icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ладислав „ерных
ћучают вопросы? ”знай

“ернистый путь к звЄздам, или ќпасно ли летать в космос?

  • 1082
  • 10

“ернистый путь к звЄздам, или ќпасно ли летать в космос?

—егодн€ исполн€етс€ 55 лет первому полету человека в космос. ¬от уже поболее полувека люди отправл€ютс€ на орбиту, как на работу, и все это врем€ разработчиков и космо/астро/тайко-навтов не оставл€ет в покое один важный вопрос Ц какие опасности поджидают покорителей космоса? „его им ждать от враждебной человеку черной пустоты? ѕорой кажетс€, что все рассчитано и предусмотрено, но вдруг вмешиваетс€ какой-нибудь совершенно малозначащий на «емле фактор, и в лучшем случае Ц Ђ’ьюстон, у нас проблемы!ї, а в худшем Ц вообще молчокЕ навсегда. “ак что давайте разберемс€, на какие подводные камни приходитс€ натыкатьс€ пилотируемой космонавтике, и за какой риск космонавтам дают награды.

«лые козни рисков, сопровождающих космические запуски, начинаютс€ ещЄ до взлета. —пециалисты, обслуживающие стартовые комплексы, и по сей день содрогаютс€ при упоминании ЂЌеделинской катастрофыї, случившейс€ ещЄ до первого полета в космос, в 1960 году. “огда взрыв на стартовой площадке Ѕайконура унес жизнь маршала Ќеделина, пренебрегшего техникой безопасности, и с ним жизни ещЄ сотни человек.

¬ то же врем€ при подготовке к полету получил ожоги в барокамере и умер ¬алентин Ѕондаренко. ј в 1967 году, при тренировке на старте, в скоротечном пожаре погибли американские астронавты √риссом, „аффи и ”айт. »х погубил врожденный порок корабл€ Ђјполлонї - атмосфера из чистого кислорода, в котором все горит, как порох.  онечно, с тех пор требовани€ к безопасности многократно усилились, но и сейчас подготовка к запуску Ц это очень нервное зан€тие.

—ам старт тоже €вл€етс€ изр€дным испытанием дл€ нервов всех участвующих в этом процессе. “от факт, что люди сид€т на вершине огромной бочки с керосином и окислителем, не добавл€ет спокойстви€, а тут ещЄ она летит, вибрирует и горит с одного конца (это если все нормально)! »нженеры стремились обезопасить космонавтов и дать им возможность покинуть корабль в самые опасные первые минуты.

Ќа первых корабл€х Ђ¬остокї космонавт мог катапультироватьс€ из кабины пр€мо на стартовой площадке, а потом была придумана система аварийного спасени€, срывающа€ и унос€ща€ прочь от ракеты весь спускаемый аппарат. ¬ 1983 году она спасла космонавтов ¬ладимира “итова и √еннади€ —трекалова при взрыве ракеты-носител€ на стартовом столе за пару секунд до взлета.

Ќаши коллеги по космосу из —Ўј тоже пользовались такими системами, но перейд€ к программе УSpaсe ShuttleФ, отказались от них. ¬озможно, вылезли технологические проблемы, или же вера в надежность американской техники оказалась слишком велика, но покинуть шаттл при аварии на старте было невозможно. ¬ 1986 году это аукнулось самым печальным образом Ц при взрыве Ђ„елленджераї не уцелел никтоЕ

¬прочем, даже если ракета благополучно ушла со старта, расслабл€тьс€ рано Ц иногда непри€тности случаютс€ на самой границе космоса. ¬ 1975 году это испытали на себе космонавты Ћазарев и ћакаров Ц их Ђ—оюз-18-1ї не долетел до орбиты и сверзилс€ на «емлю с перегрузками свыше 20 единиц, чуть не угодив во враждебный  итай. Ѕедолаг еле вытащили из заснеженной горной тайги.

