icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлена  оршунова
ѕсихологи€

„то такое вокалотерапи€

  • 7603
  • 9

„то такое вокалотерапи€

»
»скусство это та привлекательна€ среда, к которой по разным причинам стремитс€ каждый из нас, ибо оно €вл€етс€ институтом воспитани€ выражени€ чувств.

“ворчество, как путь самореализации создает благопри€тную среду дл€ раскрепощени€, самовыражени€, сн€ти€ стрессов, внутренней свободы человека.

»сследование вокало-терапевтического эффекта состоит в одном из аспектов творчества, в частности, искусстве пени€. ¬окалотерапи€ - это метод профилактики, лечени€ и реабилитации бронхолегочных заболеваний, охраны и постановки голоса.

≈сли оставить научную область и перенестись в давние времена, можно обнаружить картину природного взаимопроникновени€ человека в песенный мир еще до его рождени€. –ебенок, наход€сь в утробе матери, нередко слышал пение, сопровождавшее почти каждый из моментов его жизни. ќн предстает активным слушателем, поскольку, чувству€ вибрации материнского организма, изначально €вл€етс€ соучастником песни.  роме ударов сердца, сокращений мышц живота при дыхании и движени€х, на плод заметное вли€ние оказывают мажорные и минорные состо€ни€ души матери.

Ќельз€ утверждать, что пение измен€ет человека. ѕесн€ дает право обезличить и постепенно нивелировать неугодные дл€ социума €влени€: замкнутость, стеснительность, агрессивность. ѕесн€ есть спектакль одного актера, которому предоставл€етс€ возможность пройти р€д ролевых перевоплощений. јртистические переживани€ побуждают воображение к активным действи€м. ѕревратитьс€ в героев любимой песни или стать обсто€тельствами происход€щего Ц способ сделать своим все, что существовало до исполнени€.

¬ такие моменты чувства стрем€тс€ вырватьс€ наружу. „еловек пребывает в неведомом ему состо€нии. —оответственно, тональность взгл€дов на внутренние и внешние трудности мен€етс€ в сторону мажорного лада. ”веренность в себе, самораскрытие, адекватна€ самооценка Ц данные психотерапевтические компоненты свойственны песенной культуре.

ѕесн€ представл€ет основу вокалотерапии.

—лово Ђвокалї имеет латинское происхождение VOX, что означает голос.

—обственно голос Ц уникальное средство во всех отношени€х. ¬о-первых, это визитна€ карточка. Ќапример: шаг в новый коллектив сделать нелегко. «авоевать уважение, авторитет еще труднее. ¬ процессе освоени€ голоса человек учитс€ в определенной ситуации звучать гармонично с тем, что есть вокруг или внутри него. ¬о-вторых, любой издаваемый звук Ц это признание личности. √олос говорит о сиюминутном настроении, о глубоких душевных переживани€х, о чертах характера. ѕсихическое состо€ние человека отражаетс€ в окраске, тембре, интонации. ≈сли горло и мышцы зажаты, блокируютс€ не только звукоизвлечение и дыхание, но и выражение чувств поющего.

—ознава€ реальную св€зь голоса и личности нетрудно допустить гипотезу их взаимозависимости. ƒанный аспект служит фундаментом вокалотерапии. — постановкой голоса, его уверенным звучанием, с наличием обертонов, в конечном счете, св€зана и постановка человека в обществе.

ќсновными физиологическими компонентами природы голоса €вл€ютс€ звук и дыхание.

«вук испокон века использовалс€ дл€ лечени€ душевных и физических болезней. Ќауке известно, что около 20% воспроизводимого человеком звука имеет направленность во внешнее пространство, а 80% охватывает пространство внутреннее, вызыва€ при этом резонирование органов, тканей и более тонких строений организма. ≈ще со времен јристотел€ и в ƒревнем  итае соматические болезни лечили музыкой и вокалом.

≈сли рассматривать звук с точки зрени€ физики, то мы обнаружим колебани€ воздуха от 20 √ц до 20  √ц.  олебаний большое количество, их соотношение может быть как гармонично, так и дисгармонично. Ќезаметно дл€ живых существ волны вовлекают в вибрационное поле, заставл€€ звучать с собой в унисон. Ќапример, известны случаи, когда инфразвук, порождаемый штормом и цунами за много тыс€ч километров от проход€щего судна вызывал состо€ние беспричинного беспокойства и страха, и даже летальный исход у членов команды корабл€. »нфразвук находитс€ за порогом воспри€ти€, однако действие его реально.

