icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Наталья Реутова
Психология

Стоит ли верить первому впечатлению?

  • 1844
  • 20

Стоит ли верить первому впечатлению?

Р
Расскажу одну историю. Как-то прекрасным весенним днем в одном коллективе появилась новая сотрудница из руководящего состава. В связи с этим состоялось ее знакомство со всеми остальными работниками. «Новенькая» (ну, назовем ее Аленой) представилась, рассказала о себе, о прежнем опыте работы, о своих личных качествах, о том, какие у нее ожидания и каким образом она планирует строить взаимоотношения и работу. В итоге примерно 98% «стареньких» были просто очарованы Аленой. Их мысли можно было выразить следующим образом:

- ну, надо же, наконец-то у нас нормальный человек появился!

- как здорово она умеет говорить, сразу видно, что она грамотный специалист!

- это небо и земля, по сравнению с нашей «бывшей»!

- ой, как же она похожа на мою подругу из Омска, прямо очень похожа!

- да, с таким человеком хочется вместе работать!

- мне так понравилась ее откровенность и естественность!

- и т.д.

Но 2% коллектива, глядя на всеобщую радость почему-то ее не испытывали. Их мысли можно было выразить примерно так:

- да…. А она не так проста, как кажется… вы еще увидите, на что она способна…

- что-то в ней не то, не нравится она мне – и все тут!

- строит из себя добренькую, а на самом деле волк в овечьей шкуре! Надо от нее подальше держаться…

Хотите знать, что было дальше и какое продолжение истории? Расскажу! Практически весь коллектив, основываясь на первом впечатлении, подружился с ней. Народ ликовал, а «сомневающиеся» пытались высказывать свое мнение, и естественно, их голоса тонули в массе «поклонников». Но прошел буквально месяц с того дня, как Алена устроилась на работу – и тут-то начали происходить удивительные вещи! Коллектив резко разделился на «любимчиков» и всех остальных, специалисты, вплотную работая с Аленой поняли, что как профессионал она, мягко говоря, «никакая», просто владеет некоторыми современными терминами и их вставляет в разговор, одного сотрудника уволили… Начались «подставы» и гонения тех 2%... Через полгода весь коллектив «взвыл», все рвали на себе волосы, спрашивали друг у друга, как это они сразу не раскусили «эту». Но: первое впечатление было настолько благоприятным, что все попались на эту удочку, а Алена за счет этого манипулировала коллективом как хотела.

Так что же? Какой урок мы вынесем из этой истории? Лабрюйер сказал: «Нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия».

Таким образом, общаясь с человеком впервые, мы не всегда способны глубоко проникнуть в его внутренний мир и дать адекватную оценку его личности. У нас складывается лишь первичный образ, т.е. общее представление о другом (а представление это накладывается на наш предыдущий жизненный опыт, наши ожидания, наше эмоциональное состояние в тот момент). Далее формируется определенная установка по отношению к человеку, он начинает нам либо нравиться (о, какая приятная симпатичная женщина) либо же не нравиться (какой-то непонятный, скользкий тип).

В психологии существует такое понятие, как «направленное формирование первого впечатления». Вот в этом и может заключаться основная загвоздка. И именно поэтому в нашей истории с Аленой большинство людей поддались первому впечатлению и «попались».

У каждого из нас в жизни были, есть и будут встречаться ситуации, связанные с необходимостью проявить вот такое хитрое умение, а именно – оставить о себе хорошее впечатление. От этого умения может зависеть как наша профессиональная деятельность, так и неофициальные отношения.

Поставив себе цель (произвести благоприятное впечатление о себе) человек готовится к так называемой самопрезентации. «Зрителю» сознательно предъявляются предварительно продуманные слова, специально организованные действия, направленные на достижение ожидаемого результата (расположить к себе и т.д.) Решив сформировать самое благоприятное впечатление о себе, мы можем прибегнуть ко многим уловкам, начиная от деталей гардероба, заканчивая специально отрепетированными фразами и жестами.

Успех данного мероприятия (самопрезентации) зависит от многих свойств личности и умений. Если человек обладает так называемым социальным интеллектом, обаянием, умеет держаться естественно, гибко реагирует на изменения в поведении собеседника, демонстрирует необходимый внешний облик, описывает свои таланты и выдающиеся познания – победа практически уже у него в кармане! В том случае, если человек немного замкнут, не может избавиться от некоторых жестов, выдающих его волнение или застенчивость, говорит сбивчиво, потеет– первое впечатление, которое он произведет, скорее всего, будет не вполне благоприятным…

Как же здесь не вспомнить знаменитую фразу: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»! И многие это понимают… и… готовятся к этому, и действуют, и добиваются своего!

Интересен тот факт, что если ситуация нейтральна сама по себе (например, вы случайно в трамвае или просто на улице встречаете кого-то), то первое впечатление о человеке может оказаться достаточно верным. Конечно, в такой ситуации не надо строить из себя «хорошего», можно и громко полить грязью все правительство, цены и молодежь, оттолкнуть у выхода пожилую женщину, а можно просто с мечтательным видом бродить по мостовой или спасать собаку от нападок жестоких детей.

Но, несмотря ни на что, от ошибок все же никто не застрахован. Просто если ситуация предполагает определенные намерения одного по отношению к другому или же присутствует обоюдная заинтересованность друг в друге – в этом случае вероятность ошибок может значительно возрастать. В любом случае, нам необходимо какое-то время, чтобы понять, что за человек перед нами, что в нем истинное, а что ложное. Поэтому на вопрос: «Стоит ли верить первому впечатлению» можно ответить так: «Доверяй, но проверяй».

P.S.: а еще «наша» Алена произвела благоприятное впечатление не только на коллектив, но и на работодателей, и те, видимо поддавшись ему, позабыли навести справки о ней с последнего места работы. А зря… Алена оказалась мелкой мошенницей и интриганкой, от которой «раскусившие» ее работодатели предпочли избавиться при первой возможности.

deb
Olek Lewandowsky

За статью огромный +. Хотя я все-таки отношусь к тем 2%, которые верят первому впечатлению и не ошибаются (почти) :)

spe
Лариса Попруга

Наталья, полностью согласна с Вашими выводами. Из опыта скажу, что людям, умеющим произвести первое впечатление, намного легче и на работу устроиться, и начальство к себе расположить.+

(о, какой приятная симпатичная женщина) - исправьте опечатку

deb
Татьяна Балабан

У нас тоже в коллективе была такая, не Алена, Крестина. Девятнадцатилетняя перессорила коллектив, который дружно работал многие годы. Через несколько лет ее уволили, но сотрудники уже не смогли нормально друг с другом общаться и потихоньку поменяли место работу. За статью огромный +.

deb
Наталья Реутова

Спасибо, Olek! Это очень хорошо, что вы не ошибаетесь, у вас свой метод оценки первого впечатления! И, скорее всего, интуиция!!! Спасибо вам!

deb
Наталья Реутова

Спасибо вам, Лариса и Татьяна за отзывы и внимание к статье!!! Опечатку исправила!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+