icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ягодкин
ћучают вопросы? ”знай

¬ чем загадка русской души?

  • 1219
  • 10

¬ чем загадка русской души?

ѕ
ѕомню, когда училс€ € на первом курсе исторического факультета, у нас был замечательный преподаватель по истории ƒревней –уси. ¬ формате шутки он пыталс€ показать нам, своим студентам, сложную историческую судьбу российского народа. Ђ“€жело жили российские кресть€не в XI веке, однако ещЄ сложнее стало во времена татаро-монгольского нашестви€, но и эти времена вспоминали с благодарностью при »ване √розном, которого поминали добрым словом во времена —муты. Ќо и это врем€ многим казалось раем в годы петровский преобразований...ї, - говорил преподаватель и так дошел до наших дней. „ем дальше, тем хуже. ¬ывод один: жизнь русского народа на прот€жении всей истории была т€желой и русскому человеку всЄ врем€ кажетс€, что Ђраньше было лучше, чем теперьї. ƒействительно ли это так? Ќе факт, но когда слушаешь бабушек, которые рассказывают Ђ ак хорошо жилось при —талинеї, которого часто в историографии Ђзамазывают черной краскойї, то невольно задумываешьс€, так ли это было на самом деле или просто бабушке так кажетс€, потому что в ту эпоху проходили еЄ молодые годы.

–усский народ действительно удивительный.  ак разгадать тайну русской души? Ќаш народ выигрывал войны, противосто€л вторжени€м иноземцев, сто€л на своЄм не смотр€ ни на что. ¬споминаютс€ слова песни ѕримадонны: ЂЌас бьют - мы летаемї. Ќедаром советский поэт ≈вгений ≈втушенко назвал главной чертой русского национального характера Ђпретерпелостьї от слова Ђтерпетьї.  ак бы ни травили –оссию санкци€ми и информационной войной, как бы ни пытались отстранить от ќлимпиады, а мы всЄ равно в первой п€терке по количеству медалей, ни с шестом выше всех прыгнем, так сабл€ми и рапирами всех зарубим на соревновани€х по фехтованию. » истори€ и современность показывают, что русские не сдаютс€, русские живут на преодолении и всегда, в любой ситуации остаютс€ русскими.

¬ современной гуманитарной науке, наверное, нет более актуального вопроса, чем вопрос о национальной идентичности. ¬едь в любой кризисный этап истории на первое место выходит Ђнациональноеї, так это было на рубеже XIX-XX века, когда рушились мировые империи, когда ≈вропа находилась на рубеже двух исторических эпох. “о же самое происходит и сегодн€ в эру глобализации, когда границы стран и культур стираютс€, и Ђмировой гегемонї с американской физиономией распростран€ет по миру не только своЄ политическое и экономическое, но и культурное вли€ние. Ќас учат жить по-американски. ¬опрос, в исторической науке названный проблемой Ђкризиса национальной идентичностиї, всЄ более €вно встает в современном обществе. ѕечально, что это мало кто замечает. »менно Ђнациональныйї вопрос лежит сегодн€ в основе многих процессов происход€щих в различных регионах мира, в том числе на Ѕлижнем ¬остоке, и, уж извините, на ”краине.  ак бы быстро не шли процессы глобализации, и как бы не пыталось западное общество подогнать всех по общие стандарты, национальные особенности нельз€ стереть. ѕеред людьми встает вопрос: Ђј кто мы, в этом новом мире, и по какому пути нам идтиї. “ак это было в конце XIX века, так это происходит и сегодн€. Ќациональный код - это диагноз и никакими Ђглобализаци€миї его не победить.