ќднако и оказавшись на орбите, успокаиватьс€ не стоит Ц непри€тности только и ждут вас на всех этапах! ≈ще во врем€ полета √агарина Ђ¬остокї преподнес и космонавту, и конструкторам несколько сюрпризов (об этом хорошо написано в статье ћарка Ѕлау Ђ то такой ёрий √агарин?ї). Ќо тогда беды не случилось, а вот в 1970 году у американцев приключилс€ инцидент посерьезней Ц при полете к Ћуне на Ђјполлоне-13ї рванул баллон с кислородом, и только благодар€ титаническим усили€м астронавтов и «емли все закончилось без жертв.

  счастью, катастроф с гибелью людей на орбите до сих пор не случалось, это пока что самый безопасный участок космического полета. ќднако разные нефатальные непри€тности и тут преследовали космонавтов посто€нно Ц то система стыковки откажет, то космическую станцию Ђ—алют-7ї замороз€т до нерабочего состо€ни€, а то и экипаж переругаетс€, да так, что на «емле вынуждены были досрочно полет прекратить, мотивировав это проблемами со здоровьем у космонавтов.

ќчень много вс€ких непри€тностей было у экипажей, работавших на станции Ђћирї - она выработала три срока, к концу карьеры сильно заросла €довитой плесенью, а однажды еЄ даже протаранили при стыковке. ¬прочем, и сейчас на космическом гиганте ћ — хватает проблем, посто€нно вылезают вс€кие мелкие неполадки, но угроз жизни экипажей, тьфу-тьфу, доселе не было.

Ќо вот полет заканчиваетс€, и покорителей космоса уже манит к себе наша планета Ц така€ родна€ и близка€, всего лишь в нескольких сотн€х километров! Ќо преодолеть их не так уж и просто Ц печальна€ статистика говорит о том, что наибольшее количество трагических случаев произошло именно на этапе торможени€ и спуска. Ётот печальный счет открыл в 1967 году ¬ладимир  омаров на Ђ—оюзе-1ї - из-за нарушений технологии при монтаже нештатно сработали парашюты, капсула разбилась об землю.

„ерез четыре года в жертву космосу ушли сразу трое - ƒобровольский, ¬олков и ѕацаев. »х Ђ—оюз-11ї разгерметизировалс€ при спуске, космонавты задохнулись Ц как раз в то врем€ скафандры дл€ экипажа были заменены тренировочными костюмами дл€ облегчени€ веса, чтобы посадить третьего члена экипажа. –ешение срочно отменили, летать Ђв исподнемї перестали.

ќчень большую опасность дл€ возвращающихс€ космонавтов представл€ет этап торможени€, сопровождающийс€ чудовищным нагревом. —амые первые космические корабли спускались по так называемой баллистической траектории с большими перегрузками, нагрева€сь при этом до дес€тка тыс€ч градусов. “олько толста€ испар€юща€с€ защита спасала их от гибели. ¬ наше врем€ аппараты спускаютс€ Ђнежнейї, тормоз€ за счет аэродинамических форм, но все равно раскал€ютс€ изр€дно.

–абоча€ лошадка нашей космонавтики Ц Ђ—оюзї рассчитан так, что может производить как аэродинамический спуск, так и Ђкамнем с орбитыї. » такое порой случалось Ц например, в 2008 году в баллистический спуск сорвалс€ Ђ—оюз-“ћј 11ї.  ак и в случае с √агариным, не разделились воврем€ отсеки. Ќаш ёрий ћаленченко и американка ѕегги ”итсон перенесли спуск нормально, а вот коре€нку Ћи —о ®н вынесли из аппарата в полубессознательном состо€нии и с травмой спины.

јмериканские Ђшаттлыї, при всем их техническом совершенстве, теплозащиту имели похуже. ќни рассчитывались на спуск Ђпо-самолетномуї, вход€ в атмосферу под небольшим углом и нагрева€сь не столь сильно. Ёто позвол€ло сделать защиту легче, однако когда отлетевшие керамические защитные плитки сгубили Ђ олумбиюї и семь астронавтов, стало €сно Ц лучше помассивней, но и понадежней.

