icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ѕсихологи€

«ачем мы столько покупаем?

  • 689
  • 7

«ачем мы столько покупаем?

 
 итайцы загрузили работой умиравшую было почту и развратили мир.

„его только не предлагают китайские »нтернет-магазины! » по каким бросовым ценам! ѕри взгл€де на эти цены рука сама т€нетс€ к кошельку и к кредитной карточке. » мы покупаем.

ј зачем?

ј затем, что люба€ покупка дл€ нас Ц это не только обмен денег на необходимый товар, но и множество сопровождающих этот обмен чувств. » чаще всего, покупа€ очередную цацку, мы думаем не о пользе, которую от этой цацки получим, а стремимс€ в очередной раз насладитьс€ пр€ным ароматом чувств, сопровождающих очередную покупку.

— одной стороны, это хорошо. «начит, прошли те времена, когда у нас денег было мало, и главную роль при покупке играла цена и качество покупаемого товара. ј иногда (в услови€х вечного дефицита) срабатывало просто название вещи. Ђ“ам, в универмаге, женские сапоги выбросили!ї Ќи цвет, ни фасон, ни производитель, а иногда даже и размер особого значени€ не имели. √лавное было Ц приобрести дефицитный товар.

—лава Ѕогу, дефицита сейчас нет. Ќо мелкие крючочки, которые заставл€ют нас покупать то, что нам не нужно, остались. » мы на эти крючочки то и дело попадаемс€.

„то это за Ђкрючочкиї?

Ќу, во-первых, потр€сающе низка€ цена. ќдин мой знакомый рассказал сослуживице о дне всеобщих распродаж 11.11, проводимом в китайских »нтернет-магазинах. –ассказал, и решил продемонстрировать праздник скидок. «ашел на сайт, Ђзависї на каком-то классном мобильном телефончике, погл€дел на цену и... купил. ѕри том, что в его кармане лежал вполне приличный мобильник, который он, будучи в трезвом рассудке и здравой пам€ти, не собиралс€ мен€ть еще несколько лет. Ќо трезвый рассудок и здрава€ пам€ть куда-то улетучились, когда он посчитал, что сможет сэкономить 70 процентов! ќ том, что за низкую цену, обычно, приходитс€ расплачиватьс€ и низким качеством, он тогда не подумал.

¬торой Ђкрючокї как раз противоположного свойства. Ёто свойство формулируетс€ старинной русской поговоркой Ђƒорого да милої, внедр€ющей в наше сознание пр€мую св€зь между ценой и качеством. ¬ысока€ цена воспринимаетс€ как гаранти€ высокого же качества. Ѕолее того, она создает впечатление Ђэлитарностиї покупаемого товара. ј к элите хочетс€ принадлежать всем. »з желани€ принадлежать к Ђизбраннымї мы попадаемс€ и на следующий Ђкрючокї.

“ретий Ђкрючокї состоит в том, что мы зачастую покупаем не более или менее полезный товар, а статусную вещь. “ем самым, мен€€ свои деньги на исполнение мечты или на самоутверждение. “ут на первом месте Ц покупки автомобилей. Ђћини- уперї или Ђёндайї вполне могут удовлетворить 99 процентов потребностей в поездках. Ќо желание показать, какой ты могучий перец, заставл€ет мужчину покупать статусную и дорогую Ђтачкуї. “олько потом, уже расставшись с деньгами, он иногда вздохнет, подумав о том, что три четверти уплаченной когда-то суммы были уплачены зр€.

÷елые отрасли промышленности зан€ты производством статусных и ненужных, как правило, вещей: дорогущих механических часов, перьевых ручек и чернил к ним, ламповых радиоприемников и проигрывателей дл€ виниловых пластинок, женских платьев, от стоимости которых волосы встают дыбом и которые надеваютс€ всего один раз, по случаю. Ћет п€тнадцать Ц двадцать назад таким же статусным и очень дорогим предметом был мобильный телефон. „аще всего покупали этот Ђкирпичї (в те годы мобильник, в самом деле, напоминал по размерам кирпич) не дл€ ведени€ разговоров, а дл€ того, чтобы продемонстрировать принадлежность к кругам, решающим судьбы человечества. Ќикак не меньше!

—амоутверждению способствует не только качество, но иногда и большое количество покупаемых товаров, совсем даже не статусных. ѕри€тно ощущать себ€ богатым и могучим, кат€ к кассе заполненную с верхом товарную тележку в супермаркете! ƒа еще Ц дл€ полного торжества Ц оформив потом доставку всей этой кучи домой. „то поделаешь, шопинг иногда излечивает плохое настроение и временную депрессию. ј за лекарства не жалко заплатить.

»менно этот Ђкрючокї закладывают в рекламу хитрые маркетологи. –еклама рассказывает не о реальных параметрах покупаемого товара, а о том, как после покупки изменитс€ к лучшему жизнь покупател€. “ы купил роскошный автомобиль? «начит, р€дом с тобой скоро по€витс€ роскошна€ женщина. “ы купила новую косметику? ћужчины будут п€литьс€ на теб€ и послушно следовать за тобой по п€там. ¬аша семь€ купила новый дом? » вот уже во дворе этого дома бегают милые карапузы.

ѕеречисленные уловки следует держать в уме, чтобы не позволить себе слишком Ђразгул€тьс€ по буфетуї и не накупить множество лишних и ненужных вещей. –еализовать которые будет просто невозможно, даже если эти вещи еще ни разу не использовались. «а это тоже следует сказать отдельное спасибо китайцам, наводнившим потребительский рынок дешевыми товарами.


spe
ёли€ ƒворникова

¬споминаетс€ миниатюрка, когда муж и жена решают вечный вопрос: "∆ене нечего одеть!" Ўкаф, как положено, завален вс€ким шмотьЄм. ¬озмущЄнный муж вытаскивает какое-то платье: "ј это?! “ы же его ещЄ ни разу не одевала!" ∆ена (с достоинством): "я его купила не дл€ того, чтобы носить, а дл€ того, чтобы купить!!!"
ќчень актуальна€ стать€!!!!!!!!!!!!++++++++

top
Halida Rojkova

я, как и все, тоже грешна: покупаю частенько вс€кую дребедень. ÷епл€юсь за крючочки )))

spe
¬ладислав „ерных

 ак говаривал “омас ƒжефферсон - "Ќе покупайте того, что вам не нужно, под предлогом, что дЄшево: и это ещЄ дорого дл€ вас". «а пару веков совет актуальности не потер€л...

spe
≈вгени€ –адченко

“очно, очень актуальный вопрос!  ак верно он раскрыт. —пасибо, ћарк!)
–ационализма нам €вно не хватает. Ѕлаго € не отношусь к такому типу людей и редко покупаю что-то под вли€нием момента)

pro
“амара ћеркулова

Ќо с другой стороны, бывают такие соблазны! ¬се знаешь, на чем теб€ "покупают" и все равно соблазн€ешьс€. я бы еще один крючок добавила к перечисленным: шоппинг, как отдых. »збегать!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+