе сломатьс€, остатьс€ самим собой невозможно. Ѕуковски нашел два пути ухода от Ђгр€зи, в которой тонули его душа и телої. ѕервый Ц чтение. –€дом с домом была библиотека, в ней Ц тыс€чи книг, в каждой Ц целый мир. ѕр€мые и честные герои ’емингуэ€, в меру сентиментальные, но решительные персонажи —аро€на и ‘анте Ц вот его тайный мир, в котором Ѕуковски пр€талс€ от Ђужаса жизни, полной кошмаровї. ¬торой выход Ц спиртное. ¬ тринадцать лет он впервые напилс€. » с тех пор делал это регул€рно. ¬ шестнадцать в ответ на отцовский удар Ђдвинул ему в челюстьї. Ѕольше его не били. ќбстановка в доме не стала лучше. Ќужно было решать что-то с учебой. ќн сменил три колледжа, потом решил жить самосто€тельно, ушел из дома, работал, где придетс€, и пил. ћного.  аждый день. „то ж, юноше не позавидуешь: отец - садист, мать Цвечно покрыта€ син€ками молчалива€ тень, дома Ц ад, в школе и колледже Ц его филиал.

—вою дальнейшую жизнь он назвал бунтарством. ƒл€ начала он помен€л им€. √енриха били и унижали. „арльз этого никому не позвол€л. ќн делал, что хотел. Ёто обозначало напиватьс€ до блевотины, дратьс€ Ц бить самому и частенько получать от других; вести распутный образ жизни - спать с кем попало, выбирать самых гр€зных проституток и не бо€тьс€ венерических заболеваний. ” Ѕуковски не было дома, он ночевал в съемных квартирах своих посто€нно многочисленных подружек. ћен€тьс€ он не хотел, его все устраивало. ќкружение Ц Ђпь€нь и рвань, с выбитыми в драках зубами и сломанными челюст€миї. »нтерес к жизни поддерживалс€ алкоголем, а Ђтворческий зудї удовлетвор€лс€ написанием стихов и коротких рассказов. ѕисал он их между пь€нкам и во врем€ пь€нок. Ќекоторые из них даже печатали в газете ЂOpen Cityї, и Ѕуковски с удовольствием пропивал свои двухдолларовые гонорары.

ƒжон ћартин из издательства ЂBlac Sparrow Pressї предложил Ђталантливому разгильд€юї пожизненную ренту в сто долларов в мес€ц. ”словие было одно Ц печатать стихи только в его издательстве. ћартина не подвело издательское чутье: в 1971 году он выпустил в свет первый роман „арльза Ѕуковски Ђѕочтамтї и хорошо на нем заработал. ¬се было ново и необычно. ∆есткие картины жизни были откровенно циничны, но общее впечатление от прочитанного слегка см€гчал юмор. Ѕуковски сумел, показыва€ Ђмусор окружавшей его жизниї, не забыть о лиризме и маленькой капле сентиментальности, которые так восхищали его в произведени€х ’емингуэ€ и ‘анте.  огда автора спрашивали, что помогло ему создать этот роман, за мес€ц ставший самым попул€рным в јмерике, он отвечал: Ђ¬иски, пиво и сигарыї. Ќеожиданно, непривычно, зато честно. Ѕуковски первым осмелилс€ сказать, что жизнь, в принципе, - безобразна€ и отвратительна€ штука. ј люди, барахтающиес€ на ее дне, ужасно смешны в своих попытках выползти наверх. » писатель, и его читатели понимали, что это Ђпротивна€, горька€ и безобразна€ правдаї. Ќо кто-то же должен был сказать ее первым?

„ерез четыре года Ѕуковски писал новый роман. √ерой романа Ђ‘актотумї - парень с улицы. ≈го зовут √енри „инаски. ѕисатель не скрывает, что под этим именем пр€четс€ он сам, тот самый вечно избитый и униженный мальчишка. ѕовествование жесткое, лексика улична€, сцены бесконечных пь€нок безобразны, а секс Ђужасающе омерзителенї. Ёта груба€ правда получила название метод Ђгр€зного реализмаї. «десь не лгут, не приукрашивают, здесь показывают то, чего обычно стесн€ютс€, и о чем не прин€то говорить в Ђприличном обществеї. ѕарадокс - читатель сначала негодует, потом спорит и возмущаетс€, а ближе к финалу, забыв обо всем, от души сочувствует герою.

