icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ѕсихологи€

–ебенок не хочет в школу - что с этим делать?

  • 350
  • 9

–ебенок не хочет в школу - что с этим делать?

¬
¬спомним себ€. –азве мы слом€ голову каждый день неслись в школу? Ќе помню, чтобы кто-то рыдал от гор€, если родители предлагали пропустить перед праздником уроки. ¬ школе мы радостно вопили: Ђ”ра! ћатематики не будет!ї » делали это, даже если любили заболевшую учительницу. ƒома про€вл€ли завидную изобретательность в поисках лазеек, чтобы прогул€ть школу. ќтлично помогал подн€ть температуру гор€чий чай, если в негоЕ опустить градусник. ƒелились другими Ђрецептамиї подн€ти€ температуры, например, натиранием подмышек красным перцем. » при этом мы любили свою школу, своих друзей, учителей (не всех, конечно), с удовольствием посещали разные кружки и спортивные секции. » даже дрались Ђза честь школыї, если кто-то нелицепри€тно о ней отзывалс€.

ћы выросли. —тав родител€ми, провожаем своих детей в школу и, порой, не понимаем, что теперь настал их черед не хотеть в школу. –азумеетс€, мы этого не допустим, ведь учеба Ц это начало пути, в конце которого наших детей ждет счастлива€ и обеспеченна€ жизнь.  онечно, мы немного лукавим: нам давно известно, что отличники порой станов€тс€ аутсайдерами, а двоечники и троечники, наоборот, демонстрируют чудеса выживаемости и приспособл€емости. ј еще мы знаем о стартовом капитале, нужных св€з€х и необходимости иметь завидную моральную гибкость. Ќо нашим дет€м знать об этом еще рано, а поэтому мы просто об€заны заставить их ходить в школу.

 ак пробитьс€ через плач ребенка и его Ђне хочу, не пойду, заставите Ц убегу из домаї? ѕедагоги и детские психологи давно определили причины нежелани€ детей посещать школу. Ќачнем с малышей, то есть первоклассников.

ѕерва€ причина Ц ребенок не может, то есть очень боитс€ остатьс€ без родителей в страшной и непон€тной дл€ него школе. „аще всего так бывает с детьми, которые не ходили в детский сад. ƒальновидные родители стараютс€ отдать ребенка в детский центр дл€ подготовки к школе. “ам есть класс в миниатюре. “ам научат сидеть за партой и объ€сн€т новые требовани€ к поведению. ≈сли така€ подготовительна€ работа не была проведена заранее, то садимс€ с ребенком и вместе придумываем, как его приободрить и чем стимулировать. ћногие родители просто сид€т в школьном дворе, под окнами класса, чтобы ребенок мог их видеть. ƒевиз Ц мы с тобой, мы р€дом! ѕройдет недел€, и все наладитс€. ј если нет, то значит придетс€ вы€сн€ть, не кроетс€ ли в поведении ребенка втора€ причина.

¬тора€ причина - это неготовность ребенка к школе. „то включает в себ€ это пон€тие? –ебенок плохо (по сравнению с другими детьми) учитс€, и это сразу же ставит его в положение изго€. ” всех п€терки, а у негоЕ—вою обиду и огорчение ребенок выражает по-разному. ћожет начать хулиганить, чтобы демонстративным поведением привлечь к себе внимание класса и недовольного им учител€. »ногда плачет и отказываетс€ идти в школу. Ѕывает, отпрашиваетс€ с урока (€кобы в туалет) и проводит учебное врем€ в коридоре или во дворе школы. ѕодключаетс€ страх перед плохими оценками, и ребенок готов на все, только бы не ходить в школу.

„то в таких случа€х рекомендуют специалисты? ”троить свои усили€ и, кроме домашнего задани€, больше решать, читать и писать, учить ребенка пересказывать. —ловом, догон€ть программу, восполн€ть пробелы. Ќе получаетс€? ѕридетс€ обратитьс€ к услугам профессионала. –епетитор нужен не на посто€нной основе, а только на период Ђвыравнивани€ уровн€ знанийї.

“реть€ причина Ц это неправильно распределенные нагрузки. –ебенку семь лет, а у него в недельном расписании Ц спортивна€ и танцевальна€ секции, фигурное катание и теннис, дополнительные зан€ти€ английским €зыком и музыкой. –одители не жалеют средств, но при этом не жалеют и ребенка. ”сталость копитс€, сил становитс€ меньше, и к середине учебного года нигде не будет хороших результатов и в школе в том числе.

