icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
«аконы и безопасность

 то такие предатели?

  • 3119
  • 14

 то такие предатели?

Ё
Ёх, хорошо сказал ѕапа –имский ‘ранциск:

Ђ»нтернет есть дар Ѕожий. ќн предоставл€ет нам поистине безграничные возможности дл€ человеческого единени€ и про€влени€ солидарностиї.

Ќам бы пользоватьс€ этим даром Ѕожьим всласть. «наний набиратьс€, поздравл€ть друг друга с праздниками, смешить анекдотами и веселыми демотиваторами, флиртовать в »нтернете, в конце концов!

Ќо мы упр€мо путаем Ѕожий дар с €ичницей. » в наши тухлые времена сеем ненависть по виртуальному своему пространству. ¬ последние дни во всевозможных социальных сет€х, форумах и в уютных своих бложиках обзываем друг друга не иначе как предател€ми.  лассова€ ненависть закипает с шумом, как электрочайник.

ƒа, кстати, а не разобратьс€ ли нам, кто такие предатели?

Ёто, оказываетс€, совсем не просто. ѕсихологи и философы спор€т по этому поводу. Ќаиболее распространена мысль о том, что предательство Ц это нарушение некоторого социального договора. ћногие критикуют применение здесь самого пон€ти€ Ђсоциальный договорї, которое как бы выводит за рамки и движущие мотивы предательства, и его воздействие на того, кого предали. ќднако, ничего лучшего взамен пон€ти€ социального договора критики предложить не могут, и в конце концов сами констатируют это, совету€ обращатьс€ за примерами к художественной литературе.

Ќу, если к художественной литературе, то как не вспомнить великого архитектора загробного мира ƒанте јлигьери. ¬ аду ƒанте дев€ть кругов образуют гигантскую воронку, упирающуюс€ в центр земли. „ем больше номер круга, тем т€желее преступление, за которое здесь карают грешников. ¬ дев€тый круг ада ƒанте помещает обманувших доверившихс€, то есть попросту предателей. ¬ первом по€се этого круга,  аине, вмерзли в лед те, кто предал родных. ¬о втором по€се, јнтеноре, - изменившие своим единомышленникам или своей –одине. “ретий по€с называетс€ “оломе€. «десь спиной в лед вмерзли предатели друзей. ¬о внутреннем по€се, который называетс€ ƒжудекка, караютс€ те, кто изменил благодетел€м. Ёто три человека, предатель ’риста »уда »скариот, и убийцы ÷езар€, ћарк ёний Ѕрут и  ассий. ¬ центре круга, а следовательно, в центре ада Ц Ћюцифер, подн€вший бунт против Ѕога.  артинка величественна€ и устрашающа€! „то сказать? ƒанте, мастер.

» все-таки дл€ логического анализа только изобразительной силы маловато. ѕоэтому рассмотрим тему предательства с точки зрени€ социального договора.

—оциальные договора заключаютс€ между людьми, живущими в обществе себе подобных. Ќичего тут не поделаешь, человек существо общественное и принужден жить в обществе, даже если это ему не совсем по вкусу. —оциальные договора Ц не юридические документы, они не подписываютс€ участниками, вступающими в договорные отношени€. ќб€занности сторон в таких договорах не формулируютс€, но подразумеваютс€. “ак, между родител€ми и детьми существует негласный социальный договор. –одители помогают дет€м вырасти, стать взрослыми и самосто€тельными, дети помогают родител€м, когда те станов€тс€ больными и беспомощными. ќтказ любой стороны от своих об€занностей вызывает возмущение другой стороны, обвинени€ в предательстве и воздействие всего общества, по крайней мере, моральное.

Ѕрак Ц тоже социальный договор, который только совсем недавно обрел вид договора юридического, свадебного контракта. ƒо этого все держалось, главным образом, на торжественном обещании, данном в присутствии свидетелей в храме. ѕравда, в случае нарушени€ брачного социального договора кроме возмущени€ и моральных санкций в ход пускались и санкции экономические. —оциальным договором длительное врем€ было и об€зательство мужчин защищать от врагов интересы своего племени или народа. ” древних греков мужчина, бежавший в бою из трусости, подвергалс€ всеобщему презрению, остракизму.

ѕоскольку в социальном договоре участвуют, по крайней мере, две стороны, имеющие друг к другу определенные об€занности и рассчитывающие за их выполнение на определенные права, их взгл€ды на исполнение или неисполнение об€занностей сильно различаютс€, а иногда противоположны. ћуж не считает изменой свою легкую интрижку (Ђƒорога€, € люблю только теб€ї), в то врем€ как жена считает это полноценным предательством по отношению к себе и, в зависимости от характера и темперамента, может и убить супруга.

