icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

 то такой крепостной д€дька - воспитатель или н€нька мужского пола?

  • 2138
  • 6

 то такой крепостной д€дька - воспитатель или н€нька мужского пола?

¬
¬ 18 Ц 19 веках российское двор€нство или, как его еще называли, Ђблагородное сословиеї, состо€ло из людей, главной задачей которых была государственна€ служба.

Ёто мы сейчас говорим Ђгосударственна€ службаї, подразумева€ Ђслужба государствуї. Ћюди же того времени рассматривали ее, как службу лично государю. Ќичего удивительного в этом нет, если вспомнить, что монархи€ называла себ€ самодержавной, то есть напр€мую олицетвор€ла цар€ и государство.

ќб€зательность службы дл€ двор€нства определил еще ѕетр I. »м же был в общих чертах определен и пор€док государственной службы. ¬ основе этого пор€дка лежала Ђ“абель о рангахї, котора€ устанавливала градацию чинов и последовательность их получени€. —лужба могла быть военной, гражданской или придворной.

«а службу императору двор€нство жаловали большими правами и привилеги€ми, самой главной из которых была возможность владени€ земл€ми вместе с кресть€нами, живущими на этих земл€х. »мени€ могли занимать тыс€чи дес€тин земли, могли быть и одной деревенькой. Ќо всегда это были населенные земли. «емл€ без людей в то врем€ никакой ценности не имела. ѕотому и не было в —ибири помещиков, что в тех кра€х сделать человека крепостным, прикрепить его к земле, было невозможно. —бежит-с. —ибирь велика, пойди его, беглеца, поймай.

“аким образом, основное богатство империи создавалось трудом миллионов рабов. ќни кормили себ€ и своих господ, они строили города и церкви, они воевали в армии. Ќа ”рале даже возникло чудо, которого не было нигде и никогда в мире, крепостна€ промышленность.  репостные работали на заводах и в рудниках. ¬ыплавл€ли чугун и медь, добывали руды и драгоценные камни. ƒаже, говор€т, паровоз изобрели. ј кроме этого (так сказать, факультативно) они еще пахали, се€ли и собирали урожай дл€ собственного прокорма.

ƒвор€нское жилье в городе и в деревне обслуживало, поддерживало в чистоте и пор€дке значительное число крепостных, которых называли Ђдворовымиї. ƒворовые слуги были освобождены от работы в поле и кормились вместе с господами. Ќо это совсем не значит, что их жизнь существенно отличалась от жизни деревенских родственников. » работа была не легче (а главное, и днем, и ночью), и все врем€ на барских глазах, что не есть хорошо. Ќе угодил, не понравилс€ Ц продадут или сдадут в солдаты. √орнична€ Ћиза из грибоедовского Ђ√ор€ от умаї сформулировала это так:

јх, от господ подалей;

” них беды себе на вс€кий час готовь,

ћинуй нас пуще всех печалей

» барский гнев, и барска€ любовь.

ј ведь в ћоскве девушка жила Ц чего, казалось бы, могло быть лучше!

 стати, у девушек был всегда бќльший шанс попасть под наказание. Ќе ответила на сексуальные домогательства барина или барчука Ц добро пожаловать в ссылку в какую-нибудь далекую деревню. ќтветила Ц тоже ничего хорошего. ’оть лицо сажей мажь, чтобы не загл€дывались, чтоб не приставали.

¬прочем, мы сейчас не о сексуальном воспитании юных двор€н, а о воспитании просто. Ќадо сказать, что в обслуживании и в воспитании барских детей участвовал с дес€ток слуг. Ёто были и медики (только иностранцы) и иностранные же учител€, и русска€ н€н€, и русска€ сиделка, и кормилица, и кучер, и прачка, а также горничные и лакей.

„ем знатнее была семь€, тем больший сонм слуг окружал детей. ¬ царской семье у каждого ребенка была английска€ бонна, две дамы дл€ дежурства ночью, кормилица, четыре горничные или же н€ньки, восемь лакеев, восемь истопников, два камер-лаке€ и два камердинера (кто-нибудь знает разницу между первыми и вторыми?)