„етверта€ причина Ц учител€. Ќе секрет, что в школе много работников, которых €зык не поворачиваетс€ назвать педагогами. ѕомните пословицу о том, что у каждого врача есть маленькое кладбище, на котором дес€тки, а то и сотни загубленных им жизней? ” учителей тоже есть такие кладбища. “олько там поко€тс€ не тела, а искалеченные души. ќтсутствие элементарных знаний о детской психологии, неумение или нежелание пон€ть мотивы поведени€ ребенка, добавьте к этому переполненные классы, множество бумажной работы, котора€ отнимает врем€ и силы, бытовую неустроенность тоже не станем списывать со счетов Ц вот и готов портрет среднестатистического учител€. ќн бы и рад уделить вашему ребенку больше времени, но Е

ј малыш ждет внимани€, похвалы, улыбки - поощрени€ в любом виде. Ќе получа€ этого, он обижаетс€ и замыкаетс€ в своей обиде на учител€. ѕотом переносит часть обиды на родителей (зачем отдали в школу?) и на учебу вообще. »нтерес потер€н, и восстановить его Ц задача нелегка€.

ѕ€та€ причина Ц среда, то есть сверстники и реб€та постарше. ¬ любом детском коллективе есть лидер и не всегда со знаком плюс. ƒоказыва€ свое превосходство, такие дети, не раздумыва€, примен€ют физическую силу, отбирают понравившиес€ вещи и деньги. ≈сли ребенок не сумеет сразу не умеет противосто€ть напору агрессии, то проблема начнет расти, как снежный ком. — малышами проще: им можно погрозить пальчиком. — подростками сложнее: они вашего пальчика не испугаютс€.

„то делать? —начала вы€снить причину ссоры, иногда она пуст€кова€, и наладить отношени€ можно. ¬ противном случае придетс€ принимать серьезные меры с привлечением администрации школы и родителей. —разу оговорюсь: редко это приводит к положительному результату.  онфликт чаще всего уходит вглубь и медленно тлеет. √де, когда и в какой форме взорветс€, никто не знает. ѕускать на самотек нельз€. ’одить, размахива€ кулаками и угрожа€ родител€м и дет€м, нельз€. ¬одить за ручку до выпускного класса? —мешно. ѕридетс€ учить ребенка отстаивать свои интересы, а это самое трудное в нашем агрессивном мире.

¬се вышесказанное в равной мере относитс€ и к подросткам. “олько проблемы у них масштабнее. »м так же, как и малышне, мешают учитьс€ слаба€ подготовка и больша€ зан€тость вне школы. јгресси€ сверстников накладываетс€ на вполне пон€тный подростковый бунт и желание любой ценой выделитьс€ из толпы. “ут может помочь только понимание, что дит€тко выросло и с его мнением нужно считатьс€.

ѕроблема может быть не в тетрадке, намеренно порванной на перемене, одноклассником. Ёто повод, причина иной раз пр€четс€ намного глубже. Ёто и перва€ любовь, и бешенство гормонов, и бунт против всех (школа и родители Ц первые в списке), и нехватка карманных денег, и немодна€ одежда. ќдним словом, подросток, за€вл€ющий о своем нежелании учитьс€, - это мина замедленного действи€. “ут главное, не лишитьс€ его довери€. » если ребенок сказал, что в школу не пойдет, а обсуждать причину он с вами не будет, то попробуйте предложить ему альтернативу. Ќапример, перевод в другую школу. ћожно и совсем кардинально Ц переезд в другой город. —корее всего, подросток бежит не от себ€, он просто пытаетс€ остатьс€ собой. Ќе сдатьс€ обсто€тельствам и усто€ть перед искушени€ми.

» еще один совет: никогда не обсуждайте учителей и школу при ребенке. ќн же видит, как вы улыбаетесь при встрече с учителем. ј дома он слышит, как вы говорите о его непрофессионализме, о корысти, высмеиваете его немодную одежду. –ебенок впитает ваш негатив, удивитс€ вашему двуличию и неискренности. » вам очень повезет, если он сделает это не в присутствии учител€.  ак вы думаете, получитс€ у вас объ€снить ребенку, что ходить в школу нужно? «ачем? ¬едь там Е ј дальше он огласит ваш список, будет ждать вашего одобрени€ и не поймет, за что наказан.

ѕомочь ребенку могут лишь чуткость, искреннее желание пон€ть проблему и помочь ее разрешить. », конечно, любовь.

pro
“амара ћеркулова

Ќо школы тоже хороши! »дти туда мне бы совсем не захотелось, будь € в детском возрасте.

top
Halida Rojkova

Ўколы сегодн€ не выполн€ют свою основную функцию - научить учитьс€. «абивают головы детей огромным количеством ненужной информации и отбивают охоту учитьс€.

mas
ћарк Ѕлау

 огда-то было модно критиковать дореволюционные гимназии. ј они давали образование лучшее, чем советские школы. 2 иностранных €зыка + 2 мертвых, с которыми в прочих живых разобратьс€ нетрудно.
—равнивать современную же школу с советской - оп€ть получаетс€, что в те годы лучше было.

top
Halida Rojkova

¬се познаетс€ в сравнении, и дл€ этого нужно врем€. ѕрошло врем€, и вы€снилось, что при всех минусах плюсов в советской системе образовани€ было больше, чем в сегодн€шней.

pro
Ќадежда  ћаслова

» €, и мои сЄстры, и дети - все учились с удовольствием. Ќас эта проблема миновала.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+