Поскольку, по моим наблюдениям, среднестатистический житель России что-то слышал о религиозных культах в Индии, но в школе этого не проходят, и что есть, что и чем одно отличается от другого, объяснить не сможет. Потому возьму на себя труд, прежде чем сравнивать индуизм и буддизм, все же, рассказать максимально сжато о том, что собой представляет каждая из религий. Подчеркиваю, основной упор делается на религиозные черты и обрядовость. Иначе – утонем!
Итак, индуизм. Третья по числу последователей религия в мире, но не аврамическая, а – ведическая. Первые две, христианство и ислам имеют корни в иудаизме, потому и называются по имени одного из общих для всех этих религий действующего персонажа – Авраама – аврамическими, индуизм же имеет в своей основе Веды.
Кардинальное и концептуальное отличие ведических и аврамических религий заключается в концепции переселения душ, присутствующая в ведических религиях и отсутствующая в аврамических. Это отличие от христианства.
Веды по праву считаются древнейшим духовным литературным источником. Ученые согласились датировать время возникновения Вед II-м тысячелетием до н.э., хотя все понимают, что они намного старше, но установить хоть примерно – насколько, уже не представляется возможным, поэтому согласились на эту ближайшую к нам дату, которую уже невозможно оспорить.
В моем понимании «традиционный» индуизм – политеистическая религия, хотя термин «традиционный» здесь весьма условный, и вытекает из попытки суммировать все, что мне известно о разнообразных течениях в индуизме и как-то все это систематизировать.
В «традиционном» индуизме есть три главных бога: Брахма, Шива и Вишну. Забавно, что на гравюрах, если их изображают вместе, то Брахма почему-то бородатый белый мужчина, а два последних – имеют необычный для людей голубой оттенок кожи. В этих нюансах я еще не разобрался, но – работаю в этом направлении.
Итак, Брахма – создатель всего сущего, совершив акт творения, удалился на покой, а на хозяйстве остались Шива и Вишну. Поклонение каждому из них вылилось в отдельные религиозные течение, но в данном случае нас интересует культ Вишну, и вот почему. В предыдущей статье разбирая вопрос о том, кто такие Кришнаиты я рассказал о том, что основатель буддизма и главное действующее лицо в буддизме – Будда Гаутама Шакьямуни, реально существовавшая личность в культах Вишну считается 9-м аватаром (земным воплощением) этого бога.
И именно через этот 9-й аватар Вишну прослеживается фактическая связь между этими двумя религиями. Поскольку по времени получается, что окончательно культ Будды отпочковался от культа Вишну где-то примерно на рубеже эпох, то естественно, что в основе обеих культов в духовном плане лежат Веды.
Теперь об антагонизме. По сути это «скрытый» конфликт, суть которого понять не так просто, но как два любых культа они не могут не конкурировать между собой и они конкурируют за паству, если мы рассматриваем именно культовый аспект. Почти сразу же после того как буддизм оформился как религия один из тогдашних правителей Индии предпринял попытку сделать буддизм государственной религией своего царства, но – не прижилось. И вот почему.
Буддизм не отрицает, но и не приветствует кастовое деление общества, акцентируясь именно на душе, таким образом, он вступает в противоречие с основами индийского общества. Напомню, право изучать Веды в традиционном индийском обществе имеют только «дваждырожденные», то бишь, потомки ариев, занимающие три верхние касты/варны. Далеко не всем это понравилось.
Далее, буддизм по своей сути религия монотеистическая, да, присутствие некого абсолюта, бога-творца имеется, но все внимание концентрируется на персоне Будды. Что, как мне кажется, очень не понравилось касте/варне брахманов. Их ведь много, этих брахманов, и каждому, извините, кушать хочется и идеальной была бы ситуация где каждому брахману полагалось бы по своему богу и соответственно – культу, и «на небе» должно быть так же как «на земле», а тут такая «ересь»!
Короче – не прижилось и буддизм потихоньку ушел на Восток, в географическом смысле этого слова, в Китай, в виде даосизма, в Японию, Корею, Вьетнам, Лаос и т.д. в виде того же Дзен, где с успехом и пребывает до наших дней.
Такова история взаимоотношений этих двух культов, если мы рассматривает именно этот аспект.