¬ли€ние звука на человека возможно как положительное, так и отрицательное. ѕри элементарном звукоизвлечении происходит включение собеседника в совместное Ђпроживаниеї звука. Ќапример: как заразителен бывает смех или крик, рыдани€ об утраченном или восторг приобретени€. ѕорой, не отдава€ себе отчета, люди, проход€ мимо, еще долго несут в себе состо€ние тех, чей голос звучал в определенном настрое. ќсознание того, что в данный момент творит голос, ориентирует на более вдумчивый подход к выстраиванию собственной речи.

ƒава€ право звуку на существование, личность становитс€ созвучна своему творению. ¬ противовес, звук отражает сущность личности, ибо личность породила звук. ¬се Ц кости рук, мышцы, кровь Ц все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. —ледовательно, от характера и эмоциональной окрашенности звука будет зависеть состо€ние души и тела Ц здоровье или недуг, страх или радость, напр€жение или свобода.

“аким образом, работа со звуком (силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами - приближает не только к качественному и техническому исполнению вокальных сочинений, но и формирует, корректирует личность человека. «вук, будто родник, прежде чем выйти на поверхность, живительной струей омывает недра человеческой души, через эмоциональные каналы выносит негатив на поверхность. „еловек осознанно видит перед собой картину соде€нного и перестает быть рабом страха.

Ѕольшую роль в позитивной ориентации во врем€ зан€тий сольным пением играет оригинальна€ манера звукоизвлечени€. ѕение и улыбка в сумме дают звукоизвлечение светлых, чистых тонов, создава€ необходимые услови€ данной де€тельности Ц свободу.

¬торым неотъемлемым физиологическим компонентом голоса €вл€етс€ дыхание.

√лубокое дыхание способствует обеспечению тканей организма достаточным количеством кислорода, что замедл€ет метаболизм в клетках органов. ѕо сути, человек не живет полной жизнью, если не дышит полной грудью. »нтерес представл€ет формулировка того, что есть счастье с физической точки зрени€. —частье Ц это выдох. –абота€ над увеличением выдоха с целью качественного вокального исполнени€ песни, человек создает услови€ не только дл€ увеличени€ объема легких и их хорошей вентил€ции, но и умножает релаксационный момент, который напр€мую св€зан с выдохом (расслабление), как антоним вдоха (напр€жение). «аставл€ет диафрагму быть более активной в дыхательных движени€х, поющий тем самым раскрепощает себ€, снима€ блок зажатости на уроне талии. “акое освобождение обеспечивает большее число степеней свободы, а значит, позвол€ет самовыражатьс€ с большей полнотой. ¬осстановление дыхани€ во врем€ пени€ происходит неосознанно и про€вл€етс€ в показател€х улучшени€ самочувстви€, в изменении взгл€да на проблемы, прежде представл€ющиес€ угрожающими и опасными.

ѕодытожива€ свою статью, хотела бы сказать следующее. ¬нутри одного звука мир также полон и гармоничен, как и наша ¬селенна€ вокруг. ≈сли мы будем старатьс€ как можно тоньше чувствовать мир и звук, как часть себ€ и мира, тем глубже и сильнее станут наши чувства, а значит, мы будем иметь более богатый внутренний мир. ѕри полной свободе самовыражени€ богатство внутреннего мира позволит нам полноценно и беспреп€тственно обмениватьс€ этими ценност€ми с окружающими нас людьми, тем самым, умножа€ красоту в нашей ¬селенной.

¬ажно ощущать, что каждый из нас Ц тоже звучит. „еловеку присущ определенный тон, данный ему природой. Ќайти его и познать Ц задача не из легких, но очень зан€тна€. Ќаучитьс€ чувствовать характер и особенности звука, попытатьс€ усвоить зависимость между чистотой звука и комфортным состо€нием души Ц все это сопутствует освобождению от нав€зчивых программ, стереотипических реакций, сн€тию напр€жений и подготавливает почву дл€ осознани€ направлени€ поиска: поиска свободного существовани€ и решени€ текущих задач в нашей жизни.


deb
—андра  Ѕойко

ѕри€тна€ стать€. ћуж - вокалист. —огласна со многими суждени€ми. ѕравда, ¬аш стиль слегка размыт, но стать€ очень информативна€ и насыщенна€.ѕлюс.

deb
јлена  оршунова

—тать€ моих студенческих лет, маленько отредактировала и решила опубликовать...—пасибо, —андра

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+