icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

¬ чЄм польза сказок

  • 2828
  • 9

¬ чЄм польза сказок

ƒ
ƒаже постановка вопроса оказываетс€ странной... да мы все выросли на сказках Ц и выросли вроде бы совершенно нормальными людьми, и человечество до сих пор живо, притом что люди веками росли на сказкахЕ значит, оправдывают они себ€?

Ќо представьте себе Ц всЄ чаще раздаютс€ в адрес наших старых добрых сказок обвинительные речи. Ќачалось это ещЄ в первые годы —оветской власти Ц об этом пишет автор множества сказок и истинный апологет этого жанра  .„уковский во второй части своей книги Ђќт двух до п€тиї, котора€ так и называетс€ Ц ЂЅорьба за сказкуї.  акие же обвинени€ предъ€вл€ли сказке новые идеологи?

ќказываетс€, сказка формирует у детей Ђнеправильное представление о миреї: животные там, видите ли, разговаривают, люди летают на метле и т.п. ≈сли вы думаете, что подобные обвинени€ остались в прошлом Ц вы ошибаетесь: то и дело попадаютс€ Ђстрашные историиї Ц тут дети, начитавшись Ђѕитера ѕэнаї, обсыпали себ€ зубным порошком и выбросились из окна, жела€ полетать, там девочка в зоопарке залезла в клетку с волками Ц а виноват во всЄм прокл€тый  иплинг с его абсолютно нереалистичным ЂћауглиїЕ что тут сказать? Ѕывают, к сожалению, у детей отклонени€ в психическом развитии, что же касаетс€ последнего случа€ Ц то сообщалось, что девочке помоглаЕ мама (о психическом здоровье мамы, а также о том, какую выгоду могла принести ей смерть дочери, не сообщаетс€).

¬ норме же (и об этом пишет ещЄ  .„уковский) дети прекрасно отличают сказку от реальности. ƒаже самые €рые противники сказок (с которыми приходилось полемизировать  .„уковскому) не приходили в ужас, когда дети укладывали спать плюшевых мишек, вообража€, что это дети: малыши ведь прекрасно понимают, что это Ц Ђпонарошкуї, что это Ц играЕ »гра же в детстве Ц основной способ познани€ мира, именно через игру ребЄнок Ђпример€ет на себ€ї социальные роли. –азновидностью такого Ђмира понарошкуї, игры и становитс€ сказка.

“ак же, как в игре, где всем пон€тно, что плюшевый мишка Ц не насто€щий ребЄнок, так и в сказке пон€тно, что лиса и за€ц Ц на самом деле люди: один человек Ц хитрый и коварный, другой Ц добрый и доверчивыйЕ разве не встретитс€ ребЄнок с такими людьми во Ђвзрослойї жизни?

¬прочем, в наше врем€ в адрес сказок чаще высказываетс€ другое обвинение: они жестоки!  акой ужас Ц √ензель и √ретель сожгли в печке ведьму, намеревавшуюс€ их съесть, да разве можно читать такое ребЄнку! –азве это не помешает воспитать в наших дет€х милосердие?

я не знаю, какие сказки читали в детстве этим люд€м Ц но мне читали и Ђ√ензел€ и √ретельї, и другие Ц не менее Ђстрашныеї Ц сказкиЕ и представьте себе Ц преступницей € не выросла! Ќо, веро€тно, от таких сказок оберегали в детстве супруга той женщины, чьи горькие откровени€ пришлось однажды читать: она Ц с маленьким ребЄнком на руках Ц еле отбилась от разбушевавшегос€ пь€ного соседа, а муж спокойно сто€л р€дом. Ќа еЄ упрЄки Ц почему не заступилс€ Ц он ответил: Ђј если бы € его покалечил?ї Ётот человек так и не пон€л, что Ђдобро должно быть с кулакамиї Ц а ведь первой Ђшколойї такой суровой правды жизни станов€тс€ именно сказки. ќ Ђжестокостиї сказок кричат только взрослые Ц ни один ребЄнок там Ђжестокостиї не видит: ему-то €сно, что пощадить злую мачеху Ц значит, поступить жестоко с несчастной падчерицей. —казка делит мир на ЂчЄрное и белоеї Ц без полутонов Ц да, наивно, да, в жизни не бывает Ц но нельз€ научитьс€ различать полутона, не научившись отличать чЄрное от белого, при своЄм зарождении всЄ про€вл€ет себ€ преувеличенно, и нравственные чувства Ц в том числе.

