icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 ого и почему церковь причисл€ет к лику св€тых?

  • 2382
  • 6

 ого и почему церковь причисл€ет к лику св€тых?

ќ
ќдин из любимых упреков протестантов в адрес традиционных ветвей христианства Ц православи€ и католицизма Ц э то т.н. Ђидолопоклонствої. ѕричем к разр€ду такового причисл€етс€ не только молитва перед иконами, но и почитание св€тых. јбсурдность такого подхода €сна любому, кто знаком с христианской верой не понаслышке: св€тые дл€ христиан Ц не боги, которым поклон€ютс€, а люди, которых прос€т помолитьс€ за нас, грешных. ѕрос€т об этом именно их потому, что эти люди приблизили себ€ к Ѕогу, совершив подвиги во им€ ≈го. ѕодвиги, за которые людей причисл€ют к лику св€тых, так же многообразны, как человеческа€ жизнь.

ќсобое место среди св€тых занимает Ѕогоматерь Ц человеческа€ женщина, прин€вша€ в своем чреве ¬семогущего и ¬ечного Ѕога, сотворившего ¬селеннуюЕ поистине страшно представить себе такое сопоставление, дело усугубл€лось тем, что ей заранее было известно, кака€ —удьба ждет ее —ына. Ётот подвиг поистине уникален, повторить его невозможно в принципе, так что св. ƒева ћари€ Ц единственна€ в своем роде. ѕо этой причине ее именем никогда не нарекают при крещении (так же, как именем »исуса ’риста) Ц женщинам, нос€щим это им€, покровительствуют другие св€тые ћарии, благо, таковых немало.

’ронологически первыми св€тыми стали апостолы, главной заслугой которых была проповедь ≈вангели€. “ех людей, которые не принадлежали к числу апостолов (непосредственных учеников —пасител€), но так же, как они, распростран€ли христианское вероучение, называют равноапостальными Ц таковыми €вл€ютс€, например, св. ¬ладимир, крестивший –усь, или св. Ќина Ц просветительница √рузии.

’ристианска€ вера поначалу была встречена Ђв штыкиї, и така€ ситуаци€ потребовала от многих христиан подлинного героизма: сохран€ть верность »стинному Ѕогу приходилось под пытками, под угрозой смертной казни. ћногие из тех, кто погиб при этом, канонизированы как мученики. “ех, чьи страдани€ были особенно ужасны, называют великомучениками, носивших сан св€щенника Ц св€щенномучениками, а монахов Ц преподобномучениками.

 азалось, что эпоха мученика осталась позади с наступлением —редневековь€, но увы Ц гонени€ на христианскую веру воскресли в позднейшие времена. ѕосле падени€ ¬изантии, когда Ѕалканы оказались под властью ќсманской империи, многие греки и представители других православных народов, насел€вших эту территорию, пострадали за веру Ц их называют греческими новомучениками. Ѕыли новомученики и в нашей стране Ц те, кто погиб за веру в годы сталинских репрессий.

Ќекоторым пострадавшим за веру люд€м повезло остатьс€ в живых, таких св€тых называют исповедниками.

Ѕлизко к мученикам сто€т страстотерпцы Ц это тоже праведные люди, прин€вшие мученическую смерть, но убиты они были не за веру, а по каким-то другим мотивам (например, по политическим). ѕодвиг же их заключаетс€ в смиренном прин€тии своей участи, в отсутствии ненависти к врагам.   числу таковых принадлежат, например, первые русские св€тые Ц Ѕорис и √леб, в таком же качестве канонизировали семью последнего русского императора.

  счастью, не всегда подвижничество во им€ Ѕога предполагало физическое страдание и смерть. Ёто может быть отказ от земных благ, удаление от грешного мира со всеми его соблазнами Ц такой подвиг совершают монахи. —в€тых, прославившихс€ в таком качестве, называют преподобными. ѕраведностью и активной пастырской де€тельностью прославились и многие архиереи (епископы) Ц они канонизированы как св€тители (например, св. Ќиколай ”годник или св.Ћука (¬ойно-ясенецкий), чьи мощи наход€тс€ в  рыму).

¬прочем, чтобы стать св€тым, вовсе не об€зательно удал€тьс€ от мира Ц можно жить, как обычный человек, иметь семью, тем не менее, оставатьс€ праведником. Ћюдей, канонизированных за праведную жизнь в миру, так и называют Ц праведные.   этой же категории относ€тс€ ѕраотцы и ѕарматери Ц ¬етхозаветные патриархи. » если уж мы заговорили о ветхозаветных св€тых, нельз€ не упом€нуть еще одну категорию Ц пророков. ÷ерковь чтит восемнадцать ветхозаветных пророков, но есть и один новозаветный Ц »оанн  реститель.

’ристианскую веру обычно противопоставл€ют мирским достижени€м, тем более Ц мирской власти. ћежду тем, истори€ нагл€дно показывает, что быть оставатьс€ человеком и даже быть св€тым можно даже на престоле. Ѕолее того Ц при этом многое можно сделать дл€ укреплени€ веры и дл€ церкви, не говор€ уже о защите христианских народов от внешних врагов. —в€тых, канонизированных за такие заслуги называют благоверными: ярослав ћудрый, јлександр Ќевский, ƒмитрий ƒонской.