¬озникает резонный вопрос Ц а получитс€ ли как-нибудь помочь попавшим в беду космонавтам, если, конечно, их гибель была не мгновенной? ƒл€ начальных и конечных этапов полета сейчас, пожалуй, сделано все возможное, а вот в случае непри€тностей на орбите все не так радужно. ≈сли экипаж в беде, корабль обездвижен, воздух кончаетс€ Ц что можно сделать в этой ситуации? ј почти что и ничего Ц если в советское врем€ существовал резерв ћинистерства обороны, из которого могли выделить ракету и спасательный корабль, то сейчас, увы, такого нет.

» даже если каким-то чудом на орбите в это врем€ окажетс€ чей-нибудь корабль, не факт, что он сможет приблизитьс€ к терп€щему бедствие Ц дл€ совмещени€ траекторий просто может не хватить горючего. ƒа и потом от него толку будет мало Ц у разных стран совершенно разные стыковочные узлы, стандарты разъемов на кабел€х и шлангах. » воздуху-то накачать бедн€гам не получитс€, а уж про вз€ть на борт Ц и не заикайтесь, куда их распихивать?

 огда ———– и —Ўј только начинали осваивать космос, у тогдашних руководителей проскакивала дельна€ мысль о совместных усили€х и стандартизации интерфейсов, но она была похоронена под грузом политических амбиций. ѕотом был Ђ—оюз-јполлонї, в пам€ть от которого остались только сигареты и хороший совместный стыковочный узел јѕј—, работающий сейчас у китайцев. ƒаже на ћ —, оплоте межнационального сотрудничества, в национальных модул€х разные стандарты электропитани€, разные стыковочные узлы.

— грустью приходитс€ признать, что в области обеспечени€ совместной безопасности космических полетов больших подвижек пока нет. ≈сли между –оскосмосом, NASA и ESA худо-бедно, но существует какое-то взаимодействие, то с набирающим силы в космосе  итаем вообще ничего не €сно. ƒа, они используют советско-российские наработки, но что они там своего намудрили Ц никому не говор€т и сотрудничать не стрем€тс€. “ем не менее, кооперироватьс€ в этой области надо Ц поодиночке надежды на успех малоЕ


pro
“амара ћеркулова

»з всего вышеизложенного возникает вопрос: а нужны ли пилотируемые полеты?

top
Halida Rojkova

ќпасна€ професси€! “очно сказано: "ƒорога в космос вымощена жизн€ми самых отважных людей". »нтересно написано, читаетс€ на одном дыхании. +++++++++

spe
ёли€ ƒворникова

18 марта 1980 года на испытательном космодроме Ђѕлесецкї (јрхангельска€ область, г. ћирный) произошла катастрофа, приведша€ к многочисленным человеческим жертвам, Ц при подготовке к запуску ракеты-носител€ Ђ¬осток-2ћї на пусковой установке произошЄл взрыв. ¬сего во врем€ аварии на своих рабочих местах, в непосредственной близости от ракеты, находились и выполн€ли соответствующие технические задачи 141 человек. ¬ результате взрыва на пусковой установке погибло 44 военнослужащих, более 40 получили ранени€ различной степени т€жести и были доставлены в госпиталь, где ещЄ 4 человека впоследствии скончались, 26 сгорели мгновенно в шахте.
¬ерсии самые разные, до сих пор нет единой. 18 марта в ћирном - день пам€ти и скорби.
» это был не пилотируемый полЄт! ј люди погибли! ¬от так.
Per aspera ad astra.
—тать€ зацепила конкретно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

spe
¬ладислав „ерных

ёли€, спасибо за дополнение, € не знал об этом случае.  стати, если стать€ действительно зацепила - загл€ните в личку...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+