—казки обвин€ют и в том, что они станов€тс€ источником детских страховЕ да, бывает, что дети бо€тс€ тех или иных сказочных персонажей Ц и боротьс€ с таким страхом приходитс€ с участием психотерапевтаЕ Ќо предметом фобии (и взрослой, и детской) может стать что угодно: в медицинской практике описаны случаи, когда дети бо€лись тех или иных животных (зачастую безобидных), воды, грозы, бородатых мужчин, звука гармони, развешанного бель€Е так что же Ц вообще изолировать детей от внешнего мира, раз в принципе любой предмет, любое €вление может стать предметом детского страха?

ƒа, в мире есть то, чего следует бо€тьс€ Ц и лучше, если ребЄнок сначала познакомитс€ с этим на примере сказки, чем в реальности (разве не помогает сказка Ђ¬олк и семеро козл€тї пон€ть, почему нельз€ никому открывать дверь, когда ты один дома?). ƒа и не всегда сказочное чудовище оказываетс€ страшным Ц вз€ть хоть сказку Ђјленький цветочекї: ничто так не подготовит к будущей семейной жизни, как вынесенное из сказки понимание, что муж поначалу (да и впоследствии) может быть Ђчудовищемї Ц но это ещЄ никому не мешало любить. ј подобна€ сказка дл€ мальчиков Ц Ђ÷аревна-л€гушкаї: сначала жена будет Ђхолодной л€гушкойї Ц придЄтс€ потрудитьс€, чтобы еЄ Ђсогретьї и сделать Ђпрекрасной царевнойї, принос€щей наслаждениеЕ

» наконец Ц ещЄ одно обвинение в адрес сказок, исход€щее Ц как ни горько мне это признавать Ц от некоторых моих единоверцев: сказки преподнос€т магию, €вл€ющуюс€ смертным грехом, как нечто положительное, привлекательное. ¬ сущности, такие обвинители из одной Ђкогортыї с противниками  .„уковского, не вид€щими разницы между реальностью и Ђмиром сказкиї. »м блест€ще ответил диакон ј. ураев: Ђј что же вы хотите Ц чтобы дети играли в пророков и апостолов, чтобы героем сказки был »исус ’ристос?ї ¬от это уже было бы таким же кощунством, как дать ребЄнку поиграть иконойЕ —казка Ц это мир, в котором можно Ђпоигратьї, познава€ в этой игре мир реальный.

Ќе надевает ли така€ Ђиграї на человека Ђрозовые очкиї? Ќаверное, в определЄнной степени надеваетЕ так же, как надевает их воспитание. ƒа, мы знаем, что нельз€ прожить, ни разу не солгав Ц и тем не менее, учим детей, что Ђговорить неправду нехорошої, ведь человек, усвоивший это в детстве, будет мучительно терзатьс€, прежде чем решитс€ на Ђложь во спасениеї, с таким Ђвстроенным фильтромї он солжЄт только тогда, когда это действительно будет Ђво спасениеїЕ и уж конечно Ц не солжЄт ради собственной выгоды, не станет клеветникомЕ

—казка тоже демонстрирует мир таким, каким ему должно быть: правитель должен быть мудрым и справедливым, девушка должна выйти замуж за храброго и доброго Ц а не за богатогоЕ человечество знало это веками Ц ведь даже после изгнани€ из –а€ неистребимо жила в человеческом сердце пам€ть об изначальном замысле “ворцаЕ » сказка помогает запечатлеть такой Ђобраз мираї в человеческой душе Ц и тогда труднее миритьс€ с несправедливостью и безнравственностью.

ѕотому-то и нужны нам сказки Ц и дет€м, и взрослым Ц чтобы однажды, когда Ц кажетс€ Ц весь мир против теб€, хватило сил сказать: Ђя знаю, что € прав!ї


tra
ћила јвдеева

”же боюсь и комментировать, чтобы не подумали о тенденциозности, а автор мне импонирует. —тать€ великолепна€, даже немного волшебна€. +++

deb
Olek Lewandowsky

ѕотр€сающе! + ќсобенно последнее предложение - емко и точно!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+