“очно так же, древнегреческий философ —ократ, преуспевший в логическом анализе и в моральных парадоксах, не стыдилс€ своего бегства в одном из боев, которые вел его родной город јфины. ќн даже смог доказать, что это был самый лучший выход из положени€.

 ак видим, социальный договор, может стать штукой достаточно неопределенной и даже спорной. ѕоэтому с течением времени социальные договоры превращаютс€ в полноценные юридические договоры, которые не только четко оговаривают права и об€занности сторон, но еще и предусматривают наказание за нарушение этого договора.

“ак, об€занность воина защищать свой народ от врагов становитс€ вполне юридическим договором после подписи, которую военнослужащий ставит под прис€гой. “еперь можно ввести и юридическую ответственность за нарушение прис€ги, то есть за измену или за предательство.

—истема прис€ги сюзерену оформилась в ≈вропе в средние века. » тогда же возникла норма жестокого наказани€ за нарушение этой прис€ги, за предательство. ¬ общем, это было логично. –ыцарское сословие имело большие привилегии. ј кому много дано, с того и спрос большой.

»менно тогда возникло выражение, описывавшее кодекс чести рыцар€. Ђƒуша Ц Ѕогу, сердце Ц женщине, жизнь Ц королю, честь Ц никомуї. Ќа другом краю света, в японии, среди тамошних самураев, кодекс чести называлс€ Ђбусидої, однако другое название не мен€ло сущности. ћеста дл€ предательства фактически не оставалось, честь определ€ла все.

“ем, чьи права в средневековом обществе были меньше, чем у феодалов, требовани€ в плане верности или предательства предъ€вл€лись меньшие. √орожане в одиночку считались к измене или предательству неспособными. ¬от если поднимал восстание целый город или провинци€ Ц это было другое дело. Ќо и в этом случае соблюдалась мера. Ќаиболее жестоко наказывали вожаков (которые чаще всего были людьми благородного звани€).

 одекс Ђбусидої в японии без особых изменений просуществовал до 1945 года. ¬ ≈вропе же пон€ти€ верности и предательства, как вы€снилось, оказались довольно раст€жимыми. —пасибо —ократу. Ќаказание за измену сеньору и помощь его врагу могло воспоследствовать только если сеньор все же одерживал победу. ¬ противном случае это предательство называли разумной тактикой. √ерцог ¬ильгельм ќранский, возглавивший восстание против испанской короны в Ќидерландах, с точки зрени€ испанского корол€ ‘илиппа II был предатель, достойный смерти.  акова€ смерть, кстати, настигла другого предводител€ восставших, графа Ёгмонта. Ќо Ќидерланды одержали победу, и ¬ильгельм ќранский стал королем нового государства. „итайте книгу Ђ“иль ”леншпигельї, там это все описано.

 огда € в школе учил историю ”——– (была, была така€ страна, был, был такой предмет) сотник »ван √онта считалс€ героем украинского народа. ≈му в 1768 году было поручено защищать от восставших крепостных кресть€н, гайдамаков (что в переводе с турецкого попросту означает Ђразбойникї), крепость ”мань. ¬ ”мани укрылись все, кому угрожала жестока€ смерть от рук восставших: евреи, пол€ки и украинцы-униаты.  ак видим, резн€ шла по религиозному принципу. √онта предал осажденных перешел на сторону восставших, стал одним из их вождей. ¬ результате ”мань была вз€та и потоплена в крови. “.Ўевченко прославил это радостное событие в поэме Ђ√айдамакиї. Ѕеременным женщинам читать эту высокохудожественную поэму не рекомендуетс€.  ому как, а мне √онта видитс€ классическим примером предател€, обманувшего доверившихс€, которому место в дев€том кругу дантового ада, где-то р€дом с Ћюцифером. ћежду тем, советские историки вполне находили оправдание такому поступку, упира€ по большей части на классовое чувство. ћожет до сих пор в украинских городах есть улицы имени »вана √онты? “ак же как улицы Ѕогдана ’мельницкого, устроившего на ”краине масштабнейшее кровопускание.  оторое, впрочем, можно называть освободительной войной.

— другой стороны, вина в предательстве еще одного из обитателей дев€того круга ада, »уды »скариота, тоже может быть оспорена. ¬едь он довел до конца план Ѕога-отца, в котором конечным эпизодом была мученическа€ смерть Ѕога-сына и любимого учител€ »уды. ѕомните, как написано у Ѕ.ѕастернака:

Ќо продуман распор€док действий

» неотменим конец пути.

