icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

јфина.  то така€ јфина?

  • 6424
  • 6

јфина.  то така€ јфина?

 
 оличество богов в древнегреческой мифологии исчисл€етс€ дес€тками. “рудно сказать, мог ли каждый грек их всех перечислить, а вот мы с вами определенно многих не знаемЕ но только не јфину! —лава этой богини Ц даже в современном мире Ц так велика, что —.Ћем в одном из своих фантастических рассказов назвал в еЄ честь Ђнесосто€вшуюс€ї планету —олнечной системыЕ кто же она?

ќ рождении јфины говорили разное. √еродот называет еЄ дочерью ѕосейдона и нимфы “ритониды, но более известна друга€ верси€. ќтцом богини был грозный «евс Ц глава олимпийских богов, а матерью Ц дочь ќкеана ћетида (оп€ть св€зь с водной стихией Ц обратите на это внимание!), чьЄ им€ означает Ђмудростьї. » ћетида своЄ им€ полностью оправдывала Ц именно она помогла мужу вернуть его братьев, проглоченных ’роносомЕ впрочем, это не спасло еЄ от ужасной участи: услышав предсказание, что сын от ћетиды лишит его власти, «евс прин€л меры Ђв лучших традици€хї своего отца Ц проглотил беременную жену. Ќо, как вы€снилось, беспокоилс€ он зр€: ћетида была беременна не сыном, а дочерью Ц и дочь €вилась из головы отца, расколотой √ефестом (по другим источником Ц ѕрометеем) в полном вооружении и с воинских кличем на устах.

Ёто верси€ классического периода Ц можно сказать, Ђолитературенна€їЕ но мы-то знаем, как рождаютс€ боги! ѕроследим же истинную Ђбиографиюї нашей героини. Ђѕутеводной нитью јриадныї нам послужат еЄ св€щенные животные (по законам Ђмифологической эволюцииї, если бог имеет некое животное в качестве Ђатрибутаї Ц веро€тнее всего, он когда-то почиталс€ в образе такого животного). ” јфины таковыми были сова и зме€: один из эпитетов богини Ц совоока€, а в одном из гимнов она называетс€ Ђпестровидной змеЄйїЕ куда же приведЄт нас Ђнить јриадныї? “уда, куда и положено Ц в лабиринт ћинотавра, который охран€ли сова и зме€.

Ћабиринт этот имеет вполне реальную Ђпараллельї Ц  носский дворец на острове  рит, многое рассказавший о крито-микенской культуре Ц предшественнице античной. ¬ ранних сло€х были найдены статуэтки, изображающие женщину с двум€ зме€ми в рукахЕ что это за богин€? ¬ образе еЄ подчЄркнуто женское начало Ц больша€ грудьЕ богин€ плодороди€? ¬озможно.

Ќо говор€ о мифологии крито-микенской цивилизации, следует понимать, что в этот архаичный период мы не найдЄм мифов с тщательно расписанными родословными богов и сюжетами, достойными современных сериалов Ц нам такой пантеон показалс€ бы слабо упор€доченной, почти хаотичной системой образов. ƒл€ носителей же той культуры все эти образы были лишь воплощени€ми, конкретными про€влени€ми единого первообраза, Ђ€драї мифологии Ц и таким Ђ€дромї была св€та€ св€тых любой древнейшей религии: ¬елика€ Ѕогин€-ћать. ≈Є почитали в разных образах.  роме упом€нутой уже Ђбогини со зме€миї были и ЂЅогин€ на кораблеї, и Ц внимание! Ц богин€ со щитомЕ прообраз јфины!

»так, грозна€ дочь «евса изначально Ц Ѕогин€-ћать, верховное божество времЄн матриархата. » даже в Ђолимпийскийї классический период, существу€ в образе грозной воительницы, она не оставл€ет такого традиционно женского зан€ти€, как ткачество Ц именно јфина выткала плащ дл€ геро€ ясонаЕ и не потерпит, чтобы кто-то еЄ в этом превосходил. ¬ызов ей попыталась бросить женщина по имени јрахна Ц и богин€ вызов прин€ла. ќбе выткали изображени€ богов, но работа јфины была Ђпарадным портретомї (по углам которого располагались сцены наказани€ смертных, осмелившихс€ бросать вызов богам Ц такой вот тонкий намЄк сопернице), творение же јрахны изображало любовные приключени€ «евса и ѕосейдона. јфине такое обличение еЄ ближайших родственников не понравилось Ц и она ударила соперницу челноком. јрахна от стыда повесилась Ц но этого было слишком мало, чтобы удовлетворить гнев богини: јфина вынула женщину из петли и обратила в паука Ц пусть ткЄт всю жизнь!

