В сущности, через них проходит практически каждый родитель. Один из таких стереотипов заключается в отождествлении хорошего поведения с безоговорочным послушанием. Иногда его даже удается добиться – но можем ли мы сказать, что это однозначно хорошо?
Не будем говорить о том, что послушный ребенок удобен для родителей – мы ведь хотим воспитать человека не «удобного», а счастливого… нельзя отрицать, что послушный ребенок находится в более безопасном положении: он не попытается перебежать проезжую часть, не держась за руку мамы, не полезет на дерево или строительные леса, не будет дружить с ребятами, которые не нравятся родителям – возможно, не нравятся совершенно обоснованно… Послушному ребенку достаточно сказать «нельзя» – и можно быть за него спокойным.
Но проблема имеет и другую сторону. Чем больше ребенок подчиняется родителям, тем больше он привыкает, что все решают за него. Конечно, это тоже может до поры до времени нравиться родителям – во всяком случае, тем из них, чья позиция по отношению к детям весьма метко выражается известным изречением: «Сынок, мама свою жизнь прожила – проживет и твою». Такого «сынка» можно только пожалеть: своей семьи у него, вероятнее всего, не будет (если и попытается жениться, «заботливая» мамочка быстро выживет невестку из дому), заниматься будет не своим делом – потому что профессию тоже выберет за него мама, и совсем не обязательно самую подходящую для него, и даже общение с друзьями будет под большим вопросом… А начинается все с того, что из человека воспитывали «идеально послушного» ребенка.
Если же вы намерены воспитать не «мягкий пластилин» в своих руках, а волевого человека, который никому не позволит все решать за него, не будет плясать под чужую дудку – вам придется смириться с тем, что в детстве он не всегда будет вас слушаться. Более того – иногда родителям следует обратить внимание на мнение ребенка – может быть, он действительно прав? Так, работая в музыкальной школе, я нередко жалела, что некоторые дети не смогли настоять на своем и послушались родителей, неистово желающих отдать чадо учиться музыке. Ведь нет ничего хуже, чем учить человека, учиться не расположенного! А ведь таких «послушных» полно не только в детских учреждениях дополнительного образования, но и вузах – не приведи судьба, если они потом, тоже слушаясь родителей, пойдут работать по специальности…
Детское непослушание имеет еще один аспект – оно неизбежно сопровождает возрастные кризисы. Это переломные моменты на стыке возрастных периодов, через которые обязательно проходит каждый ребенок в год, в три года, в семь лет и в подростковом возрасте. И тут мы подходим еще к одному стереотипу: родители склонны принимать взросление детей за ухудшение их поведения и характера. Возрастной кризис всегда сопровождается бунтарством именно потому, что человек все больше и больше осознает себя и отдаляется от родителей, чтобы однажды стать полностью самостоятельным (в сущности, первый кризис – это рождение, когда ребенок отделяется от материнского организма, и в дальнейшем это «движение к независимости» углубляется, выражаясь в том чсисле и в непослушании). И не надо бояться этого бунтарства! Психологи утверждают, что если возрастной кризис протекает вяло и невыразительно, если ребенок в этом время остается слишком послушным – это свидетельствует о нарушении личностного развития.