icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќаталь€ –еутова
ѕсихологи€

—тоит ли верить первому впечатлению?

  • 2072
  • 20

—тоит ли верить первому впечатлению?

–асскажу одну историю.  ак-то прекрасным весенним днем в одном коллективе по€вилась нова€ сотрудница из руковод€щего состава. ¬ св€зи с этим состо€лось ее знакомство со всеми остальными работниками. ЂЌовенька€ї (ну, назовем ее јленой) представилась, рассказала о себе, о прежнем опыте работы, о своих личных качествах, о том, какие у нее ожидани€ и каким образом она планирует строить взаимоотношени€ и работу. ¬ итоге примерно 98% Ђстаренькихї были просто очарованы јленой. »х мысли можно было выразить следующим образом:

- ну, надо же, наконец-то у нас нормальный человек по€вилс€!

- как здорово она умеет говорить, сразу видно, что она грамотный специалист!

- это небо и земл€, по сравнению с нашей Ђбывшейї!

- ой, как же она похожа на мою подругу из ќмска, пр€мо очень похожа!

- да, с таким человеком хочетс€ вместе работать!

- мне так понравилась ее откровенность и естественность!

- и т.д.

Ќо 2% коллектива, гл€д€ на всеобщую радость почему-то ее не испытывали. »х мысли можно было выразить примерно так:

- даЕ. ј она не так проста, как кажетс€Е вы еще увидите, на что она способнаЕ

- что-то в ней не то, не нравитс€ она мне Ц и все тут!

- строит из себ€ добренькую, а на самом деле волк в овечьей шкуре! Ќадо от нее подальше держатьс€Е

’отите знать, что было дальше и какое продолжение истории? –асскажу! ѕрактически весь коллектив, основыва€сь на первом впечатлении, подружилс€ с ней. Ќарод ликовал, а Ђсомневающиес€ї пытались высказывать свое мнение, и естественно, их голоса тонули в массе Ђпоклонниковї. Ќо прошел буквально мес€ц с того дн€, как јлена устроилась на работу Ц и тут-то начали происходить удивительные вещи!  оллектив резко разделилс€ на Ђлюбимчиковї и всех остальных, специалисты, вплотную работа€ с јленой пон€ли, что как профессионал она, м€гко говор€, Ђникака€ї, просто владеет некоторыми современными терминами и их вставл€ет в разговор, одного сотрудника уволилиЕ Ќачались Ђподставыї и гонени€ тех 2%... „ерез полгода весь коллектив Ђвзвылї, все рвали на себе волосы, спрашивали друг у друга, как это они сразу не раскусили Ђэтуї. Ќо: первое впечатление было настолько благопри€тным, что все попались на эту удочку, а јлена за счет этого манипулировала коллективом как хотела.

“ак что же?  акой урок мы вынесем из этой истории? Ћабрюйер сказал: ЂЌельз€ судить о человеке с первого взгл€да. ƒостоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемери€ї.

“аким образом, обща€сь с человеком впервые, мы не всегда способны глубоко проникнуть в его внутренний мир и дать адекватную оценку его личности. ” нас складываетс€ лишь первичный образ, т.е. общее представление о другом (а представление это накладываетс€ на наш предыдущий жизненный опыт, наши ожидани€, наше эмоциональное состо€ние в тот момент). ƒалее формируетс€ определенна€ установка по отношению к человеку, он начинает нам либо нравитьс€ (о, кака€ при€тна€ симпатична€ женщина) либо же не нравитьс€ (какой-то непон€тный, скользкий тип).

¬ психологии существует такое пон€тие, как Ђнаправленное формирование первого впечатлени€ї. ¬от в этом и может заключатьс€ основна€ загвоздка. » именно поэтому в нашей истории с јленой большинство людей поддались первому впечатлению и Ђпопалисьї.

” каждого из нас в жизни были, есть и будут встречатьс€ ситуации, св€занные с необходимостью про€вить вот такое хитрое умение, а именно Ц оставить о себе хорошее впечатление. ќт этого умени€ может зависеть как наша профессиональна€ де€тельность, так и неофициальные отношени€.

