icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
 ультура и искусство

јристократ от живописи. ’отите познакомитьс€? Ёдгар ƒега.

  • 1047
  • 4

јристократ от живописи. ’отите познакомитьс€? Ёдгар ƒега.

≈сли вы будете во ‘ранции, среди прочих пам€тных мест, посетите богатейшее хранилище живописи музей ќрсе в центре ѕарижа, на левом берегу —ены. Ёто в прошлом здание большого вокзала, преобразованного в музей в 1970х годах при президенте ∆. ѕомпиду. «десь за 12 евро вы окунетесь в мир импрессионизма, если, конечно, вам это направление в живописи нравитс€ или если, вы захотели с ним познакомитьс€ по ближе.

ќдин из самых €рких и самобытных представителей импрессионизма - »ле́р-∆ерме́н-Ёдга́р де √а родилс€ в богатой аристократической семье в 1834 году. ќтец Ц банкир, руководил филиалом французского банка в »талии, где его родители скрывались от ‘ранцузской революции, мать —елестина ћюссон, дочь брокера хлопчатобумажной биржи в Ќовом ќрлеане (—Ўј). ¬ семье было п€теро детей. ¬ 13 лет Ёдгар остаетс€ без матери. ћальчик очень т€жело пережил эту утрату, он очень еЄ любил. ќт аристократического Ђдеї Ёдгар избавилс€ под вли€нием социалистических идей, объединив де и √а в фамилию ƒега. –одители мечтали воспитать юриста, но мальчика т€нуло к живописи. ¬ 1854 году Ёдгара записывают в мастерскую художника Ћуи Ћамота Ц страстного поклонника и ученика известного французского художника ∆ана Ёнгра. — 75 летним Ёнгром Ёдгар даже встречалс€.

–исунку ƒега училс€ у Ќ. ѕуссена и √. √ольбейна,  урбе и ƒелакруа. ќн готов был сутками просиживать у их картин, дела€ такие копии, которые никто не мог отличить от оригинала. ќн был перфекционистом. «аставить его окончить работу можно только, вырвав у него из рук холст. ¬ 1856 году он внезапно бросает учебу и отправл€етс€ в »талию к родственникам отца, где изучает творчество мастеров –енессанса (ƒжотто, ћонтень€, Ѕеллини, ¬еронезе). ќн посещает музеи –има, ‘лоренции, ћилана, делает многочисленные копии известных полотен италь€нских мастеров. ¬оздействие на художника мастеров италь€нского ¬озрождени€ чувствуетс€ в большом полотне Ђ—емейство Ѕеллелиї. Ёто групповой портрет сочетает в себе элементы классической италь€нской школы с традици€ми старых французских мастеров и, прежде всего, со школой Ёнгра. ¬ 1858 году он возвращаетс€ в ѕариж и много времени проводит в Ћувре, дела€ копии картин французских мастеров живописи. ¬ залах музе€ ƒега знакомитьс€ с другим выдающимс€ импрессионистом Ёдуардом ћане.

ѕервые работы ƒега отличаютс€ четкой прорисовкой деталей, контуров, линий. –анний период творчества молодого мастера не был св€зан с необходимостью писать картины, чтобы получать средства к существованию. ќн был хорошо обеспечен и оставл€л все написанное в своей мастерской. —реди коллег слыл человеком немногословным, предельно сдержанным и подчеркнуто вежливым.

— по€влением фотографии, Ёдгар ƒега обратил внимание на возможность фиксировать мгновени€ из жизни людей. ќн отказываетс€ от многочасового статического позировани€ натуры, от постановочной, замершей композиции. ¬ его работах мы видим стремление зафиксировать сиюминутное событие (Ђћисс Ћала в цирке ‘ерандої, Ђ—каковые лошади перед трибунамиї, Ђјбсентї).

Ѕлагородно-сдержанной манера письма, зорка€ наблюдательность, резкий и точный рисунок характерны дл€ работ 1850-1860 годов (зарисовки родных, голова баронессы Ѕеллели, портрет нищенки).  артины его отличаютс€ жЄсткой реалистичностью и беспощадностью к натуре. ќн никогда не прибегает к приукрашиванию. ќсобенно это видно в серии работ с обнаженным женским телом. ¬ 1860 х годах во ‘ранции вошли в моду большие исторические полотна. ƒега, чтобы прославитьс€ предпринимает попытки создать нечто подобное (ћолодые спартанки, вызывающие на сост€зание юношейї (1860), Ђјлександр и Ѕуцефалї (1862) Ђ—емирамида закладывает городї (1861), Ђƒочь »еффа€ї (1860), ЂЁпизод средневековой войныї (ЂЅедстви€ ќрлеанаї) (1865). —, присущей ему основательностью, он пишет очень много этюдов, но закончить эти полотна ему так и не удалось. ‘игуры так и остались угловатыми и недостаточно прорисованными.

