icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

√де живут русалки?

  • 1226
  • 6

√де живут русалки?

Ђ“ам чудеса, там леший бродит, русалка на ветв€х сидитЕї Ёти пушкинские строки знакомы нам с детства Ц равно как и картинки, которыми их обычно иллюстрируют: красавица с рыбьим хвостом, восседающа€ на деревеЕ “ут возникает некий диссонанс: что русалка, которой положено обитать в реке или озере, делает в лесу на дереве, и как она смогла туда взобратьс€ со своим рыбьим хвостом?

ќтветить тут можно только одно: великий поэт прекрасно знал русский фольклор Ц в отличие от современных художников. ќбраз русалки как женщины с рыбьим хвостом по€вилс€ у нас в позднейшие времена Ц под вли€нием Ђморских девї из западноевропейской фольклорной традиции, а вот исконно слав€нские русалки никогда не имели рыбьих хвостов. ќни выгл€дели как обычные (или почти обычные) женщины Ц прекрасные девушки в южнорусских област€х, безобразные старухи на севере. Ќо отличить их от земных женщин все-таки можно: они ход€т с распущенными волосами Ц еще в XIX веке ни одна уважающа€ себ€ кресть€нка не позволила бы себе такой вольности. ј про тех, кто все-таки опускаетс€ до такого поведени€, говорили: Ђ’одит, как русалкаї Ц и это было отнюдь не комплиментом. Ёта деталь Ц древн€€, Ђмагическа€ї прическа Ц указывает на св€зь с потусторонним миром.

¬ мифологическом образе слав€нской русалки присутствует некотора€ двойственность. — одной стороны, они св€заны с водой Ц могут обитать в реках и даже по€вл€тьс€ в Ђсвитеї вод€ного, по ночам выход€т на берег и расчесывают волосы гребешками из рыбьих костей, плетут венки из ивы и осоки. ќдно из любимых зан€тий русалок Ц топить людей, купающихс€ в неположенное врем€. ¬ то же врем€. ¬о многих быличках с русалками встречаютс€ отнюдь не берегах водоемов, а в поле или в лесу. ќбразец такой былички приводит ».“ургенев в рассказе ЂЅежин лугї Ц там русалка, встреченна€ кресть€нином в лесу, сидит на дереве (совсем как у ј.ѕушкина!).

–ассказывали и о русалках, танцующих в поле днем, точнее Ц в полдень (это врем€ традиционно считалось не менее опасным, чем полночь). ¬стреча така€ отнюдь не безопасна Ц русалки обожают щекотать людей до смерти (если находили труп еще не старого человека без признаков насили€, говорили, что человека Ђрусалки защекоталиї). »ногда танцующие в поле русалки задавали наткнувшемус€ на них человеку странный вопрос: Ђѕолынь или петрушка?ї ќт правильного выбора зависела жизнь: скажешь Ђпетрушкаї Ц русалка воскликнет: Ђјх ты мо€ душка!ї и защекочет до смерти, скажешь Ђполыньї Ц воскликнет: Ђ—ам ты сгинь!ї Ц и исчезнет, не причинив человеку вреда.

Ќесколько иначе обсто€ло дело, если русалку встречала женщина. ¬ таких случа€х русалки просили себе одежду Ц и отказывать было нельз€. ≈сли нет с собой ни лишней одежки, ни ткани Ц нужно оторвать рукав и отдать. ¬прочем, не брезговали русалки и воровством Ц конечно, одежду и ткани они крали у тех женщин, которые ложились спать без молитвы.

„то же касаетс€ полыни, этого растени€ русалки почему-то бо€тс€, потому-то его нужно было иметь при себе, отправл€€сь в лес или в поле на “роицкой неделе, которую в народе называли –усальной. Ќе рекомендовалось в это врем€ и купатьс€.

—читалось, что на –усальной неделе русалки качаютс€ на деревь€х. —уществовал обычай Ц Ђвспугивать русалокї пением песен с прот€жным, пронзительным возгласом Ђ√у-у-у!ї Ёти обр€довые троицкие песни так и называютс€ Ц гукальные.

¬ некоторых област€х по окончании –усальной недели устраивались Ђпроводы русалкиї. Ёту роль исполн€ла либо девушка с распущенными волосами и в венке, которую с песн€ми уводили на ржаное поле, либо чучело, которое топили в рекеЕ оп€ть мы видим двойственность образа русалки! ¬прочем, последн€€ делать выводит нас на обр€д Ђпохорон  остромыї Ц древнего божества плодороди€, которое должно умереть, чтобы возродитьс€ в новом урожае Ц как зерноЕ ¬озможно, изначально русалки были женскими духами природы вообще, которые насел€ли и леса, и пол€, и воды, но именно водна€ их ипостась почему-то запомнилась больше.

¬ христианскую эпоху образ русалки Ц как и все €зыческое и потустороннее Ц приобретает мрачноватые черты и начинает ассоциироватьс€ с Ђзаложными покойникамиї, т.е. с самоубийцами и вообще людьми, умершими неестественной смертью и лишенными погребени€. ”читыва€ ассоциацию с водной стихией, отсюда недалеко было до того, чтобы отождествить русалок с утопленницами, отчасти Ц с некрещеными умершими детьми.

¬стречались фольклористам и совсем неожиданные Ђсвидетельстваї Ц о русалках, живущихЕ в домах кресть€н. ¬ Ѕелоруссии они иногда даже выполн€ли работу по дому. ¬ —моленской губернии записан рассказ о человеке, который €кобы поймал русалку на –усальной неделе, надел на нее крест и привел домой. ÷елый год потусторонн€€ пленница жила у него и работала по дому, но на следующей –усальной неделе убежала обратно в лесЕ

„то в этих рассказах правда, а что Ц вымысел? ћожно с уверенностью сказать, что те, кто рассказывал все это собирател€м фольклора, сознательными лжецами себ€ не ощущали. » в этом была сво€ особа€ правда: наши предки ощущали природу Ц реки, леса, пол€ Ц как нечто живое.


top
Halida Rojkova

“ак в детстве хотелось оказатьс€ у того дуба и хоть одним глазком увидеть это диво-дивное - русалку с длинными распущенными волосами!

spe
ёли€ ƒворникова

 расива€ стать€! я в детстве в русалок верила. ¬прочем, и в ƒеда ћороза тоже!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+