ћногие философы бились над вопросом, в чем же загадка русской души, однако однозначный ответ на этот вопрос дать сложно даже сегодн€, когда проблемы Ђнационального характераї и национальной идентичности ввиду своей актуальности активно исследуютс€ гуманитарными учеными.  онечно же, русскому человеку в первую очередь придет в голову знаменита€ русска€ триада —. —. ”варова, Ђѕравославие, самодержавие, народностьї, положенна€ в основу Ђ“еории официальной народностиї, ставшей идеологией самодержавной –оссии. Ђ–елигиозна€ идентичностьї, Ђќтношение к властиї и Ђќбраз родиныї - три основополагающих концепта, на базе которых можно рассмотреть национальный характер. »так, давайте попробуем оперетьс€ на русскую триаду и рассмотреть еЄ элементы не только применительно к эпохе Ќикола€ I, когда она была создана, но и ко всей российской истории и к современности. ѕервый элемент - православие.  онечно, религиозна€ идентичность играет важную роль в национальном сознании, однако сегодн€ –осси€ - светское государство, за плечами которого 70 лет советского атеизма. ќ каком православии можно говорить? Ќа самом деле, можно! ѕравославие стоит понимать не буквально, как всеобщее религиозное вероисповедание и хождение в церковь, а как элемент сознани€ или даже Ђподсознани€ї, как основу русской духовности. ¬ годы ¬еликой ќтечественной войны, в советскую атеистическую эпоху, русский солдат выбегал из окопа с криком Ђ«а родину, за —талина!ї и при этом крестилс€! ¬от она, бессознательна€ религиозна€ идентичность. ƒаже самый €рый атеист сегодн€, остава€сь русским, хранит в себе частичку православной культуры. Ќедаром самое большое количество ангелов было у русских св€тых, а из 12 св€тых мест на земле Ч п€ть находитс€ на территории –оссии. ј как же €зыческа€, довладимирска€ –усь, спросите вы. ќна что, не была –усью? ¬едь христианство к нам принесли греки.  ак раз-таки была, именно этот причудливый синтез €зыческих традиций и поверий и православной культуры и составил основу русской духовности. »менно глубока€ и своеобразна€ русска€ религиозность легла в основу быти€ русского человека, который живет, ни разумом (как англичанин или американец), а именно чувствами.

ѕерейдем к следующему элементу Ч самодержавие. ќп€ть же, при взгл€де на современную –оссию видим нестыковку. —егодн€ –осси€ - республика, и страной управл€ет президент. Ќо дело, оп€ть же, не во внешней стороне вопроса, а во внутренней, важна не форма, а содержание. ¬ажно не то, как называетс€ по  онституции глава государства, а в отношении русских к власти. ’очетс€ вспомнить из стихотворени€ Ќ. ј. Ќекрасова : Ђ¬от приедет барин, барин нас рассудитї. ¬ ней замечательно отражаетс€ отношени€ простого русского человека к Ђбаринуї, будь то помещик, монарх или президент.  то бы ни сто€л во главе государства Ч великий кн€зь, царь, император, генеральный секретарь или президент, –осси€ по сути всегда будет оставатьс€ монархией. –усский всегда будет верить в своего правител€ и ассоциировать современную жизнь именно с ним. Ёто про€вл€етс€ даже в бытовой речи, чего стоит выражение Ђ—талина на них нетї. ѕочему именно —талина, почему не Ђѕартии на них нетї или Ђ√енсека на них нетї. ¬ –оссии власть всегда персонифицирована. —егодн€ мы часто говорим фамилию Ђѕутинї име€ в виду не конкретное лицо, а всю российскую власть, котора€ олицетвор€етс€ дл€ нас в президенте. » с точки зрени€ ментальности и национального характера, не имеет никакого значени€, что будет написано в  онституции.

Ќу а теперь самый сложный компонент, народность. ¬ нем, собственно, и выражаетс€ квинтэссенци€ национального характера, это Ђнациональна€ обособленностьї, национальные черты, защита своей культуры от всего иностранного. Ќародность - основополагающий элемент культуры, символический образ народа.

“ри этих элемента определ€ют специфические черты русского характера. Ёто способность русских жить чувствами, а не разумом. ЂЋюбить, так любитьї, Ђ√ул€ть, так гул€тьї. ј как же любимое русское ЂЌа авосьї, разве это не характеристика национальной культуры, не про€вление веры в высшие силы и надежды на цар€ и бога?

√овор€ о русской душе и русской национальной идентичности, нельз€ не обратитьс€ к так называемой Ђрусской идееї, которую в своЄм творчестве разрабатывали выдающиес€ писатели и философы нашей страны, такие как ј. —. ѕушкин, Ќ. ј. Ѕерд€ев, ¬.—. —оловьев, ‘. ћ. ƒостоевский и др.

¬ рамках разработки Ђрусской идеиї было выделено три черты русского самосознани€: мистицизм, историзм и эстетизм. –ассмотрим их и сопоставим с интерпретированной выше триадой.

ћистицизм в понимании русских во многом соотноситс€ с православием, это воспри€тие бога, интерпретации религиозной культуры, органическое соединение Ђрациої с Ђчувственнымї. ћистицизм национальной культуры как раз и про€вл€етс€ в умении жить Ђчувствамиї, а не Ђразумомї. –усска€ культура иррациональна и это противопоставл€ет еЄ ≈вропе.