ѕервой воспитательницей ребенка в двор€нской семье была н€н€, котора€ находилась при нем примерно до п€тилетнего возраста. «атем девочки попадали под опеку бонн (чаще всего, англичанок), к мальчикам же приставл€ли Ђд€дькуї. ƒ€дька был, по сути, тоже н€нькой, только мужского пола.

ƒ€дька мог быть иностранцем. ” геро€ толстовского Ђƒетстваї, Ќиколеньки »ртеньева это был немец  арл »ванович. ƒ€дька-иностранец помогал мальчику с детства овладеть иностранным €зыком. ћожет, кто-нибудь вспомнит, кто был д€дькой у ≈вгени€ ќнегина?

Ѕлагодар€ д€дькам-иностранцам многие двор€нские дети раньше, чем русский €зык осваивали французский и (или) немецкий. ¬ажный признак того, какой €зык €вл€етс€ дл€ человека родным: тот €зык, на котором человек видит сны. “ак вот, и ѕушкин, и Ћев “олстой видели сны на французском €зыке.

ј русскому €зыку ребенка учил русский д€дька или русска€ н€нюшка. ѕри этом, что характерно, они обучали воспитанника не Ђстандартномуї русскому €зыку (тогда такого не было), а €зыку местному. “ак что ѕушкин, воспитанный в ћоскве, (а потом еще немало обученный н€ней, уроженкой ѕсковской губернии) и Ћермонтов, который вырос в ѕензенской губернии, если бы они встретились, могли бы друг от друга узнать много новых слов.

» н€н€, и д€дька полностью брали на себ€ заботу о всех бытовых мелочах в жизни воспитанника. ƒ€дька поднимал мальчика по утрам и укладывал его спать вечером. ƒ€дька провожал сына на половину родителей. ќн же следил за тем, чтобы мальчик был чист и опр€тен, оберегал его здоровье, а еще развлекал, сопровожда€ на прогулках и в поездках.

ƒ€дьке вмен€лось в об€занность также готовить барчука к взрослой мужской жизни. ≈сли кто-то при этом глупо хихикнул, да будет ему стыдно. »менно д€дька учил мальчика верховой езде и брал в лес на охоту и на рыбалку.

ј в фильме Ђ√усарска€ балладаї крепостной д€дька героини, Ўурочки јзаровой, которого исполн€ет Ќ. рючков, не только обучил девочку верховой езде, но даже бежал с ней воевать Ѕонопарти€. —лучай, конечно, фантастический и по тогдашним пон€ти€м наказуемый. ¬прочем, и то, что к девушке был приставлен д€дька, а не н€нюшка Ц тоже нонсенс.

 стати, и первым молитвам барчука учил обычно д€дька. ј поскольку многие д€дьки были к тому же и весьма грамотны, иногда (особенно, в провинции) они были также первыми учител€ми своих подопечных.

¬о ¬ладимирской области в деревне ќрехово находитс€ мемориальна€ усадьба всемирно известного математика и механика, первого теоретика авиации, Ќикола€ ≈горовича ∆уковского (1847 Ч1921). —реди прочих экспонатов там выставлен маленький игрушечный пропеллер. ѕропеллер этот выпилил дл€ маленького  оли лобзиком крепостной д€дька ¬арфоломей ”сатов. ¬ыпилил, прибил гвоздем на палочку и дал подопечному, чтобы весьма упитанный и не слишком ловкий  ол€ бегал с этой вертушкой по двору. ћаленький мальчик сначала так и развлекалс€, носилс€ из конца в конец двора. „ерез несколько дней он придумал новую забаву. «акрепил пропеллер на спине, на л€мках штанишек. ¬ таком виде юный  арлсон забралс€ на крышу сара€ и изготовилс€ дл€ прыжка. “рудно сказать, что бы из этого могло выйти. ћожет быть, знаменита€ формула ∆уковского дл€ расчета подъемной силы крыла сейчас называлась другим именем. Ќо мать, увидев эту ужасную картину, крикнула снизу, за секунду до того, как ее сын шагнул в пустоту:

- –асставь руки!