¬ 1978 году читатели получили еще один подарок от Ѕуковски Ц роман Ђ∆енщиныї. ѕисатель ни в чем отступил от своей манеры, все так же гр€зно и не приглажено, зато честно и бескомпромиссно. ¬ыходили сборники его рассказов, издательство печатало его стихи Ц читатели сметали все с прилавков и требовали переиздани€.  ритики разделились. Ёстеты брезгливо морщились, указыва€ на излишний натурализм и укор€€ за ненормативную лексику. ќстальные восхищались умением писател€ увидеть за детал€ми общую картину. » все сходились в том, что произведени€ Ѕуковского не способны научить ничему хорошему и не могут дать мотивацию к движению вперед.

ƒумаетс€, они были неправы. Ѕуковски показал, к чему приходит несвободный внутренне человек, выбира€ жизнь в обществе, дл€ общества и по его законам. ¬ итоге он оказываетс€ в одиночестве, а жизнь тер€ет вс€кий смысл. ќдиночество и бессмысленность Ц страшна€ парочка, способна€ разрушить любую, даже самую сильную личность. “е читатели, кто это пон€л, превозносили талант Ѕуковски. “е, кто предпочел жизнь Ђпо правиламї, ненавидели его. ¬нутренн€€ свобода Ц вот что ценил Ѕуковски. ќн мечтал, чтобы люди пон€ли ее ценность.  орни его цинизма и эпатажа именно в этом. ѕисатель считал, что только груба€ правда вызывает доверие.  расивыми и лживыми словами и образами авторы убивают искусство.

„арльз Ѕуковски умер 9 марта 1994 года. –азгульна€ жизнь разрушила его организм, он посто€нно недомогал, но пить не перестал. ∆енщин он любил с не меньшей страстью, чем алкоголь. ѕосто€нные и временные подружки, три брака и два безобразно-шумных развода тоже сыграли свою роль. ¬о врем€ очередной госпитализации у него нашли лейкемию.

Ѕуковски понимал, что умирает, но не изменил себе до конца. Ђ  жизни не стоит относитьс€ слишком серьезно. ќт этого сход€т с ума. Ћучше вз€ть хорошую сигару, налить виски себе и хорошенькой девке. “олько так можно с пользой провести врем€, отпущенное человеку на жизньї, - говорил Ѕуковски. √овор€т, что надпись на свою надгробную плиту он продиктовал жене за два дн€ до смерти: ЂЌе пытайтесьї.

ќ чем предупреждал „арльз Ѕуковски?

- Ќе пытайтесь плыть по течению: жизнь протащит камн€м и мелководью, перемелет вас в муку.

- „ита€ мои романы, не пытайтесь повторить жизнь моих героев.

- Ќе пытайтесь мне подражать, € не герой своего времени. я только знаю, что у каждого есть шанс изменить свою жизнь. » не пытайтесь его упустить.


spe
¬ладислав „ерных

Ёто у них там какой-то Ѕуковский, а у нас основоположник того реализьма - »ван Ѕарков, на два века раньше )))

top
Halida Rojkova

“ак ведь никто патента Ѕаркову не выдал, вот теперь оп€ть американцы впереди планеты всей :)

mas
ћарк Ѕлау

¬ладислав, писани€ Ѕаркова гораздо веселее. „итаешь, и смеешьс€. ј тут какой-то ранний и не романтический √орький.

top
Halida Rojkova

ћарк, √орький был вежлив, гадостей не писал, мат в своих произведени€х не использовал. да и откровенных сцен в его прозе почти нет. ј у Ѕуковски всЄ открытым текстом.

spe
Ћариса ѕопруга

Ќе слышала, не читала, и читать не буду
 стати, а прожил-то он 74 года, что немало, учитыва€ его образ жизни

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+