icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Julia Kaminskaya
ћучают вопросы? ”знай

 акова суть буддизма?

  • 1307
  • 3

 акова суть буддизма?

¬
¬ начале этой статьи уместно упом€нуть замечательное высказывание Ёйнштейна, глас€щее: Ђ≈сли и есть религи€, котора€ сможет удовлетвор€ть современным научным потребност€м, - это буддизмї.

Ѕуддизм - одна из самых распространенных и наиболее почитаемых мировых религий. ¬от уже на прот€жении двух тыс€ч лет он остаетс€ основной религией в азиатских странах. Ѕудучи на п€тьсот лет старше христианства и на целых тыс€чу лет старше ислама, он €вл€етс€ самой древней из трех мировых религий. ѕо своей сути буддизм - это скорее философское учение, основанное на духовном пробуждении, наука о сознании, разуме, особое мировоззрение и понимание жизни, нежели религи€ в эдаком привычном многим, классическом, традиционном представлении. ј еще корректнее Ц это путь, способ, метод достижени€ совершенства. √овор€ о религии, обычно подразумеваетс€ вера в некое божество, помолившись которому можно избавитьс€ от каких-то житейских проблем, очиститьс€ от грехов. Ѕуддизм Ц сама€ нерелигиозна€ религи€ из всех существующих, если можно так выразитьс€. ѕо сути с точки зрени€ теологии буддизм €вл€етс€ наукой, а с позиции верующих Ц религией.

¬озник буддизм в V- VI веке до н.э. в »ндии. »звестно, что сам Ѕудда, а именно этому мудрейшему человеку мы об€заны за буддийское учение, называл его не иначе, как Ђƒхармаї, что в переводе с санскрита означает Ђприрода всего сущегої. »значально важно отметить, что Ѕудда не €вл€етс€ богом (это довольно частое заблуждение тех, кто далек от понимани€ концепции буддизма). ¬ буддизме нет бога-творца, бога-судьи или какой-либо другой карающей сверхсилы. ¬се в нашей жизни находитс€ в подчинении закону причины и следстви€: ни одно де€ние, ни одно небрежно брошенное слово, ни один поступок не проход€т бесследно. Ёто и есть закон причины и следстви€, что на санскрите звучит как Ђкармаї. ¬се это и лежит в основе буддизма.

¬се наши поступки, высказывани€, мысли оставл€ют в уме так называемое сем€. » однажды при наличии необходимых условий эти семена дают свои всходы, по€вл€етс€ плод. ≈сли те или иные действи€, поступки, мысли носили негативный характер, то плод, то бишь результат, будет соответствующий, а про€витс€ он в неизбежном возникновении определенных трудностей, проще говор€ Ц проблем, невзгод. ƒобродетельные поступки в свою очередь принос€т благопри€тные событи€. ¬се это ничто иное, как закон кармы.

—тоит отметить, что современна€ физика находитс€ в полном согласии с буддийскими постулатами: бесследно ничто никуда не исчезает. ѕростыми словами, вы Ц сами кудесник своего счасть€, а Ѕудда, можно сказать, дает поучени€, позвол€€ познать природу ума, показыва€ вам путь, следу€ которому можно достичь просветлени€. Ћюбой человек способен стать Ѕуддой, очистив свое сознание. Ѕуддизм, к слову, никогда и никому ничего не нав€зывает, он просто существует дл€ тех, кто способен его адекватно пон€ть, восприн€ть, дл€ тех, чь€ душа и сердце открыты дл€ буддийских учений.

”чение Ѕудды представл€ет собой 84 тыс€чи поучений, благодар€ которым возможно встать на путь избавлени€ от страдани€, освобождени€ и постижени€ просветлени€. „то это значит и каким образом Ѕудда пришел к пониманию природы всего сущего?  ак возник буддизм?

 ак гласит предание, —иддхартха √аутама (именно так первоначально звали Ѕудду) был благородного, королевского происхождени€. –одилс€ —иддхартха в V веке до н.э. на территории современной »ндии. ќн был единственным сыном в семье, любимым, желанным и долгожданным. ¬скоре после его рождени€ мудрецы предсказали будущее младенца, за€вив, что этот ребенок необычный, особенный. ћудрецы поведали, что в будущем принц —иддхартха разгромит соседние королевства, но только при одном важном условии Ц его необходимо всецело оградить от внешнего мира. ¬ противном случае Ц он станет создателем особого мировоззрени€ во им€ спасени€ человечества. ќтец —иддхартхи (мать умерла вскоре после его рождени€) не был заинтересован в духовном становлении сына и соответственно начал вс€чески оберегать его от житейских проблем, позаботилс€ о том, чтобы сын ни в чем не знал нужды и жил в истинной роскоши, всеми способами ограждал его от внешнего мира.