ѕоставив себе цель (произвести благопри€тное впечатление о себе) человек готовитс€ к так называемой самопрезентации. Ђ«рителюї сознательно предъ€вл€ютс€ предварительно продуманные слова, специально организованные действи€, направленные на достижение ожидаемого результата (расположить к себе и т.д.) –ешив сформировать самое благопри€тное впечатление о себе, мы можем прибегнуть ко многим уловкам, начина€ от деталей гардероба, заканчива€ специально отрепетированными фразами и жестами.

”спех данного меропри€ти€ (самопрезентации) зависит от многих свойств личности и умений. ≈сли человек обладает так называемым социальным интеллектом, оба€нием, умеет держатьс€ естественно, гибко реагирует на изменени€ в поведении собеседника, демонстрирует необходимый внешний облик, описывает свои таланты и выдающиес€ познани€ Ц победа практически уже у него в кармане! ¬ том случае, если человек немного замкнут, не может избавитьс€ от некоторых жестов, выдающих его волнение или застенчивость, говорит сбивчиво, потеетЦ первое впечатление, которое он произведет, скорее всего, будет не вполне благопри€тнымЕ

 ак же здесь не вспомнить знаменитую фразу: Ђ” вас не будет второго шанса произвести первое впечатлениеї! » многие это понимаютЕ иЕ готов€тс€ к этому, и действуют, и добиваютс€ своего!

»нтересен тот факт, что если ситуаци€ нейтральна сама по себе (например, вы случайно в трамвае или просто на улице встречаете кого-то), то первое впечатление о человеке может оказатьс€ достаточно верным.  онечно, в такой ситуации не надо строить из себ€ Ђхорошегої, можно и громко полить гр€зью все правительство, цены и молодежь, оттолкнуть у выхода пожилую женщину, а можно просто с мечтательным видом бродить по мостовой или спасать собаку от нападок жестоких детей.

Ќо, несмотр€ ни на что, от ошибок все же никто не застрахован. ѕросто если ситуаци€ предполагает определенные намерени€ одного по отношению к другому или же присутствует обоюдна€ заинтересованность друг в друге Ц в этом случае веро€тность ошибок может значительно возрастать. ¬ любом случае, нам необходимо какое-то врем€, чтобы пон€ть, что за человек перед нами, что в нем истинное, а что ложное. ѕоэтому на вопрос: Ђ—тоит ли верить первому впечатлениюї можно ответить так: Ђƒовер€й, но провер€йї.

P.S.: а еще Ђнашаї јлена произвела благопри€тное впечатление не только на коллектив, но и на работодателей, и те, видимо поддавшись ему, позабыли навести справки о ней с последнего места работы. ј зр€Е јлена оказалась мелкой мошенницей и интриганкой, от которой Ђраскусившиеї ее работодатели предпочли избавитьс€ при первой возможности.


deb
Olek Lewandowsky

«а статью огромный +. ’от€ € все-таки отношусь к тем 2%, которые вер€т первому впечатлению и не ошибаютс€ (почти) :)

spe
Ћариса ѕопруга

Ќаталь€, полностью согласна с ¬ашими выводами. »з опыта скажу, что люд€м, умеющим произвести первое впечатление, намного легче и на работу устроитьс€, и начальство к себе расположить.+

(о, какой при€тна€ симпатична€ женщина) - исправьте опечатку

deb
“ать€на Ѕалабан

” нас тоже в коллективе была така€, не јлена,  рестина. ƒев€тнадцатилетн€€ перессорила коллектив, который дружно работал многие годы. „ерез несколько лет ее уволили, но сотрудники уже не смогли нормально друг с другом общатьс€ и потихоньку помен€ли место работу. «а статью огромный +.

deb
Ќаталь€ –еутова

—пасибо, Olek! Ёто очень хорошо, что вы не ошибаетесь, у вас свой метод оценки первого впечатлени€! », скорее всего, интуици€!!! —пасибо вам!

deb
Ќаталь€ –еутова

—пасибо вам, Ћариса и “ать€на за отзывы и внимание к статье!!! ќпечатку исправила!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+