icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Культура и искусство

Андрей Белый – гений младосимволизма.

  • 550
  • 15

Андрей Белый – гений младосимволизма.

З

За красивым и «волшебно-волнующим» псевдонимом Андрей Белый прячется интереснейшая личность. Одного из самых интересных поэтов серебряного века на самом деле звали Борис Бугаев (1880-1934).

Борису Бугаеву повезло. Его родители, умные и образованные люди, создали в семье удивительную атмосферу. Они серьезно относились к точным наукам – в этом заслуга отца, профессора математики. Здесь музыкой дышали стены. Произведения Бетховена и Шопена стали первыми его колыбельными. Романы и стихи после прочтения было принято обсуждать, в жарких спорах отстаивая свою точку зрения. Борис рано познакомился с творчеством Тургенева и Достоевского, любил Л. Толстого, сам рифмовал, подражая Гете и Шиллеру, с упоением читал Ницше и Верлена. Живопись разных веков и стилей была естественным оформлением всей жизни семьи. В этом заслуга матери Бориса – красавицы и замечательной музыкантши.

Ребенок рос, впитывая в себя эту атмосферу, мечтая «создавать чудо жизни Божественно прекрасным словом». Он неплохо играл на пианино, писал стихи, пробовал себя в прозе. При этом демонстрировал блестящие знания в точных науках, и учителя гимназии имени Поливанова (лучшего учебного заведения того времени!) прочили ему карьеру ученого. В Московский университет Борис Бугаев поступил легко. Так же легко, «не напрягаясь, почти играючи», учился и с отличными оценками закончил естественное отделение физико-математического факультета, но занятия наукой его не привлекали.

Искусство слова – вот его призвание! 

Борис снова сдает вступительные экзамены, на этот раз на историко-филологический факультет. Одного года учебы было достаточно, чтобы понять – учиться здесь нечему. В 1905 году он ушел из университета. Знакомство с русским символизмом и «бешено-счастливое» увлечение им началось с чтения работ философа В. Соловьева, главного идеолога русского символизма. Племянник Соловьева, Сергей, был его другом. В первый раз Борис посетил их уютный и гостеприимный дом в 1895 году, и до конца своих дней сохранил с семейством Соловьевых дружеские отношения.

Здесь его всячески поддерживали, любили слушать его стихи. Они же, Соловьевы, предложили Борису взять псевдоним: тяжелая и брутальная фамилия Бугаев никак не подходила к воздушным рифмам символизма. Борис стал подписывать стихи «Андрей Белый». Звучало красиво и легко, публике и знакомым нравилось.

Идеи русского символизма, декларированные Валерием Брюсовым, новый поэт принял, но не безоговорочно. Как и положено молодым и дерзким, тут же принялся за их ревизию. Так, благодаря «немалым стараниям Андрея Белого, родилось сводное дитя символизма. Его назвали «младосимволизмом», всячески пропагандировали, собирали залы, проводили литературные вечера, сражались за свои идеи на диспутах.

Андрей Белый не всегда и не у всех вызывал симпатию. Он не обладал тем обаянием, которое покоряло окружающих с первого взгляда. Это странно, ведь он был хорош собою, особенно в юные годы

Он был умен, и с ним было о чем поговорить. Что отторгало? Во-первых, фиглярство. У Белого было своеобразное чувство юмора, и не всем оно нравилось. Во-вторых, этот умный и начитанный человек не умел последовательно излагать свои мысли. Чувства захлестывали, и вместо четко выстроенной речи из него, по словам З. Гиппиус, лился водопад невнятных слов. Войдя в раж, он мог приложить оппонента табуированной лексикой и для полноты аргументации добавить кулаком. Правда, бывало это крайне редко: зная его нрав, окружающие старались до этого не доводить.

Неприятный тип? Нет, если продолжить с ним общаться, если принять его, не подгоняя под рамки стереотипов. То есть принять Андрея Белого таким, каким он был – вспыльчивым, несдержанным, искренним, умеющим любить всем сердцем и от всей души рыдать над разбитыми мечтами. О нем говорили: «Добрейшей души человек», - и не кривили душой, так оно и было. Его называли «взрослое дитя», и это тоже была «чистая правда о чистом человеке».

Творческая жизнь

Дебют состоялся в 1902 году. «Симфония (2-я драматическая)» так в традициях классической музыки Белый назвал свою первую книгу. Равнодушных не было. Одни читатели и критики хвалили все, начиная с необычной формы, заканчивая то ли рифмой, то ее отсутствием. Другие так же дружно ругали эту самую необычную форму. Дебютанта это не смутило, и в следующем году он опубликовал вторую книгу, назвав её созвучно первой - «Северная симфония (1-ая, героическая)», потом вышел в свет сборник стихов «Золото лазури».

Что это было? Рифмованная проза, множество мистики, причудливо переплетенной с откровенным гротеском. Что делать, если поэт так воспринимал окружающую его действительность? Это был его мир. В нем, в этом странном мире, жили не менее странные персонажи. Читать было любопытно, забавно, местами страшновато. Обычное творение для любителей символизма, одним словом – эксперимент в чистом виде.