»сторизм Ч религиозно-космический концепт культуры, выраженный в идее преемственности (теори€ Ђћосква-“ретий –имї) и идеи соборности. —оборность одна из главных черт русской истории. Ќа современном €зыке соборность можно назвать Ђколлективизмомї, противопоставленным западному Ђиндивидуализмуї, который сейчас так усиленно нав€зываетс€ нам «ападом. –усские всегда жили Ђсоборної, коллективно. ¬ то врем€ как на западе развивалось фермерство Ч индивидуальное хоз€йство, в –оссии существовала сначала Ђкресть€нска€ общинаї, потом Ђколхозї. ¬ ≈вропе и јмерике люди едва знают своих соседей, а даже если общаютс€, то не так Ђдушевної как у нас. Ќу какому американцу придет в голову пойти к соседу Ђза луковицейї. ¬от именно поэтому распространенный по миру в ходе глобализации американский концепт ЂSelf Made ManФ идет в противоречие, в разрез с русской ментальностью. ” них каждый сам за себ€, у нас Ђмы вместеї и Ђвместе мы - силаї. »менно дух соборности и коллективизма помогал русскому народу выжить в самые т€желые времена истории, и Ќаполеона прогнать и до Ѕерлина дойти.

Ќу и наконец Ђэстетизмї, треть€ составл€юща€ русской идеи, которую раскрывает в своих трудах наследник Ђрусской религиозной философииї ј. ‘. Ћосев. ќн обращает внимание на специфику русской мысли, котора€ строитс€ не на Ђабстрактныхї пон€ти€х, как на «ападе, а на художественных образах. ќбразность и противосто€ние западному рацио Ч вот основа русского эстетизма. Ќедаром почти все русские философы были писател€ми и наоборот, и даже те философы, кто не создал художественных текстов, отличались образным художественным словом.

ј. —олженицын выдел€л такие черты русского характера как Ђсмирение с судьбойї, Ђсамопожертвованиеї и Ђсостраданиеї, и в построени€х великого нашего писател€ советской эпохи мы видим элементы, которые присутствуют и в Ђтриадеї и Ђрусской идееї. Ђ—мирение с судьбойї - есть вера в бога и цар€ батюшку, истоки которой кроютс€ в православной культуре, Ђсамопожертвованиеї и Ђсостраданиеї это про€вление соборности, с одной стороны , а с другой то , что ≈втушенко назвал Ђпретерпелостьюї, способность Ђтерпетьї и Ђстрадатьї, ради народа, ради великой цели.

» всЄ же главна€ черта русского характера, обобщающа€ всЄ Ч мистицизм и иррациональность, жизнь Ђпо сердцуї, а не Ђпо разумуї, вот поэтому иностранцам так сложно пон€ть Ђтайну русской душиї. Ќедаром великий поэт “ютчев писал: Ђ”мом –оссию не пон€ть, аршином общим не измерить, у ней особенна€ стать, в –оссию можно только веритьї.

mas
ћарк Ѕлау

Ќа Ѕлижнем ¬остоке не национализм проблема, а трайбализм. Ќаций нет, есть роды и религии.

top
Halida Rojkova

‘еномен, однако! ¬се говор€т правильные вещи, подвод€т теоретический фундамент, стро€т стены из философских трактатов, окна став€т из литературных примеров, крышу кроют историческими фактами. ј загадка, как была, так и осталась не разгаданной. ‘еномен, как есть феномен :)

deb
јнатолий ягодкин

ћарк, да. “ам сво€ специфика. ѕроблема "идентичности" там про€вл€етс€ в первую очередь в религиозной, исламской идентичности, на которой строитс€ культурный фундамент этих стран. √лобализационные процессы идут в разрез с традиционной исламской культурой. »х пытаютс€ научить жить так, как живут в западных странах. ѕопытка "повести всех под одну гребенку" на ¬остоке обратилась трагедией. Ќоги у многих современных процессов растут оттуда, вот что € имел ввиду. –елиги€ во многих случа€х основа культурной идентичности.

deb
јнатолий ягодкин

’алида, согласен. я не случайно закончил “ютчевым.  ак можно пон€ть разумом загадку русской души если разгадка в иррациональности, пон€ть русскую душу нельз€, еЄ можно только прочувствовать, на интуитивном, мистическом уровне. » соответственно любое выражение словами будет неточным, приблизительным, схематичным. "¬ –оссию можно только верить".

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+