—иддхартха рос, вел праздный образ жизни и не имел ни малейшего представлени€ о том, что в мире существуют болезни, предательства, ложь, нищета, старость, смерть и другие страдани€. “ак прожил он до 29 лет в полном неведении до тех пор, пока однажды не увидел реалии жизни, столкнувшись воочию со страдани€ми людей. ќсознание, что все в жизни мимолетно, в корне перевернуло его представление о ней. Ќеизбежность смерти и вс€ческих страданий подтолкнула принца на поиски смысла жизни. —иддхартха поставил себе цель Ц обрести такое счастье, которое невозможно утратить и помочь всем люд€м избавитьс€ от неизбежных страданий. ¬ итоге юноша покинул королевство, отправилс€ в странстви€, зан€лс€ постижением природы ума, вед€ отшельнический, аскетичный образ жизни на прот€жении шести лет.

ќднажды в возрасте 35 лет —иддхартха √аутама провел шесть дней и ночей в глубочайшей медитации, в результате чего он достиг того, что прин€то называть просветлением. — этого момента —иддхартха стал Ѕуддой (что на санскрите означает Ђпробудившийс€ї) и провозгласил четыре истины:

Ћюбое существование Ц это по сути страдание. ¬тора€ истина: у страдани€ есть причина. “реть€: страдани€ можно прекратить. „етверта€ истина заключаетс€ в указании пути к спасению, избавлению от страданий, в медитации, достижении нирваны: Ђя показал вам методы, ведущие к свободе, но ее достижение зависит только от вас самихї. „то означает нирвана? ѕр€мого ответа на этот вопрос не существует. ¬ыража€сь простыми словами, это некое состо€ние, достигнув которого человек освобождаетс€ от переселени€ души. “акже согласно буддизму, нирвана представл€ет собой блаженство, свободу, одухотворение.

ѕостепенно у Ѕудды начали по€вл€тьс€ ученики, а само учение получило название буддизм. ¬ буддизме вовсе нет никакой мистики, в его основе лежит исключительно логика и понимание устройства человеческого сознани€.

—огласно буддизму, все мы находимс€ в колесе перерождений (сансара).  ак сойти с этой карусели? ѕочему человек перерождаетс€ вновь и вновь? ќтвет всему Ц карма (закон сохранени€ энергии). ѕочему нас постигают те или иные беды? Ќи одно наше действие не остаетс€ без расплаты или награды, однако далеко не все проступки удаетс€ погасить в течение одной жизни, в св€зи с чем человек умирает и рождаетс€ вновь, в зависимости от нашего поведени€ в прежних жизн€х. Ёто называетс€ ƒхарма Ц закон, по которому развиваетс€ мир. ѕока мы пребываем в плену наших иллюзий, в оковах нашего невежества, не осознава€ и не нес€ никакой ответственности за свои поступки, мы посто€нно движемс€ по кругу, умираем так и не вынес€ никаких уроков, перерождаемс€ вновь и вновь.

“аким образом, центральное пон€тие буддизма Ц сострадание. ƒоброжелательное отношение ко всем живым существам, непричинение им вреда непременно приводит к накоплению позитивной энергии, а это в свою очередь в определенный момент переходит в качество. Ќаивысша€ цель в буддизме - прекращение перерождений и достижение полного небыти€, именуемого нирваной.

ѕодвод€ мою статью к завершению, позволю себе процитировать немецкого философа ћакса ¬ебера: ЂЅуддизм Ц это религи€ спасени€ интеллектуаловї.


mas
ћарк Ѕлау

“о есть, Ѕудда жил приблизительно во времена —ократа.

pro
—емен ÷ыгановский

” јкунина Ёраст ѕетрович ‘андорин то и дело поминает, что благородному мужу следует то-то и не следует того-то...
»ли это уже даосизм?  стати, а что в них общего, а что отличное?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+