Чего только не предлагают китайские Интернет-магазины! И по каким бросовым ценам! При взгляде на эти цены рука сама тянется к кошельку и к кредитной карточке. И мы покупаем.
А зачем?
А затем, что любая покупка для нас – это не только обмен денег на необходимый товар, но и множество сопровождающих этот обмен чувств. И чаще всего, покупая очередную цацку, мы думаем не о пользе, которую от этой цацки получим, а стремимся в очередной раз насладиться пряным ароматом чувств, сопровождающих очередную покупку.
С одной стороны, это хорошо. Значит, прошли те времена, когда у нас денег было мало, и главную роль при покупке играла цена и качество покупаемого товара. А иногда (в условиях вечного дефицита) срабатывало просто название вещи. «Там, в универмаге, женские сапоги выбросили!» Ни цвет, ни фасон, ни производитель, а иногда даже и размер особого значения не имели. Главное было – приобрести дефицитный товар.
Слава Богу, дефицита сейчас нет. Но мелкие крючочки, которые заставляют нас покупать то, что нам не нужно, остались. И мы на эти крючочки то и дело попадаемся.
Что это за «крючочки»?
Ну, во-первых, потрясающе низкая цена. Один мой знакомый рассказал сослуживице о дне всеобщих распродаж 11.11, проводимом в китайских Интернет-магазинах. Рассказал, и решил продемонстрировать праздник скидок. Зашел на сайт, «завис» на каком-то классном мобильном телефончике, поглядел на цену и... купил. При том, что в его кармане лежал вполне приличный мобильник, который он, будучи в трезвом рассудке и здравой памяти, не собирался менять еще несколько лет. Но трезвый рассудок и здравая память куда-то улетучились, когда он посчитал, что сможет сэкономить 70 процентов! О том, что за низкую цену, обычно, приходится расплачиваться и низким качеством, он тогда не подумал.
Второй «крючок» как раз противоположного свойства. Это свойство формулируется старинной русской поговоркой «Дорого да мило», внедряющей в наше сознание прямую связь между ценой и качеством. Высокая цена воспринимается как гарантия высокого же качества. Более того, она создает впечатление «элитарности» покупаемого товара. А к элите хочется принадлежать всем. Из желания принадлежать к «избранным» мы попадаемся и на следующий «крючок».
Третий «крючок» состоит в том, что мы зачастую покупаем не более или менее полезный товар, а статусную вещь. Тем самым, меняя свои деньги на исполнение мечты или на самоутверждение. Тут на первом месте – покупки автомобилей. «Мини-Купер» или «Юндай» вполне могут удовлетворить 99 процентов потребностей в поездках. Но желание показать, какой ты могучий перец, заставляет мужчину покупать статусную и дорогую «тачку». Только потом, уже расставшись с деньгами, он иногда вздохнет, подумав о том, что три четверти уплаченной когда-то суммы были уплачены зря.
Целые отрасли промышленности заняты производством статусных и ненужных, как правило, вещей: дорогущих механических часов, перьевых ручек и чернил к ним, ламповых радиоприемников и проигрывателей для виниловых пластинок, женских платьев, от стоимости которых волосы встают дыбом и которые надеваются всего один раз, по случаю. Лет пятнадцать – двадцать назад таким же статусным и очень дорогим предметом был мобильный телефон. Чаще всего покупали этот «кирпич» (в те годы мобильник, в самом деле, напоминал по размерам кирпич) не для ведения разговоров, а для того, чтобы продемонстрировать принадлежность к кругам, решающим судьбы человечества. Никак не меньше!
Самоутверждению способствует не только качество, но иногда и большое количество покупаемых товаров, совсем даже не статусных. Приятно ощущать себя богатым и могучим, катя к кассе заполненную с верхом товарную тележку в супермаркете! Да еще – для полного торжества – оформив потом доставку всей этой кучи домой. Что поделаешь, шопинг иногда излечивает плохое настроение и временную депрессию. А за лекарства не жалко заплатить.
Именно этот «крючок» закладывают в рекламу хитрые маркетологи. Реклама рассказывает не о реальных параметрах покупаемого товара, а о том, как после покупки изменится к лучшему жизнь покупателя. Ты купил роскошный автомобиль? Значит, рядом с тобой скоро появится роскошная женщина. Ты купила новую косметику? Мужчины будут пялиться на тебя и послушно следовать за тобой по пятам. Ваша семья купила новый дом? И вот уже во дворе этого дома бегают милые карапузы.
Перечисленные уловки следует держать в уме, чтобы не позволить себе слишком «разгуляться по буфету» и не накупить множество лишних и ненужных вещей. Реализовать которые будет просто невозможно, даже если эти вещи еще ни разу не использовались. За это тоже следует сказать отдельное спасибо китайцам, наводнившим потребительский рынок дешевыми товарами.