Мы выросли. Став родителями, провожаем своих детей в школу и, порой, не понимаем, что теперь настал их черед не хотеть в школу. Разумеется, мы этого не допустим, ведь учеба – это начало пути, в конце которого наших детей ждет счастливая и обеспеченная жизнь. Конечно, мы немного лукавим: нам давно известно, что отличники порой становятся аутсайдерами, а двоечники и троечники, наоборот, демонстрируют чудеса выживаемости и приспособляемости. А еще мы знаем о стартовом капитале, нужных связях и необходимости иметь завидную моральную гибкость. Но нашим детям знать об этом еще рано, а поэтому мы просто обязаны заставить их ходить в школу.
Как пробиться через плач ребенка и его «не хочу, не пойду, заставите – убегу из дома»? Педагоги и детские психологи давно определили причины нежелания детей посещать школу. Начнем с малышей, то есть первоклассников.
Первая причина – ребенок не может, то есть очень боится остаться без родителей в страшной и непонятной для него школе. Чаще всего так бывает с детьми, которые не ходили в детский сад. Дальновидные родители стараются отдать ребенка в детский центр для подготовки к школе. Там есть класс в миниатюре. Там научат сидеть за партой и объяснят новые требования к поведению. Если такая подготовительная работа не была проведена заранее, то садимся с ребенком и вместе придумываем, как его приободрить и чем стимулировать. Многие родители просто сидят в школьном дворе, под окнами класса, чтобы ребенок мог их видеть. Девиз – мы с тобой, мы рядом! Пройдет неделя, и все наладится. А если нет, то значит придется выяснять, не кроется ли в поведении ребенка вторая причина.
Вторая причина - это неготовность ребенка к школе. Что включает в себя это понятие? Ребенок плохо (по сравнению с другими детьми) учится, и это сразу же ставит его в положение изгоя. У всех пятерки, а у него…Свою обиду и огорчение ребенок выражает по-разному. Может начать хулиганить, чтобы демонстративным поведением привлечь к себе внимание класса и недовольного им учителя. Иногда плачет и отказывается идти в школу. Бывает, отпрашивается с урока (якобы в туалет) и проводит учебное время в коридоре или во дворе школы. Подключается страх перед плохими оценками, и ребенок готов на все, только бы не ходить в школу.
Что в таких случаях рекомендуют специалисты? Утроить свои усилия и, кроме домашнего задания, больше решать, читать и писать, учить ребенка пересказывать. Словом, догонять программу, восполнять пробелы. Не получается? Придется обратиться к услугам профессионала. Репетитор нужен не на постоянной основе, а только на период «выравнивания уровня знаний».
Третья причина – это неправильно распределенные нагрузки. Ребенку семь лет, а у него в недельном расписании – спортивная и танцевальная секции, фигурное катание и теннис, дополнительные занятия английским языком и музыкой. Родители не жалеют средств, но при этом не жалеют и ребенка. Усталость копится, сил становится меньше, и к середине учебного года нигде не будет хороших результатов и в школе в том числе.
Четвертая причина – учителя. Не секрет, что в школе много работников, которых язык не поворачивается назвать педагогами. Помните пословицу о том, что у каждого врача есть маленькое кладбище, на котором десятки, а то и сотни загубленных им жизней? У учителей тоже есть такие кладбища. Только там покоятся не тела, а искалеченные души. Отсутствие элементарных знаний о детской психологии, неумение или нежелание понять мотивы поведения ребенка, добавьте к этому переполненные классы, множество бумажной работы, которая отнимает время и силы, бытовую неустроенность тоже не станем списывать со счетов – вот и готов портрет среднестатистического учителя. Он бы и рад уделить вашему ребенку больше времени, но …
А малыш ждет внимания, похвалы, улыбки - поощрения в любом виде. Не получая этого, он обижается и замыкается в своей обиде на учителя. Потом переносит часть обиды на родителей (зачем отдали в школу?) и на учебу вообще. Интерес потерян, и восстановить его – задача нелегкая.
Пятая причина – среда, то есть сверстники и ребята постарше. В любом детском коллективе есть лидер и не всегда со знаком плюс. Доказывая свое превосходство, такие дети, не раздумывая, применяют физическую силу, отбирают понравившиеся вещи и деньги. Если ребенок не сумеет сразу не умеет противостоять напору агрессии, то проблема начнет расти, как снежный ком. С малышами проще: им можно погрозить пальчиком. С подростками сложнее: они вашего пальчика не испугаются.
Что делать? Сначала выяснить причину ссоры, иногда она пустяковая, и наладить отношения можно. В противном случае придется принимать серьезные меры с привлечением администрации школы и родителей. Сразу оговорюсь: редко это приводит к положительному результату. Конфликт чаще всего уходит вглубь и медленно тлеет. Где, когда и в какой форме взорвется, никто не знает. Пускать на самотек нельзя. Ходить, размахивая кулаками и угрожая родителям и детям, нельзя. Водить за ручку до выпускного класса? Смешно. Придется учить ребенка отстаивать свои интересы, а это самое трудное в нашем агрессивном мире.
Все вышесказанное в равной мере относится и к подросткам. Только проблемы у них масштабнее. Им так же, как и малышне, мешают учиться слабая подготовка и большая занятость вне школы. Агрессия сверстников накладывается на вполне понятный подростковый бунт и желание любой ценой выделиться из толпы. Тут может помочь только понимание, что дитятко выросло и с его мнением нужно считаться.
Проблема может быть не в тетрадке, намеренно порванной на перемене, одноклассником. Это повод, причина иной раз прячется намного глубже. Это и первая любовь, и бешенство гормонов, и бунт против всех (школа и родители – первые в списке), и нехватка карманных денег, и немодная одежда. Одним словом, подросток, заявляющий о своем нежелании учиться, - это мина замедленного действия. Тут главное, не лишиться его доверия. И если ребенок сказал, что в школу не пойдет, а обсуждать причину он с вами не будет, то попробуйте предложить ему альтернативу. Например, перевод в другую школу. Можно и совсем кардинально – переезд в другой город. Скорее всего, подросток бежит не от себя, он просто пытается остаться собой. Не сдаться обстоятельствам и устоять перед искушениями.
И еще один совет: никогда не обсуждайте учителей и школу при ребенке. Он же видит, как вы улыбаетесь при встрече с учителем. А дома он слышит, как вы говорите о его непрофессионализме, о корысти, высмеиваете его немодную одежду. Ребенок впитает ваш негатив, удивится вашему двуличию и неискренности. И вам очень повезет, если он сделает это не в присутствии учителя. Как вы думаете, получится у вас объяснить ребенку, что ходить в школу нужно? Зачем? Ведь там … А дальше он огласит ваш список, будет ждать вашего одобрения и не поймет, за что наказан.
Помочь ребенку могут лишь чуткость, искреннее желание понять проблему и помочь ее разрешить. И, конечно, любовь.