icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

„то включает в себ€ пон€тие Ђуспешный человекї?

  • 840
  • 1

„то включает в себ€ пон€тие Ђуспешный человекї?

”спешный человекЕ когда произнос€т это словосочетание, сразу перед глазами встает идеальна€ картинка: некто в дорогом костюме, на шикарной иномарке, с кучей банковских карт в одном кармане (на каждой Ц по внушительной сумме) и смартфоном последней модели в другом, €хта и вилла на Ѕагамах прилагаетс€Е ах да, конечно же, у него т.н. Ђсвое делої Ц иначе откуда же все эти прелести.

Ётот образ нам внушают уже лет 20-25. ƒаже трудно сказать, кто именно внушает Ц пожалуй, мы сами согласились на него, когда в сумасшедшие постперестроечные годы безоговорочно прин€ли все идеалы американской культуры. ќдин из столпов этой культуры Ц пресловута€ Ђамериканска€ мечтаї, заключающа€с€ в достижении материального успеха, успеха в бизнесе, причем предполагаетс€, что общество всем дает дл€ его достижени€ равные возможности. ќтсюда проистекает презрение к Ђнеудачникамї Ц тот, кто успеха не достиг, сам виноват, что не воспользовалс€ Ђравными возможност€миї.   этому примешиваетс€ протестантска€ этика: материальное благососто€ние Ц показатель Ѕожьего благословени€, следовательно, человек, не достигший материального успеха, прокл€т Ѕогом (к слову, в протестантизме, на котором Ђвырослаї американска€ цивилизаци€, не предполагаетс€, что человек может каким-то образом способствовать своему спасению Ц считаетс€, что только Ѕог решает, кто спасетс€, а кто нет)Е

—тоит ли нам принимать такую жизненную философию? Ќельз€ сказать, что это однозначно плохо Ц понимание, что в своих неудачах человек виноват сам, еще никому не вредило. Ќо не следует забывать, что именно на родине Ђамериканской мечтыї впервые было описано такое заболевание, как неврастени€ Ц разновидность невроза, происход€ща€ от того, что человек ставит перед собой нереальные, недостижимые цели и винит себ€ в невозможности их достижени€. ј сейчас существует даже такое пон€тие, как Ђневротизаци€ успехомї Ц истощение нервной системы в бесконечной погоне за пресловутым образом Ђуспешного человекаї.

“акие €влени€ неизбежны там, где всем и каждому нав€зываетс€ единый образ, к которому надлежит стремитьс€. „то бы там ни говорили о Ђдемократическом обществеї, равных возможностей у людей не будет никогда, даже если сбросить со счетов разницу в уровне родительских доходов. Ћюди от природы обладают разными способност€ми, предрасположены к разным видам де€тельности, соответственно, и цели они перед собой должны ставить разные.

ѕредставим себе хирурга даже не в престижном медицинском центре, а в какой-нибудь районной больнице Ц у него Ђзолотые рукиї, его уважают пациенты, он каждый день встречает на улицах поселка людей, которые помн€т, как он поставил их на ноги Ц он счастлив и не желает другой жизни. ј что денег не так много Ц так большего ему и не нужно: на еду, одежду, коммунальные расходы и книги хватает, а дорога€ машина ему и не нужнаЕ можем ли мы сказать, что этот человек неуспешен? Ќаверное, нет Ц ведь он достиг того, к чему стремилс€.

ѕарадоксально, что именно в —Ўј был сн€т фильм, вынос€щий беспощадный приговор образу Ђуспешного человекаї. –ечь идет о фильме ЂЌочь в музееї. ¬ начале картины перед нами типичный раб американской мечты Ц человек, лихорадочно пытающийс€ открыть свое дело. “о, что он не создан дл€ бизнеса, ему в голову не приходит Ц ведь признать это дл€ него означает зачислить себ€ в разр€д Ђнеудачниковї. “аким же рабом растет его сын Ц он презирает отца (видимо, с подачи матери, ушедшей от мужа-Ђнеудачникаї) и с легкостью готов от него отказатьс€, промен€в на успешного бизнесмена-отчима. ѕо ходу действи€ главный герой отказываетс€ от стереотипного образа успеха, наход€ себ€ в самой, казалось бы, незначительной должности Ц музейного сторожа. ѕримечательно, что Ц вопреки кинематографическим шаблоном Ц он не делает выбора между работой и семьей, напротив, научившись любить свою работу, он одновременно налаживает отношени€ с сыном, который тоже научилс€ уважать отца и его работу.

»стинного успеха достигает только тот, кто ставит перед собой цели сам, а не принимает нав€занные обществом стереотипы. „еловека, Ђнашедшего себ€ї, реализовавшемс€ в истинно своей работе, можно считать успешным.


spe
ёли€ ƒворникова

» услужливо всплывает "ненав€зчива€" реклама: "“ы этого достойна!"; "ѕокори город вместе с новой ћаздой!"; "ќкси-спрей дл€ насто€щих мужчин!" и т.д.

"ѕрощай, молодость!
ѕоследнее танго с одинокой тенью.
ѕрощай, молодость!
я танцую только за деньги!"

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+