icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

«абудем ли мы таблицу умножени€?

  • 2590
  • 9

«абудем ли мы таблицу умножени€?

¬
¬опрос, конечно, интересныйЕ как показывает практика, из школьного курса математики (равно как и других предметов) мы забываем многое Ц вот €, например, уже не смогу воспроизвести доказательство теоремы ѕифагора Ц но таблицу умножени€, как правило, помн€т всеЕ почему же так происходит? ѕочему что-то мы помним Ц а что-то забываем?

ѕам€ть Ц €вление многообразное и сложное. ќна различаетс€ по Ђинформационным каналамї (зрительна€, слухова€, двигательна€), по времени хранени€ информации: мгновенна€ (иконическа€ Ц до 0,5 секунды), кратковременна€ (до 20 секунд), оперативна€ (заранее заданный срок Ц от нескольких секунд до нескольких суток), долговременна€ (практически неограниченный срок).

—уществует ещЄ эмоциональна€ пам€ть Ц пам€ть на переживани€, котора€ замечательно Ђподдерживаетї все виды пам€ти (чем сильнее взволновала нас информаци€ Ц тем лучше мы еЄ запомним). Ѕеда в том, что такие переживани€ достаточно сложно Ђорганизоватьї искусственноЕ ну что, скажите на милость, можно сделать, чтобы эмоционально пережить законы Ќьютона? ј вот когда изучаешь историю Ц это вполне применимо.

Ќа запоминание вли€ет множество факторов. “ак, люди дел€тс€ на визуалов, аудиалов и кинестетиков: первым дл€ лучшего запоминани€ надо увидеть (например, прочитать), вторым Ц услышать, у третьих должно присутствовать движение (такому человеку лучше записать то, что надо запомнить Ц может, он и не станет читать эту записку, запоминанию поможет сам процесс письма).

«апоминаетс€ то, что привлекает внимание и вызывает интерес, что обладает ценностью дл€ человека. ќднажды к врачу обратилс€ пожилой профессор, жалующийс€ на ухудшение пам€ти, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что забывает он только о заседани€х кафедры и учЄного совета Ц зато прекрасно помнит вес новорождЄнного внука и телефон очаровательной лаборанткиЕ это не пам€ть ухудшилась Ц это система ценностей на старости лет изменилась! “очно так же подросток, Ђнеспособныйї выучить правила по русскому €зыку, в подробност€х перескажет перипетии любимой компьютерной игры.

Ћучше всего запоминаетс€ начало и конец (т.н. Ђзакон кра€ї) Ц так что анекдот про Ўтирлица, который приходил к ћюллеру Ђза скрепкамиї, не так уж далЄк от истиныЕ так что самое главное Ц что прежде всего надо запомнить Ц следует повторить в начале и в конце. ѕо такому же принципу следует строить разговор, чтобы собеседник запомнил то, что вам нужно.

Ћучше запоминаетс€ то, что было запечатлено с установкой на длительное сохранение, установка на кратковременное сохранение чаще подводит (студенты, Ђглотающиеї учебники в ночь перед экзаменом Ц это сказано дл€ вас!).

Ќаконец, следует учитывать то, что нервные св€зи (Ђматериальную основуї пам€ти) необходимо врем€ от времени Ђоживл€тьї Ц чтобы они не распадались, и потому мы помним то, что посто€нно повтор€ем (а то, что Ђлежит мЄртвым грузомї, забываетс€). ¬от и ответ, почему мы помним таблицу умножени€ Ц мы же пользуемс€ ею каждый день, хот€ бы при походе в магазин или на кухне (рецепт в кулинарной книге рассчитан на четыре порции, а мне надо приготовить на семерых Ц вот вам и задача на деление и умножениеЕ не буду же € из-за этого Ђгон€тьї компьютер).

ј почему мы вообще забываем? „то это Ц признак несовершенства нашего мозга?

Еѕредставьте себе женщину, котора€ помнит в подробност€х, что она пережила во врем€ родов Ц захочет ли она рожать второго ребЄнка? ј вы смогли бы ходить по улице, на которой когда-то сломали ногу, если бы помнили все свои ощущени€? «абывание Ц это защитный механизм психики, в первую очередь пам€ть избавл€етс€ от того, что непри€тно (так, ј.ћень писал о некой Ђневидимой рукеї, котора€ стирает из пам€ти св€щенника всЄ, что выкладывают прихожане на исповедиЕ поистине страшно представить, как чувствовали бы себ€ св€щенники, если бы они всю эту Ђгр€зьї помнили). ѕотому-то юность всегда представл€етс€ старику Ђв розовом цветеї, потому-то человек может искренне тосковать по коммунальной квартире, из которой когда-то не ча€л выбратьс€ (конечно, всему есть предел: вр€д ли кто-то когда-то тосковал по концлагерю).

 роме того, пам€ть всЄ-таки не Ђбездоннаї: то, чем мы не пользуемс€, Ђвыбрасываетс€ї Ц чтобы Ђосвободить местої дл€ необходимогоЕ вспомните Ўерлока ’олмса, который не советовал Ђтащить на свой чердак вс€кий ненужный хламїЕ Ќо в одном великий сыщик был неправ: не нужно бо€тьс€ Ђзапомнитьї лишнюю информацию: не понадобитс€ Ц мозг сам еЄ Ђвыброситї. ј вот процесс запоминани€, несомненно, пользу принесЄт: пам€ть Ц как и любое действие Ц нуждаетс€ в тренировке.


spe
Ћариса ѕопруга

ќчень хорошо написано+
ќсобенно фраза про законы Ќьютона понравилась!

deb
—ветлана Ўибунска€

—тать€ замечательна€ +! ѕомню, когда учили таблицу умножени€, отец ставил критерием, что когда ночью разбудить и спросить по таблице, должна безошибочно ответить. ¬от так и запомнила на всю жизнь.

mas
ƒмитрий Ќеткачев

≈сли мы забудем таблицу умножени€, то начнем заметно деградировать. +.

deb
Ќаталь€ –еутова

в таблице умножени€ информаци€ структурированна€, заучивание происходит несколько раз подр€д (пока от зубов отскакивать не начнет), т.е. информаци€ повтор€етс€ неоднократно, и после последовательного р€да повторений надолго "усваиваетс€" мозгом, а если, действительно, еще и актуализируетс€ по мере необходимости - то мы уж точно, не забудем таблицу умножени€. «абудет тот, кто сразу плохо заучил. —тать€ написана отлично!!! +++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+