icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Забудем ли мы таблицу умножения?

  • 2212
  • 9

Забудем ли мы таблицу умножения?

В
Вопрос, конечно, интересный… как показывает практика, из школьного курса математики (равно как и других предметов) мы забываем многое – вот я, например, уже не смогу воспроизвести доказательство теоремы Пифагора – но таблицу умножения, как правило, помнят все… почему же так происходит? Почему что-то мы помним – а что-то забываем?

Память – явление многообразное и сложное. Она различается по «информационным каналам» (зрительная, слуховая, двигательная), по времени хранения информации: мгновенная (иконическая – до 0,5 секунды), кратковременная (до 20 секунд), оперативная (заранее заданный срок – от нескольких секунд до нескольких суток), долговременная (практически неограниченный срок).

Существует ещё эмоциональная память – память на переживания, которая замечательно «поддерживает» все виды памяти (чем сильнее взволновала нас информация – тем лучше мы её запомним). Беда в том, что такие переживания достаточно сложно «организовать» искусственно… ну что, скажите на милость, можно сделать, чтобы эмоционально пережить законы Ньютона? А вот когда изучаешь историю – это вполне применимо.

На запоминание влияет множество факторов. Так, люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков: первым для лучшего запоминания надо увидеть (например, прочитать), вторым – услышать, у третьих должно присутствовать движение (такому человеку лучше записать то, что надо запомнить – может, он и не станет читать эту записку, запоминанию поможет сам процесс письма).

Запоминается то, что привлекает внимание и вызывает интерес, что обладает ценностью для человека. Однажды к врачу обратился пожилой профессор, жалующийся на ухудшение памяти, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что забывает он только о заседаниях кафедры и учёного совета – зато прекрасно помнит вес новорождённого внука и телефон очаровательной лаборантки… это не память ухудшилась – это система ценностей на старости лет изменилась! Точно так же подросток, «неспособный» выучить правила по русскому языку, в подробностях перескажет перипетии любимой компьютерной игры.

Лучше всего запоминается начало и конец (т.н. «закон края») – так что анекдот про Штирлица, который приходил к Мюллеру «за скрепками», не так уж далёк от истины… так что самое главное – что прежде всего надо запомнить – следует повторить в начале и в конце. По такому же принципу следует строить разговор, чтобы собеседник запомнил то, что вам нужно.

Лучше запоминается то, что было запечатлено с установкой на длительное сохранение, установка на кратковременное сохранение чаще подводит (студенты, «глотающие» учебники в ночь перед экзаменом – это сказано для вас!).

Наконец, следует учитывать то, что нервные связи («материальную основу» памяти) необходимо время от времени «оживлять» – чтобы они не распадались, и потому мы помним то, что постоянно повторяем (а то, что «лежит мёртвым грузом», забывается). Вот и ответ, почему мы помним таблицу умножения – мы же пользуемся ею каждый день, хотя бы при походе в магазин или на кухне (рецепт в кулинарной книге рассчитан на четыре порции, а мне надо приготовить на семерых – вот вам и задача на деление и умножение… не буду же я из-за этого «гонять» компьютер).

А почему мы вообще забываем? Что это – признак несовершенства нашего мозга?

…Представьте себе женщину, которая помнит в подробностях, что она пережила во время родов – захочет ли она рожать второго ребёнка? А вы смогли бы ходить по улице, на которой когда-то сломали ногу, если бы помнили все свои ощущения? Забывание – это защитный механизм психики, в первую очередь память избавляется от того, что неприятно (так, А.Мень писал о некой «невидимой руке», которая стирает из памяти священника всё, что выкладывают прихожане на исповеди… поистине страшно представить, как чувствовали бы себя священники, если бы они всю эту «грязь» помнили). Потому-то юность всегда представляется старику «в розовом цвете», потому-то человек может искренне тосковать по коммунальной квартире, из которой когда-то не чаял выбраться (конечно, всему есть предел: вряд ли кто-то когда-то тосковал по концлагерю).

Кроме того, память всё-таки не «бездонна»: то, чем мы не пользуемся, «выбрасывается» – чтобы «освободить место» для необходимого… вспомните Шерлока Холмса, который не советовал «тащить на свой чердак всякий ненужный хлам»… Но в одном великий сыщик был неправ: не нужно бояться «запомнить» лишнюю информацию: не понадобится – мозг сам её «выбросит». А вот процесс запоминания, несомненно, пользу принесёт: память – как и любое действие – нуждается в тренировке.

spe
Лариса Попруга

Очень хорошо написано+
Особенно фраза про законы Ньютона понравилась!

deb
Светлана Шибунская

Статья замечательная +! Помню, когда учили таблицу умножения, отец ставил критерием, что когда ночью разбудить и спросить по таблице, должна безошибочно ответить. Вот так и запомнила на всю жизнь.

mas
Дмитрий Неткачев

Если мы забудем таблицу умножения, то начнем заметно деградировать. +.

deb
Наталья Реутова

в таблице умножения информация структурированная, заучивание происходит несколько раз подряд (пока от зубов отскакивать не начнет), т.е. информация повторяется неоднократно, и после последовательного ряда повторений надолго "усваивается" мозгом, а если, действительно, еще и актуализируется по мере необходимости - то мы уж точно, не забудем таблицу умножения. Забудет тот, кто сразу плохо заучил. Статья написана отлично!!! +++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+