Буддизм - одна из самых распространенных и наиболее почитаемых мировых религий. Вот уже на протяжении двух тысяч лет он остается основной религией в азиатских странах. Будучи на пятьсот лет старше христианства и на целых тысячу лет старше ислама, он является самой древней из трех мировых религий. По своей сути буддизм - это скорее философское учение, основанное на духовном пробуждении, наука о сознании, разуме, особое мировоззрение и понимание жизни, нежели религия в эдаком привычном многим, классическом, традиционном представлении. А еще корректнее – это путь, способ, метод достижения совершенства. Говоря о религии, обычно подразумевается вера в некое божество, помолившись которому можно избавиться от каких-то житейских проблем, очиститься от грехов. Буддизм – самая нерелигиозная религия из всех существующих, если можно так выразиться. По сути с точки зрения теологии буддизм является наукой, а с позиции верующих – религией.
Возник буддизм в V- VI веке до н.э. в Индии. Известно, что сам Будда, а именно этому мудрейшему человеку мы обязаны за буддийское учение, называл его не иначе, как «Дхарма», что в переводе с санскрита означает «природа всего сущего». Изначально важно отметить, что Будда не является богом (это довольно частое заблуждение тех, кто далек от понимания концепции буддизма). В буддизме нет бога-творца, бога-судьи или какой-либо другой карающей сверхсилы. Все в нашей жизни находится в подчинении закону причины и следствия: ни одно деяние, ни одно небрежно брошенное слово, ни один поступок не проходят бесследно. Это и есть закон причины и следствия, что на санскрите звучит как «карма». Все это и лежит в основе буддизма.
Все наши поступки, высказывания, мысли оставляют в уме так называемое семя. И однажды при наличии необходимых условий эти семена дают свои всходы, появляется плод. Если те или иные действия, поступки, мысли носили негативный характер, то плод, то бишь результат, будет соответствующий, а проявится он в неизбежном возникновении определенных трудностей, проще говоря – проблем, невзгод. Добродетельные поступки в свою очередь приносят благоприятные события. Все это ничто иное, как закон кармы.
Стоит отметить, что современная физика находится в полном согласии с буддийскими постулатами: бесследно ничто никуда не исчезает. Простыми словами, вы – сами кудесник своего счастья, а Будда, можно сказать, дает поучения, позволяя познать природу ума, показывая вам путь, следуя которому можно достичь просветления. Любой человек способен стать Буддой, очистив свое сознание. Буддизм, к слову, никогда и никому ничего не навязывает, он просто существует для тех, кто способен его адекватно понять, воспринять, для тех, чья душа и сердце открыты для буддийских учений.
Учение Будды представляет собой 84 тысячи поучений, благодаря которым возможно встать на путь избавления от страдания, освобождения и постижения просветления. Что это значит и каким образом Будда пришел к пониманию природы всего сущего? Как возник буддизм?
Как гласит предание, Сиддхартха Гаутама (именно так первоначально звали Будду) был благородного, королевского происхождения. Родился Сиддхартха в V веке до н.э. на территории современной Индии. Он был единственным сыном в семье, любимым, желанным и долгожданным. Вскоре после его рождения мудрецы предсказали будущее младенца, заявив, что этот ребенок необычный, особенный. Мудрецы поведали, что в будущем принц Сиддхартха разгромит соседние королевства, но только при одном важном условии – его необходимо всецело оградить от внешнего мира. В противном случае – он станет создателем особого мировоззрения во имя спасения человечества. Отец Сиддхартхи (мать умерла вскоре после его рождения) не был заинтересован в духовном становлении сына и соответственно начал всячески оберегать его от житейских проблем, позаботился о том, чтобы сын ни в чем не знал нужды и жил в истинной роскоши, всеми способами ограждал его от внешнего мира.
Сиддхартха рос, вел праздный образ жизни и не имел ни малейшего представления о том, что в мире существуют болезни, предательства, ложь, нищета, старость, смерть и другие страдания. Так прожил он до 29 лет в полном неведении до тех пор, пока однажды не увидел реалии жизни, столкнувшись воочию со страданиями людей. Осознание, что все в жизни мимолетно, в корне перевернуло его представление о ней. Неизбежность смерти и всяческих страданий подтолкнула принца на поиски смысла жизни. Сиддхартха поставил себе цель – обрести такое счастье, которое невозможно утратить и помочь всем людям избавиться от неизбежных страданий. В итоге юноша покинул королевство, отправился в странствия, занялся постижением природы ума, ведя отшельнический, аскетичный образ жизни на протяжении шести лет.
Однажды в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама провел шесть дней и ночей в глубочайшей медитации, в результате чего он достиг того, что принято называть просветлением. С этого момента Сиддхартха стал Буддой (что на санскрите означает «пробудившийся») и провозгласил четыре истины:
Любое существование – это по сути страдание. Вторая истина: у страдания есть причина. Третья: страдания можно прекратить. Четвертая истина заключается в указании пути к спасению, избавлению от страданий, в медитации, достижении нирваны: «Я показал вам методы, ведущие к свободе, но ее достижение зависит только от вас самих». Что означает нирвана? Прямого ответа на этот вопрос не существует. Выражаясь простыми словами, это некое состояние, достигнув которого человек освобождается от переселения души. Также согласно буддизму, нирвана представляет собой блаженство, свободу, одухотворение.
Постепенно у Будды начали появляться ученики, а само учение получило название буддизм. В буддизме вовсе нет никакой мистики, в его основе лежит исключительно логика и понимание устройства человеческого сознания.
Согласно буддизму, все мы находимся в колесе перерождений (сансара). Как сойти с этой карусели? Почему человек перерождается вновь и вновь? Ответ всему – карма (закон сохранения энергии). Почему нас постигают те или иные беды? Ни одно наше действие не остается без расплаты или награды, однако далеко не все проступки удается погасить в течение одной жизни, в связи с чем человек умирает и рождается вновь, в зависимости от нашего поведения в прежних жизнях. Это называется Дхарма – закон, по которому развивается мир. Пока мы пребываем в плену наших иллюзий, в оковах нашего невежества, не осознавая и не неся никакой ответственности за свои поступки, мы постоянно движемся по кругу, умираем так и не вынеся никаких уроков, перерождаемся вновь и вновь.
Таким образом, центральное понятие буддизма – сострадание. Доброжелательное отношение ко всем живым существам, непричинение им вреда непременно приводит к накоплению позитивной энергии, а это в свою очередь в определенный момент переходит в качество. Наивысшая цель в буддизме - прекращение перерождений и достижение полного небытия, именуемого нирваной.
Подводя мою статью к завершению, позволю себе процитировать немецкого философа Макса Вебера: «Буддизм – это религия спасения интеллектуалов».