icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мучают вопросы? Узнай

Что включает в себя понятие «успешный человек»?

  • 510
  • 1

Что включает в себя понятие «успешный человек»?

У
Успешный человек… когда произносят это словосочетание, сразу перед глазами встает идеальная картинка: некто в дорогом костюме, на шикарной иномарке, с кучей банковских карт в одном кармане (на каждой – по внушительной сумме) и смартфоном последней модели в другом, яхта и вилла на Багамах прилагается… ах да, конечно же, у него т.н. «свое дело» – иначе откуда же все эти прелести.

Этот образ нам внушают уже лет 20-25. Даже трудно сказать, кто именно внушает – пожалуй, мы сами согласились на него, когда в сумасшедшие постперестроечные годы безоговорочно приняли все идеалы американской культуры. Один из столпов этой культуры – пресловутая «американская мечта», заключающаяся в достижении материального успеха, успеха в бизнесе, причем предполагается, что общество всем дает для его достижения равные возможности. Отсюда проистекает презрение к «неудачникам» – тот, кто успеха не достиг, сам виноват, что не воспользовался «равными возможностями». К этому примешивается протестантская этика: материальное благосостояние – показатель Божьего благословения, следовательно, человек, не достигший материального успеха, проклят Богом (к слову, в протестантизме, на котором «выросла» американская цивилизация, не предполагается, что человек может каким-то образом способствовать своему спасению – считается, что только Бог решает, кто спасется, а кто нет)…

Стоит ли нам принимать такую жизненную философию? Нельзя сказать, что это однозначно плохо – понимание, что в своих неудачах человек виноват сам, еще никому не вредило. Но не следует забывать, что именно на родине «американской мечты» впервые было описано такое заболевание, как неврастения – разновидность невроза, происходящая от того, что человек ставит перед собой нереальные, недостижимые цели и винит себя в невозможности их достижения. А сейчас существует даже такое понятие, как «невротизация успехом» – истощение нервной системы в бесконечной погоне за пресловутым образом «успешного человека».

Такие явления неизбежны там, где всем и каждому навязывается единый образ, к которому надлежит стремиться. Что бы там ни говорили о «демократическом обществе», равных возможностей у людей не будет никогда, даже если сбросить со счетов разницу в уровне родительских доходов. Люди от природы обладают разными способностями, предрасположены к разным видам деятельности, соответственно, и цели они перед собой должны ставить разные.

Представим себе хирурга даже не в престижном медицинском центре, а в какой-нибудь районной больнице – у него «золотые руки», его уважают пациенты, он каждый день встречает на улицах поселка людей, которые помнят, как он поставил их на ноги – он счастлив и не желает другой жизни. А что денег не так много – так большего ему и не нужно: на еду, одежду, коммунальные расходы и книги хватает, а дорогая машина ему и не нужна… можем ли мы сказать, что этот человек неуспешен? Наверное, нет – ведь он достиг того, к чему стремился.

Парадоксально, что именно в США был снят фильм, выносящий беспощадный приговор образу «успешного человека». Речь идет о фильме «Ночь в музее». В начале картины перед нами типичный раб американской мечты – человек, лихорадочно пытающийся открыть свое дело. То, что он не создан для бизнеса, ему в голову не приходит – ведь признать это для него означает зачислить себя в разряд «неудачников». Таким же рабом растет его сын – он презирает отца (видимо, с подачи матери, ушедшей от мужа-«неудачника») и с легкостью готов от него отказаться, променяв на успешного бизнесмена-отчима. По ходу действия главный герой отказывается от стереотипного образа успеха, находя себя в самой, казалось бы, незначительной должности – музейного сторожа. Примечательно, что – вопреки кинематографическим шаблоном – он не делает выбора между работой и семьей, напротив, научившись любить свою работу, он одновременно налаживает отношения с сыном, который тоже научился уважать отца и его работу.

Истинного успеха достигает только тот, кто ставит перед собой цели сам, а не принимает навязанные обществом стереотипы. Человека, «нашедшего себя», реализовавшемся в истинно своей работе, можно считать успешным.

spe
Юлия Дворникова

И услужливо всплывает "ненавязчивая" реклама: "Ты этого достойна!"; "Покори город вместе с новой Маздой!"; "Окси-спрей для настоящих мужчин!" и т.д.

"Прощай, молодость!
Последнее танго с одинокой тенью.
Прощай, молодость!
Я танцую только за деньги!"

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+