Андрей Белый быстро стал модным поэтом. Он принял участие в создании кружка "Аргонавты", объединившего молодых литераторов. В его активе повести и романы, публицистика, интересные мемуары, статьи о символизме и о теории стихосложения. Его ритмическая, «узорчатая» проза, о чем бы он ни писал, не оставляла читателя, постоянно держала в напряжении. Дерзкие и неожиданные метафоры, обжигающие эпитеты, витиеватость некоторых фраз, тонкие и очень точные наблюдения… После чтения произведений Андрея Белого остается легкое, чуть горьковатое послевкусие, как от дорогого вина многолетней выдержки.

Личная жизнь

«Роскошный треугольник любви» получился из отношений Белого с женой мэтра символизма В. Брюсова. Нина Петровская была хороша собой, умна, истерична и не умела держать себя в руках. Поняв, что Андрей ее больше не любит, она решила его застрелить. Обошлось, никто не умер и в тюрьму не попал. Зато родился сюжет для романа. Публика зачитывалась «Огненным ангелом» (1907) и отчаянно сплетничала об авторе и главной героине.

Роль третьего лишнего ничему Белого не научила. Следующий громкий роман он опять закрутил с замужней дамой. Андрей Белый более двадцати лет дружил с Блоком и искренне восхищался его талантом, не закрывая глаза на его человеческие недостатки. Он видел, как Блок относится к своей жене, и сожалел об этом. Андрей Белый (не Блок!) поддерживал Любовь Дмитриевну в ее желании стать актрисой, приходил на спектакли, дарил громадные букеты, украшения, помогал покупать костюмы, репетировал с ней сложные места в ролях.

Жалость незаметно переросла в настоящую страсть. Белый сделал попытку объясниться с Блоком, тот отмахнулся – делайте, что хотите. Два года Любовь Дмитриевна и Андрей Белый были любовниками, потом «чистая и непорочная небесная женщина и роковая возлюбленная» решила вернуться к мужу. Тот отнесся снисходительно и «блудную супругу» принял. А Белый чуть было не наложил на себя руки, но посыльный вовремя принес записочку с приглашением на свидание. Любовники снова встретились, а потом отношения незаметно сошли на нет. На «шрамик на сердце» иногда ныл, а потому чувства, покрытые пеплом от сгоревшей дотла любви, пришлось излить на бумагу. Роман "Петербург" увидел свет в 1913 году. Любовь Дмитриевна себя в главной героине не узнала. Что подумал о произведении Блок, осталось за кадром.

Андрей Белый был дважды женат. С первой супругой, Анной Тургеневой сложились более чем странные отношения. Поженились в Германии в 1914 году, и Белый отбыл в Россию. Его не было пять лет, правда, он регулярно писал супруге письма-отчеты. Когда он снова приехал в Германию, Анна попросила развод. Белый обвинил ее в непонимании его внутреннего мира, в том, что она не сумела найти с ним общий язык. Развод они оформили очень быстро. Конечно, потом был написан "Серебряный голубь", героиня которого Катя очень похожа на Асю Тургеневу, племянницу русского классика.

Через семь лет Андрей Белый женился вторично. Вторая жена, Клавдия Васильева, сумела стать ему и другом, и женой, и помощницей. С ней он был «счастлив, тих и весел». Детей у Андрея Белого не было. Всю свою жизнь он был очень активен, работал за границей, сотрудничал с журналами. Близкие говорили, что каждое свое произведение он пропускал через свое сердце, каждому делу отдавал частичку своей души. Может быть, поэтому так рано ушел? В день кончины. восьмого января 1934 года, ему было всего лишь 54 года.

deb
Иван Иванов

Статья как всегда на все самые лучшие ) спасибо - Халида помощница - спасибо ВАМ ЗА СТАТЬИ И ЗА ПОМОЩЬ БОЛЬШОЕ!!!

top
Halida Rojkova

Спасибо, Иван, что находите время читать.

spe
Евгения Радченко

Наверное, мы бы с Андреем Белым подружились. Всегда нравились его стихи, особенно этот:
Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
"Мы встретимся... До нового свиданья..."
То был обман. И знали мы с тобой,

что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пунцовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса.
Над морем крики чаек раздавались.

Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
Мелькал корабль, с зарею уплывавший
средь нежных, изумрудно-пенных волн,
как лебедь белый, крылья распластавший.

И вот его в безбрежность унесло.
На фоне неба бледно-золотистом
вдруг облако туманное взошло
и запылало ярким аметистом.

spe
Лариса Попруга

Тоже люблю его стихи!

ОСЕНЬ
Мои пальцы из рук твоих выпали.
Ты уходишь - нахмурила брови.

Посмотри, как березки рассыпали
Листья красные дождиком крови.

Осень бледная, осень холодная,
Распростертая в высях над нами.

С горизонтов равнина бесплодная
Дышит в ясную твердь облаками.

top
Halida Rojkova

Девочки, какие красивые стихи вы вспомнили!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+