—уд€ по всему, человечество в ту эпоху ещЄ не забыло матриархат: в античной мифологии јфина занимает место р€дом с «евсом, она равна ему силой и мудростью, ей принос€т жертвы вслед за «евсом. ѕоистине странно наблюдать такое почтение к матриархальному божеству в цивилизации, унизившей женщину до уровн€ животного, которое даже любить невозможноЕ а может быть, в этом есть особа€ логика: ведь одна из причин ненависти к женщине в античной культуре Ц это страх перед еЄ природной Ђдикостьюї, котора€, освобожда€сь, ломает и крушит всЄ Ц как река в половодье (недаром, женское начало всегда ассоциировалась с водной стихиейЕ не забудем, что јфина Ц внучка ќкеана, а по другим данным Ц дочь ѕосейдона). » действительно, многие де€ни€ богини ужасают.  роме упоминавшейс€ уже несчастной јрахны в Ђсписок жертвї вход€т еЄ молочна€ сестра ѕаллада, дочь “ритона, которую богин€ случайно убила ещЄ в детстве Ц обзавед€сь попутно эпитетом ѕаллада, “иресий, которого она лишила зрени€ за то, что юноша случайно увидел еЄ омовение (правда, взамен он получил дар предвидени€)Е

ƒа, древн€€, изначальна€ женственность, воплощаема€ јфиной, не имеет ничего общего с Ђкисейными барышн€миї позднейших времЄн! ¬ Ђмужскомї мире эпохи патриархата древн€€ богин€-женщина предстаЄт как воительница: в битве с титанами она на одного из них наваливает остров —ицили€, с другого сдирает кожуЕ Ќо така€ мощна€ сила не только приводит в ужас Ц если быть с ней в хороших отношени€х, она принесЄт победу! ѕотому-то јфина почитаетс€ как богин€ победы, покровительствующа€ геро€м: ѕерсею, √ераклу, ќдиссеюЕ покровительства јфины пытались добитьс€ многие города, хран€ еЄ изображение Ц т.н. палладий: јргос, ћегара, —партаЕ был палладий и в “рое (как известно, это не помогло).

Ќо какой город определЄнно был под покровительство јфины Ц так это город, нос€щий еЄ им€, €вл€ющийс€ столицей современной √реции! «десь на вершине јкропол€, в главном храме ѕарфеноне Ц сто€ла сама€ знаменита€ из греческих статуй (к сожалению, не сохранивша€с€ до наших дней) Ц стату€ јфины ѕарфенос (јфины-девы), созданна€ скульптором ‘идием. «десь ежегодно устраивались панафинеи (а раз в 4 года Ц ¬еликие панафинеи) Ц празднества в честь богини с жертвоприношени€ми и музыкальными сост€зани€ми (ведь јфина считалась ещЄ и создательницей флейты).

Ћегенда рассказывает, что право покровительствовать јттике (местности, столицей которой были јфины) богин€ выиграла в честном споре с ѕосейдоном: он даровал городу источник, но пользы от этого жител€м было немного Ц вода-то в источнике была морска€, дл€ пить€ непригодна€! ј вот дар јфины оказалс€ более полезным Ц то было оливковое деревоЕ конечно, женщина всегда лучше знает, что нужно человеку! ѕотому-то древн€€ богин€-женщина Ц ещЄ и богин€ мудрости, в том числе Ц мудрости государственной.

—транно, что им€ столь значительной богини не было увековечено на звЄздном небе Ц ни одной планеты древние греки ей не посв€тили. Ђ¬осстановить справедливостьї попыталс€ в 1802 г. немецкий астроном √.ќльберс, назвав открытую им планету эпитетом јфины Ц ѕалладаЕ увы, ѕаллада оказалась всего лишь астероидом Ц хоть и большим, но одним из многих в главном по€се (правда, в еЄ честь назвали открытый вскоре после этого химический элемент Ц палладий).

“ак что планеты под названием јфина по-прежнему нетЕ не отражение ли это Ђмужского мираї, в котором не всегда находитс€ место женской мудрости?

deb
»ль€ ћуромец

+ аха, во всем виноваты мужчины ! ћо€ жена тоже так считает :))))))))))

spe
Ћеонид Ћапок

+++ ≈лена - здорово! Ќо какова воительница: содрать кожу. да еще и остров сверху навалить - и не какой-нибудь - —ицилию!
ћифы - те же сказки, только очень древние и почему-то, как правило, жутко кровожадные... Ќо интересно очень!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+