Ужасно да приглянулося:
На мосту-то на калиновом
Сидит старая кика шитая...» – поется в древней свадебной песне-плаче. Страх, который обязана выказывать невеста, даже если замуж она идет по любви, понятен: все-таки свадьба – ритуальная смерть, которая для древнего язычника осмысливалась как нечто вполне реальное, именно поэтому в песне появляется «калиновый мосточек», из-за которого в сказках обычно являются потусторонние враги, но что за кика, которая так пугает девушку?
Кика – это атрибут той самой судьбы, навстречу которой смело должна отправиться невеста. Так назывался головной убор, который носили замужние женщины-славянки. Одежда другие составляющие костюма и сейчас является определенным показателем социального статуса – так, обручальное кольцо на пальце говорит о том, что человек состоит в браке, да и почтенная мать семейства в мини-юбке и микроскопическом топике способна вызывать некоторое недоумение… в древности различия были еще более «говорящими».
Основное различие между костюмом девушки и замужней женщины заключалось в головном уборе. Девушки не покрывали волосы (разве что в мороз), а вот замужняя женщина обязана была делать это в любую погоду. Даже одна-единственная прядь, выставленная «напоказ», могла весьма серьезно опозорить женщину. Почему такое внимание уделялось волосам?
Волосы издавна считались вместилищем жизненной силы – ведь они растут всю жизнь и даже некоторое время после смерти. Именно поэтому колдуны, желая причинить вред человеку или приворожить, старались прежде всего завладеть прядью волос жертвы. С другой стороны, сила, заключенная в волосах чужака, представлялась опасной… таким чужим опасным существом представлялась первоначально жена, взятая из другого рода – потому-то и надо было «держать в узде» силу, заключенную в ее волосах, потому и надевали на нее убор, покрывающий волосы.
Изготавливали кику из проклеенного холста, а в верхней части использовались берестяные вставки. Благодаря им кика приобретала форму наподобие короны с двумя выступами-рогами по бокам. Почему кика была рогатой?
Рога не сразу стали символом супружеской неверности – когда-то они ассоциировались с мужской силой. Эта сила должна была защищать жену, особенно беременную или недавно родившую – потому-то и снабжалась кика рожками.
Был у рогов и другой семантический аспект – причем тоже достаточно древний и потому «международный». Помните, какую богиню древние египтяне изображали с рогами? Конечно же, Изиду – богиню-мать! Эти рога Изида получила от коровы – на более древних изображениях она даже предстает с головой коровы. К этому животному отношение всегда было особым – как к неиссякаемому источнику пищи, причем пищи, напоминающей ту, которую человек получает от матери – потому-то и ассоциировалась корова с материнством, плодородием. Корова играет важную роль и в русском фольклоре – достаточно вспомнить сказку «Хаврошечка», в которой именно корова становится волшебной помощницей героини.
Таким образом, рога на кике были еще и символом плодородия и материнства. Именно поэтому кики зачастую носили только женщины детородного возраста – состарившись, они ограничивались платком, а кики отдавали невесткам или замужним дочерям.
Как видим, кика была не просто головным убором, но и достаточно емким, многозначным символом – причем символом дохристианским. Это вызывало неудовольствие священнослужителей, видевших в ношении кики некую попытку вернуться в язычеству. В христианскую эпоху женщину в кике могли недопустить к причастию или даже вообще не пустить в храм…
И все-таки «сдалась» кика довольно поздно – к концу XIX века. Дольше всего она продержалась на юге России. Впрочем, в Воронежской области кику можно было увидеть в качестве элемента свадебного наряда еще в 50-х годах ХХ века.