Ёдуард ћане познакомил ƒега с членами Ѕатиньольской группы - импрессионистами. ƒега выдел€лс€ аристократическими манерами, тонкой культурой, учтивостью и высокой репутацией среди молодых художников. ’от€ характер у него был своеобразный. ќн иногда бывал очень резким, но это не лишало его оба€ни€. ¬се это вызывало к нему известное уважение. ћане раздел€л с ƒега непри€тие академического салонного искусства. ƒега не принимал вымученные сюжеты салонных картин. ќн предпочитал современность во всем еЄ многообразии. ƒега почти никогда нельз€ было увидеть на пленэре (он считал, что на открытом воздухе рассеиваетс€ внимание и трудно сосредоточитьс€). ≈му больше нравилось работать под крышей театра или кафешантана.

≈сли импрессионисты пытались в своих работах передать движение воздуха, волнение воды, смену времени года и т.д., то Ёдгар ƒега пыталс€, подобно фотографу, уловить движени€ человека и положить их на холст. —ам ƒега не очень любил называть себ€ импрессионистом, более того, к концу жизни он дистанцировалс€ от их общества.

¬ 1870 году началась ‘ранко-ѕрусска€ война. ћане и ƒега записались добровольцами на фронт, но вскоре вы€снилось, что ƒега плохо видит правым глазом. Ёто было началом серьезного заболевани€, которое закончилось полной потерей зрени€. ѕосле войны художник c 1871 по 1873 в поездках в ¬еликобританию и в —Ўј (навестил американских родственников). ¬ 1873 году скончалс€ отец, оставив большие долги, долги были и у брата. „тобы выбратьс€ из долговой зависимости Ёдуард продал все что можно, картины, отдал все свои сбережени€. Ётого не хватило. ќн начинает писать картины на продажу. ѕринимает участие во всех выставках с 1874 по 1880 год.   этому временю ƒега становитс€ известным и, очень почитаемым во французском обществе, художником.   1886 му году он перестает выставл€тьс€ и продает свои работы по очень дорогой цене через торговых агентов.

ќсобое место в творчестве мастера зан€ла сери€ картин, посв€щенных миру грации и красоты. “анцовщиц и прачек ƒега писал с особым рвением. —тремление предать прозрачность ткани, прогл€дывающее сквозь неЄ тело, желание уловить движение в из€щном поклоне Ц все это мы находим в полотнах 1880х годов. «а эту серию о нем говорили, как об эротомане. Ёто было не так.  стати, Ёдуард ƒега так и не женилс€. ќ женщинах, в том числе изображенных на его многочисленных картинах, он никогда, ни с кем не говорил.   90 м годам относитс€ сери€ этюдов и картин, написанных в кафешантанах. «адолго до јнри “улуз-Ћотрека он, при свете газовых ламп, нашел здесь самые выразительные и €ркие образы.

Ѕолезнь глаз (хронический конъюнктивит) прогрессировала, и художник перешел на работу только пастелью. »ногда он разводил пастель до состо€ни€ густой кашицы.

ѕоследние 10 лет художник осталс€ один наедине со своей слепотой. ≈го почти никто не посещал кроме ѕол€ ¬алери, который оставил воспоминани€ о безрадостной старости выдающегос€ мастера.’удожника, картины которого уже тогда можно было приобрести только за баснословные цены. 27 сент€бр€ 1917 года художник скончалс€. ≈му было 83 года. —огласно его воле, похороны прошли тихо и скромно. ѕроститьс€ с покойным пришли много старых друзей художника. »з близких присутствовали  лод ћоне и ∆ан ‘орен. ƒега просил не произносить траурных речей во врем€ его похорон и особенно настаивал на том, что, если ‘орену придетс€ сказать несколько слов, пусть это будет сама€ проста€ фраза, вроде: Ђќн, как и €, очень любил рисоватьї.


spe
ёли€ ƒворникова

 расивый и печальный рассказ. —держанный. Ќо сколько эмоций вызывает! ƒаже не хватает слов, чтобы сложить в короткие предложени€! —пасибо!+++++++++++++++

top
Halida Rojkova

ћне нравитс€ импрессионизм как направление, но не все работы и не всех мастеров. ј стать€ получилась отлична€+++++

mas
ћарк Ѕлау

¬ообще музей д'ќрсэ - музей 19-го века. „то касаетс€ живописи, там есть и академические картины, и прикладное искусство. » целый зал русских художников (√е, –епин и, кажетс€, —уриков) Ћучший показатель того, что русска€ живопись была в общеевропейском тренде.

¬ообще если в ѕариже выбирать между Ћувром и ќрсэ - конечно, ќрсэ.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+