Менее возвышенные ассоциации вызывает это слово в устах гоголевского Ноздрева: «Но зато уж если вытащит из дальней комнатки... какую-нибудь бутылочку – ну просто, брат, находишься в эмпиреях». Впрочем, если состояние пьяного и греховно – сам-то он вполне может ощущать себя на вершине райского блаженства… откуда же пришло слово «эмпирей», и что имеют в виду, когда говорят «витать в эмпиреях»?
За ответом нам придется отправиться в Древнюю Грецию. Античная цивилизация вошла в историю как один из первых «взлетов» человеческой мысли. Именно там были предприняты первые попытки осмыслить природу вещества и структуру мироздания. Воззрения древнегреческих философов, размышлявших над этими проблемами, объединяются в понятии античной натурфилософии (буквально – «философия природы»). Именно в рамках этой философии возникло представление о шарообразности Земли и первая естественнонаучная картина мира, известная ныне под названием геоцентризма. Сейчас мы понимаем, что это было заблуждением – но мы должны признать, что это был шаг вперед по сравнению с представлением о плоской Земле на трех слонах или просто в Мировом океане.
Геоцентрическая система древнегреческих натурфилософов мыслилась как несколько сфер, окружающих Землю. Сферы эти состоят из некой неразрушаемой субстанции, а на них укреплены Луна, Солнце и пять планет, о которых люди в то время знали, восьмая сфера – звезды, девятая – Перводвигатель… а что же дальше?
За пределами девяти сфер мыслилось пространство, заполненное огнем – источником вечного света. Эта часть мироздания получила название «огненный», по-гречески – «эмпирей».
Итак, эмпирей – это высшая часть небесных сфер. В Средние века это осмыслялось в христианском духе – как место обители Бога, ангелов и святых. Примечательно, что понятие эмпирея сохранил и Н.Коперник – в его гелиоцентрической системе эмпирей располагался за сферой неподвижных звезд, как нечто пограничное между миром тварным и миром божественным.
Мотив эмпирея присутствует и у Данте Алигьери в его «Божественной комедии». Структура Рая у «божественного флорентийца» повторяет структуру мира в геоцентрической системе, но эмпирей предстает не как сфера огня, а как сфера Божественного Света: блаженные души праведников располагаются вокруг Света Божества стройными рядами амфитеатра, образуя подобие лепестков розы. Роза эмпирея – пожалуй, один из самых пленительных образов поэмы.
Дж.Мильтон, у котором мы уже упоминали, отождествил эмпирей с раем – небесным, в отличие от рая земного (Эдема). Эта обитель Бога и ангелов (людей там пока нет – ведь сюжет поэмы вращается вокруг грехопадения) представляется английскому поэту квадратной – тем самым противопоставляясь шарообразной земле.
Итак, эмпирей – это синоним высших небесных сфер и райских далей, пребывать в которых живой человек может разве что в мечтах. Именно такой смысл имеет выражение «витать в эмпиреях» – предаваться возвышенным мечтаниям, весьма далеким от реальности.