icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Наталья Реутова
Психология

Тест на бумаге и тест на компьютере. Какая между ними разница?

  • 2220
  • 8

Тест на бумаге и тест на компьютере. Какая между ними разница?

В
Всевозможные тесты в наше время очень распространены и популярны. Существующую разницу между тестами на бумаге и на компьютере рассмотрим на примере психологических тестов.

Первое различие заключается в способе заполнения самого теста.

Если процедура проводится «вручную», то человек заполняет тест при помощи бланка для ответов и самой обычной ручки. В некоторых случаях ничего писать не требуется, а нужно выбирать определенные карточки или описывать находящемуся рядом специалисту свои мысли или ассоциации по поводу предложенных картинок.

Подобные тесты, как правило, проводятся в тех случаях, когда нет возможности «перенести» стимульный материал на монитор компьютера. Например, известный тест Люшера проводится без использования технических средств (хотя некоторые психологи позволяют облегчить себе работу и используют компьютер, однако при этом монитор искажает оригинальный цвет, что в итоге сказывается на итогах тестирования). Или, например, тест структуры интеллекта Амтхауэра. Для соблюдения всех норм заполнения требуется, чтобы все задания одной серии были видны тестируемому – а это возможно только на бумажном листе. Если тот же тест проводить на компьютере, то тестируемый вынужден будет использовать мышку для того, чтобы успеть просмотреть все задания серии (учитывая, что время на выполнение строго ограничено, подобные манипуляции дополнительно нервируют человека и расходуют установленное время, поэтому в данных случаях использование компьютера для выполнения теста крайне не рекомендовано). Также интеллектуальный тест Векслера проводится только вручную и в индивидуальной форме.

Если заполнение теста производится при помощи компьютера, то для специалиста достаточно включить программу, сделать некоторые настройки, дать инструкцию тестируемому – и ждать окончания теста. При этом присутствие специалиста и его участие минимально, а то и совсем не требуется (например, если человек проходит онлайн-тестирование «для себя»).

Второе различие заключается в способе подсчета результатов.

Есть тесты, где обработка результатов проводится только «вручную», когда специалист использует специальные «ключи» для подсчета «сырых» баллов, затем переводит их в специальные единицы, и проводит качественный анализ полученных данных.

В тестах на компьютере подсчет и обработка результатов происходит автоматически, сразу после заполнения всех необходимых данных, программа выдает графики, цифры и словесную интерпретацию (иногда даже с готовыми выводами и рекомендациями). Примером могут служить определенные тесты на быстроту реакции и работоспособность, где время ответов фиксируется до миллисекунд, ряд интеллектуальных тестов и многие другие. Громоздкие расчеты полностью переложены на компьютерную программу, и психолог пользуется для интерпретации уже готовыми данными.

Некоторые тесты являются универсальными как в способе заполнения, так и обработке полученных данных, что очень удобно, потому как в зависимости от конкретной ситуации специалист может прибегнуть к помощи компьютера, либо же использовать более классический «бумажный» вариант теста. В ситуации массовых обследований (например, при оценке персонала предприятия) такие психологические инструменты просто незаменимы. Т.е. при отсутствии специального компьютерного класса, позволяющего проводить тестирование одновременно нескольких человек, удобно иметь необходимое количество так называемых «рабочих тетрадей», содержащих текст опросника или задания и бланки для ответов. После окончания тестирования в группе психолог (или смежный специалист) заносит данные в компьютерную программу, тем самым значительно облегчая свой труд. К таким тестам можно отнести СМИЛ (автор Л.Н. Собчик).

Таким образом, само содержание теста может быть одинаковое как на бумаге, так и на компьютере – и в этом случае различия между ними состоят только лишь в способе заполнения и подсчете результатов. Однако в некоторых случаях для решения определенной психодиагностической задачи может понадобиться исключительно бумага, так как компьютер пока не способен в нужном варианте воспроизвести стимульный материал, либо же требуется совместная работа психолога и тестируемого. В других ситуациях, наоборот, никак не обойтись без помощи компьютера, так как только при его помощи можно получить необходимые «тонкие» и точные расчеты. Итак, одни тесты не исключают других, главное сделать правильный выбор инструмента для решения конкретной задачи.

spe
Лариса Попруга

Исчерпывающая информация, чувствуется рука профессионала!

deb
Юлия Петрова

Очень легко и доступно подана информация, несмотря на использование профессиональной терминологии) +++

deb
Наталья Реутова

Лариса и Юля! Спасибо! Сижу в отпуске, а пишу на рабочие темы... :))

deb
Marina Галета

Статья интересная и познавательная! Всегда размышляла над темой: в чём подвох при выполнении компьютерных тестов? Теперь поняла: оценивая, человек видит больше!+++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+