icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Лариса Попруга
Психология

Учат ли нас в школе быть в жизни самостоятельными?

  • 2949
  • 21

Учат ли нас в школе быть в жизни самостоятельными?

Ш
«Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею, как они быстро летят! Их не воротишь назад. Разве они пролетят без следа? Нет, не забудет никто никогда школьные годы» - кто не знает эту песню из старого советского фильма «Первоклассница». Слушая её, у большинства из нас на глаза наворачиваются слезы. Но вот парадокс, чудесными школьные годы становятся лет через десять - пятнадцать после её окончания. Когда забывается все плохое, а остается лишь ностальгия по детству, когда все воспоминания окрашиваются в розовый цвет. Поэтому все опусы о любимой школе и заботливых учителях пишут в основном взрослые, а детям остается только покорно петь эти песни на многочисленных школьных мероприятиях и выпускных. Их мнения особо никто не спрашивает. А если спросить детей, что они думают о школе, то выходит не все так чудесно.

Мои школьные годы прошли в советское время. Тогда школа была незыблемым авторитетом. Никто не сомневался в её нужности и значимости. А если кто и сомневался, то предпочитал помалкивать. Не посещать школу? Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда, как у классика! Зато сейчас у нас разнообразие: общеобразовательные, частные, элитные школы, лицеи, гимназии, все чаще практикуется домашнее обучение. Каждый может выбрать сообразно со своими предпочтениями и финансовыми возможностями. Но в общеобразовательной школе по сути ничего не изменилось! Единственное чем сейчас не пичкают, так это идеологией. Ее вполне заменили рыночные отношения. Да и качество знаний оставляет желать лучшего. Раньше десятки лет нас учили по одной утвержденной программе. А сейчас школьные программы ежегодно совершенствуются, но эти улучшения замечают, наверное, только одни министерские чиновники и родители, которые иногда не могут решить задачу за третий класс.

Кажется, ушла от темы. Вопрос-то звучит, учит ли школа самостоятельности? Рискну ответить, что нет. Раньше за нас думала партия, от нас требовалось ходить строем и голосовать единогласно – для этого самостоятельность не нужна. Сейчас в школе приветствуются хорошее прилежание и посильная материальная помощь. Стало быть, если родители объяснят ребенку, как нужно правильно себя вести и будут оказывать ей (школе) материальную поддержку, то у ребенка есть все шансы благополучно окончить школу, даже с теми оценками в аттестате, которые по карману его родителям. Как видите, в этой ситуации от ребенка мало что зависит, поэтому о самостоятельности речи не идет. О качестве полученных знаний даже не говорю, так как почти все занимаются или с репетиторами, или со своими же учителями, только уже за дополнительную плату. Правда в вопросе учиться или нет, действительно предоставляется самостоятельность. Если раньше нас заставляли учиться, требовали знать хотя бы положенный минимум, то сейчас с этим полная «самостоятельность»: хочешь – учись, хочешь – нет. Никто заставлять не будет, главное сиди тихо и не мешай учителю вести урок.

Вспомните, с каким удовольствием и радостью все дети идут в первый класс! Какие они все отличники и умницы! Но примерно с пятого класса интерес к учебе постепенно пропадает и начинается не учение, а мучение. Почему? Потому что в школе часто ставят оценки не за знания, а за поведение. Потому что зачастую школа дает знания, которые никогда не пригодятся в жизни, но отнимают у ребенка радость познания и творчества, отучают думать самостоятельно. Школа дает базовые знания, но не учит, как быть счастливым и самостоятельным, как реализовывать свои цели. В школе рассказывают, что такое хорошо, а что такое плохо, но на деле приоритеты могут меняться с точностью до наоборот. А дети все это видят и просто приспосабливаются. В общеобразовательной школе не учат познавать себя, не развивают таланты. Вообще учит не школа как таковая, а учитель. И несмотря на низкие зарплаты и непрестижность профессии, всегда были и будут настоящие Учителя, которые любят и знают свое дело, любят и уважают детей, учат их на собственном примере. А наша школьная система порой даже мешает таким учителям проявить себя, ставит их в определенные рамки. Такой учитель сможет научить не только грамоте, а жизни и самостоятельности. Если у вашего ребенка именно такой классный руководитель, то вам повезло и ваш ребенок действительно получает знания не только по предметам, но и о жизни.

Некоторые дети в школе просто выживают, так как на них постоянно обрушиваются насмешки и издевательства от сверстников. А ответственность за проступки несут скорее не ученики, а их родители. Не стоит перекладывать на школу ответственность за воспитание своего ребенка. Мы, родители, несем ответственность за его судьбу. Если мы научим его быть самостоятельным, ответственным, уверенным, честным – он таким и будет. Не стоит надеяться, что школа выучит и всему научит. И, все-таки, у школы есть один несомненный плюс – именно там мы встречаем настоящих друзей, которые остаются с нами на всю жизнь. Именно дружба скрашивает наши школьные годы и вызывает слезы радости, когда мы слушаем школьный вальс!

deb
Татьяна Балабан

Лариса, не только от строк песни навернулись слезы, от статьи тоже... Замечательно!!!+++

deb
Екатерина Левандовская

Вспомнила школу...Действительно, есть Учителя, которые учат самостоятельности и творчеству, но таких мало. Статья отличная! +++++

spe
Лариса Попруга

Татьяна, Леонид, Екатерина, спасибо за мнения. Тема неоднозначная и актуальная

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+