ќдной из главных добродетелей в христианстве считаетс€ бескорыстие Ц и люди, особо прославившиес€ этим качеством, канонизированы как бессеребренники. ѕример таких св€тых Ц  осьма и ƒамиан, целители, которые никогда не брали со своих пациентов денег за лечение.

— отказом от мирских благ св€зана и друга€ категори€ св€тых Ц юродивые. Ќо эти люди помимо аскезы еще и надевали личину безуми€ Ц в сущности, этот образ в различных его трансформаци€х всегда был любим писател€ми, а потом и кинематографистами: Ђбезумный мирї, в котором нормальный, нравственный человек выгл€дит сумасшедшим. ёродство высвечивало абсурдность грешного мира Ц и в определенной степени соотносилось с де€тельностью самого —пасител€, ведь ≈го проповедь тоже казалась безумной многим современникам. —амый известный из русских юродивых Ц это, конечно, ¬асилий Ѕлаженный, который не бо€лс€ говорить правду самому »вану √розному Ц и царь его слушал.  ак синоним слова Ђюродивыйї употребл€етс€ наименование Ђблаженныйї, но оно имеет и другое значение Ц так называют двух выдающихс€ богословов, св. јвгустина и св. »еронима —тридонского, чьи заслуги ничего общего с юродством не имеют.

Ќекоторых св€тых называют чудотворцами, но это не кака€-то особа€ категори€ св€тых Ц среди них есть и преподобные (св. ≈фросин ѕсковский), и св€тители (св.Ќиколай ”годник). Ёти люди особенно прославились даром чудотворени€, в том числе и после смерти Ц в ответ на молитвы.

√овор€ о св€тых, нельз€ не упом€нуть об одном распространенном заблуждении. Ќекоторые люди считают, что св€тые, канонизированные ÷ерковью, были абсолютно безгрешными людьми. Ёто не так: безгрешен только Ѕог, св€тые же были прежде всего людьми со своими достоинствами и недостатками, так что не вс€кому поступку того или иного св€того можно подражать: рассказывают, например, что св. Ќиколай ”годник во врем€ богословского диспута однажды ударил своего собеседника Ц еретика јри€. —корее всего, это из области легенд, но даже если это действительно было Ц это не означает, что данный поступок надо воспринимать как руководство к действию. Ќиколай II и его супруга јлександра ‘едоровна, ныне тоже чтимые как св€тые, принимали участие в спиритических сеансах, а император еще и курил Ц тоже €вно не то, чему следует подражатьЕ —в€тых мы называем св€тыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним (не случайно в текстах молитв, составленных св€тыми, так часто повтор€ютс€ слова Ђ€ блудныйї, Ђ€ ока€нныйї, Ђ€ грешныйї), за стремление очиститьс€ от грехов и посв€тить свою жизнь Ѕогу. ¬ этом смысле св€тые €вл€ютс€ Ђпутеводными звездамиї дл€ христиан.

mas
≈вгений Ѕагдерин

ƒо чего только не додумаютс€ церковные де€тели, чтобы вовлечь в свои сети новые отр€ды верующих. я не удивлюсь, если в недалеком будущем и космонавты будут объ€влены ими причастными к религии.

pro
“амара ћеркулова

Ќу, если бы ново€вленный св€той Ќиколай II только курил, это было бы не страшно. ќн страну, котора€ - сам считал - была ему вверена, по ветру дымом пустил. Ќу, не хотел товарищ заниматьс€ государственными делами! “ак что не только себ€, а и всех современников великомученниками заделал.

pro
—емен ÷ыгановский

"јбсурдность такого подхода €сна любому, кто знаком с христианской верой не понаслышке".

ћне утверждение, что св€тые делают христианство идолопоклонством, абсурдным не кажетс€. ќсобенно, когда какие-нибудь "авторитеты" советуют молитьс€ тому или иному св€тому дл€ избавлени€ от различных непри€тностей. “ипичный древнегреческий пантеон. »ли индуистский. Ќо тот покрасочней будет. ќдин слоноголовый √анеша и птица √аруда чего сто€т!

top
≈лена јсвойнова-“равина

 огда советуют молитьс€ какому-то конкретному св€тому в той или иной ситуации - это немного не то... Ёто обращение к человеку, который лучше поймет. ¬от, скажем, св.јлександр Ќевский был воином - наверное, ему более пон€тны проблемы военного, у св. —ерги€ –адонежского были в детстве проблемы с учебой - он хорошо понимает тех школьников и студентов, у которых такие проблемы, св.  осьма и ƒамиан были врачами - они и на небесах особенно сочувствуют больным и т.п.

top
Halida Rojkova

 ак-то прочла, что к лику св€тых был причислен солдат первой чеченской компании, которого зверски убили за отказ сн€ть нательный крестик. ѕодвиг во им€ веры - однозначно!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+