 ол€ послушалс€, и не то чтобы спланировал на расставленных руках, но все же упал с высоты п€ти-шести своих ростов вполне удачно. ƒ€дьке, веро€тно, сделали внушение: нельз€ оставл€ть умного мальчика наедине с опасными игрушками. ќсобенно, с пропеллерами.

—амый известный образ д€дьки в русской литературе Ц это —авельич из Ђ апитанской дочкиї. ѕрототипом его был пушкинский д€дька Ќикита “имофеевич  озлов (1778 Ч 1851). ќн был крепостным из болдинского имени€ ѕушкиных (Ќижегородска€ губерни€).   ѕушкину он был приставлен в ћоскве, в детские годы поэта. Ќикита  озлов сопровождал ѕушкина в качестве слуги всю жизнь. »менно он вез раненного на дуэли поэта с „ерной –ечки домой и на руках перенес его из кареты в квартиру. Ђ√рустно тебе нести мен€?ї, Ц спросил слугу ѕушкин. Ќикита  озлов сопровождал тело ѕушкина в —в€тогорский монастырь, где поэт был похоронен.

ћежду ѕушкиным и Ќикитой  озловым отношени€ были дружественные (насколько возможны были в то врем€ дружественные отношени€ между двор€нином и его крепостным) ¬ 1819 году ѕушкин жил в ѕетербурге, на ‘онтанке. ¬ том же доме на другом этаже жил его друг ћ.ј. орф. ”  орфа был свой лакей, с которым Ќикита  озлов по пь€нке решил вы€снить отношени€.  орф вышел на шум, побил слугу ѕушкина и выставил его вон.  огда Ќикита  озлов пожаловалс€ барину на то, что его побил  орф, ѕушкин, не долго дума€, вызвал друга на дуэль. ќн был драчлив. ¬сего за несколько мес€цев до этого по какому-то пуст€ковому поводу стрел€лс€ со своим другом  юхельбекером. Ѕлаго,  орф по пуст€ковым поводам судьбу не испытывал. Ђя не принимаю ¬ашего вызова по столь ничтожному поводуї Ц ответил он Ц Ђне потому что ¬ы Ц ѕушкин, а потому что € Ц не  юхельбекерї. Ќа том и покончили.

 ак видим, между опекуном-д€дькой и опекаемым возникали отношени€ почти родственные. —ейчас это может показатьс€ странным. Ќо и в южных американских штатах, когда там было рабство (то есть еще во времена ѕушкина и даже в годы детства Ќ.≈.∆уковского) подобные почти семейные отношени€ возникали между белыми мальчиками и их черными воспитател€ми-опекунами. ј уж какие страшные сказки они рассказывали своим воспитуемым!  уда там полупь€неньким рассказам Ќикиты  озлова или сладостным байкам јрины –одионовны. Ѕудь у ѕушкина негрит€нский д€дька Ц эх, какие бы триллеры потомок арапа ѕетра ¬еликого оставил в подарок удивленному человечеству!


pro
“амара ћеркулова

ќго-го!  апитальный труд, однако! я не думала, что на эту тему можно так интересно написать.

pro
—емен ÷ыгановский

Ёпизод про юного Ќикола€ ∆уковского очень забавный. ≈го не придумали, случайно?

ј вот еще несколько иллюстраций. “е, кто прочел про Ќикиту  озлова, поймут.

spe
ёли€ ƒворникова

—татью прочла, ка всегда, с удовольствием! ѕредставила себе  арлсона в виде вампира и подумала, что «олотой ѕетушок вполне мог быть домашним бесом. ¬згрустнула над "“аким образом, основное богатство империи создавалось трудом миллионов рабов. ќни кормили себ€ и своих господ, они строили города и церкви, они воевали в армии." - сколько лет, а всЄ ничего не мен€етс€! ¬ общем, стать€ "затронула". —пасибо!!!

pro
Ќадежда  ћаслова

Ёто вполне естественно, что между д€дькой и его подопечным возникают родственные отношени€. ќни ведь всЄ врем€ вместе. ѕо сути д€дька замен€ет родителей. ” моего мужа тоже была н€н€, и он еЄ теперь вспоминает гораздо чаще, чем родную бабушку, жившую отдельно и очень далеко. +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+