»уда выполнил свою роль до конца, и прославил ”чител€, покрыв себ€ позором в глазах последователей учени€ ’риста. ќдним словом, читайте повесть Ћеонида јндреева Ђ»уда »скариотї или хот€ бы посмотрите рок-оперу ЂJesus Christ Ц Super Starї.

 ак видим, и логический анализ может привести к определенным непон€ткам и к неоднозначност€м в понимании того, что есть предательство. “ак что выход, пожалуй, один. ƒолжно сметь свое суждение иметь и при необходимости логически обосновывать это суждение. Ќо не быть глухим к доводам противоположной стороны, и пытатьс€ отыскать компромисс, а не размахивать жупелом предательства.

¬ советские времена, кстати, пон€тие предательства было ужасно девальвировано. ¬о-первых, потому, что примен€ли его скопом к люд€м мало виноватым в этом преступлении. ¬ыражать сомнение в действи€х начальства Ц право любого человека. ѕусть даже начальство Ц корифей всех наук и гений всех народов, предательства тут нет никакого. ј во-вторых, потому что сплошь да р€дом нарушалс€ главный принцип, который понимали еще средневековые государи: спрашиваетс€ больше всего с тех, кому больше даетс€. —оветский генерал ¬ласов, которого послали по ленинградским болотам на безнадежную операцию по прорыву блокады Ћенинграда согласно этому принципу Ц безусловный предатель. √енералу в ситуации, в которую он попал, следует стрел€тьс€. »бо было сказано, Ђчесть Ц никомуї.

  солдатам же 2-й армии, которой ¬ласов командовал, сдававшимс€ в плен, думаетс€, следует быть более снисходительными. ƒаже к тем, кто из концлагерей пошли в армию генерала ¬ласова, обвинени€ может предъ€вл€ть только тот, кто сам подыхал от голода за колючей проволокой, но сохранил при этом моральные силы. ќх, боюсь, что таких были единицы!

 стати, вышеупом€нутый рыцарский кодекс чести был прин€т и в царской армии. ћногие из офицеров следовали ему даже тогда, когда царь, отрекшись от престола, их фактически предал. ќни воевали против красных, а потом, те, кто выжил в бо€х, покинул –оссию. Ќе обсужда€ все прелести √ражданской войны, можно констатировать: эти офицеры и генералы поступили по чести. ќни были привилегированным сословием, они выполнили все, что с них требовалось. “е, кто остались, смирились, перекрасились, фактически нарушили данную когда-то (€вно или не€вно) прис€гу. »х можно пожалеть, их можно пон€ть, но отрицать, что они Ц все же предатели, не следует. “ем более смешно, что когда власть сменилась и за былое двор€нство уже не став€т к стенке, их потомки вдруг вспомнили что они Ђблагородныеї, странным образом забыв, что право на благородство благодар€ предательству отцов или дедов было потер€но. » возобновлению не подлежит.

  ново€вленным господам казакам это тоже относитс€.


mas
≈вгений Ѕагдерин

ќчень интересна€ стать€! “ема весьма актуальна!   сожалению, отступничество, предательство становитьс€ нормой жизни. ћы научились (подобно –аскольникову) оправдывать свои, даже самые отвратительные поступки. » все-таки предательство - это из области морали.

¬от вы говорите о благородстве Ѕелой гвардии, а если посмотреть на это с точки зрени€ вчерашнего рабочего, вз€вшего в руки трехлинейку. –азве меньше благородства в этом, чтобы отсто€ть интересы многомиллионного нищего, неграмотного, забитого кресть€нства и угнетаемых рабочих. ≈сли мы желаем быть объективным до конца, надо оставить свои симпатии и предпочтени€ и пытатьс€ рассматривать €вление с разных позиций. ј предательство это и отказ от ранее обещанного, это нарушение коллективных об€зательств, это и супружеска€ измена, и многое другое . —тать€ , как всегда замечательна€, узнаетс€ ¬аш безупречный стиль,

pro
—емен ÷ыгановский

¬опрос очень не простой. ќднозначного ответа нет и быть не может. —тать€ написана великолепно. —пасибо.

deb
»ван »ванов

ѕросто насто€щий праздник, сказать что стать€ замечательна€, мало сказать, комментарий ≈вгени€, поставил в этой статье точку, гармонизировал, огромное спасибо автору статьи, ћј–  —ѕј—»Ѕќ, с таким удовольствием прочитал, что до сих пор испытываю эмоции от прочитанного, —пасибо, и спасибо за комментарий ≈вгению.

spe
≈лена  «атуранова

—тать€, просто шикарный труд. ќтличные примеры, впрочем как и подача самого текста. +++++++++

spe
ћилана √ейко

¬от совершенно согласна с каждым комментарием... —пасибо, ћарк. :) +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+