icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

ѕочему ребенок не хочет учитьс€?

  • 344
  • 0

ѕочему ребенок не хочет учитьс€?

Ќ
ЂЌе пойду в школу!ї Ц какому родителю не знакома эта фразаЕ разве что такому, который воврем€ запугал свое чадо, и ребенок слишком хорошо знает, что спорить со строим папой (или не менее строгой мамой) себе дороже (впрочем, в такой ситуации тоже нет ничего хорошего). ј действительно, почему возникает у детей непри€тие школьного обучени€ Ц ведь поначалу шестилетке так хочетс€ стать школьником!

ѕрежде всего, нужно чутко разграничить, против чего именно направлен протест. ≈сли ребенок за€вл€ет ЂЌе пойду в школу!ї Ц это не всегда означает, что он не хочет учитьс€: может быть, он боитс€ чрезмерно строгого учител€ или хулиганов-учеников. »сточником страха могут быть дажеЕ сами родители, если после школы они заставл€ют учить уроки несколько часов, по дес€ть раз переписыва€ начисто. Ѕолее того, иногда нежелани€ учитьс€ в действительности нет Ц его приписывают дет€м родители. ѕроисходит это, как ни парадоксально, от идеализации своих детей (например, мой дед был уверен, что € просто не хочу постаратьс€ и выработать каллиграфический почерк Ц то, что € к этому попросту неспособна, ему в голову не приходило).

Ќо бывает и подлинное нежелание учитьс€ Ц когда непри€тие вызывает сам учебный процесс. ѕожалуй, чаще всего в такой ситуации оказываютс€ такие дети, чьи родители с чрезмерной ответственностью подошли к выбору школы. ¬ыбор сейчас весьма богат Ц особенно в больших городах: тут вам и Ђклассическа€ гимнази€ї, и Ђматематический лицейї, и школа с углубленным изучением €понского €зыкаЕ между тем, все эти учебные заведени€, наход€сь в статусе общеобразовательных школ, не имеют права проводить вступительных испытаний, а отказать в приеме могут только при отсутствии мест. –одители же не всегда объективно оценивают возможности своего чада Ц вот и оказываютс€ в школах с Ђпродвинутымиї программами дети со средними способност€миЕ ¬ результате ребенок, не справл€€сь с программой, оказываетс€ в очень т€желой психологической ситуацииЕ нет, речь идет не о пресловутом Ђсоздании ситуации успехаї любой ценой Ц но и абсолютна€ невозможность такой ситуации тоже не приводит ни к чему хорошему. „тобы хотелось продолжать учитьс€, хоть что-то должно получатьс€ (скажем, неспособный к математичке ребенок может про€вл€ть себ€ на уроках литературы или иностранного €зыка) Ц но когда не получаетс€ вообще ничего, ни на одном уроке Ц тут вс€кое желание учитьс€ пропадет! ¬ таком случае есть смысл задуматьс€ Ц а не завысили ли вы планку, не стоит ли перевести ребенка в школу с обычной программой.

≈ще более проста€ причина Ц ребенку в школе неинтересноЕ собственно, это неизбежно: первокласснику гораздо интереснее играть, а у подростка так много предметов, что все они никак не могут быть интересны одному человеку. ¬прочем, тут в дело вступает другой фактор Ц как соотнос€тс€ Ђнеинтересної и Ђнадої. ≈сли у ребенка до поступлени€ в школу не было вообще никаких об€занностей (хот€ бы мыть собственную кружку и убирать свою одежду в шкаф) Ц не следует ожидать, что он легко примет об€занности, св€занные со школой. „ем раньше человек усвоит, что не всегда мы делаем то, что хочетс€, тем меньше будет конфликтов на почве Ђне хочу учитьс€ї.

Ќежелание учитьс€ может быть св€зано с непониманием, дл€ чего это нужно. “ак, из практики одного детского психолога известен случай, когда учитьс€ не хотела весьма развита€ первоклассница: девочка была не по годам самосто€тельна, многое умела делать по дому не хуже мамы Ц но зачем нужно прибиратьс€, она понимала, а вот писать палочки в тетрадь Ц зачем? –одители Ц по совету специалиста Ц разрешили ситуацию в духе ∆.-∆. –уссо с его ЂЁмилемї Ц стали оставл€ть дочке записки с важной дл€ нее информацией, вот так она и решила, что научитьс€ читать и писать Ц совсем неплохоЕ

Ќо, пожалуй, сама€ глубинна€ причина непри€ти€ школы детьми Ц это непри€тие ее родител€ми. ¬озможно, вы в детстве ненавидели школу Ц но говорить об этом в присутствии ребенка не стоит, если не хотите, чтобы он за€вил: ЂЌе хочу учитьс€!ї ¬прочем, ничуть не лучше и противоположна€ тактика Ц тр€сти перед носом ребенка своим табелем: Ђ¬от € отличницей был Ц а тыЕї “акое провоцирование комплекса неполноценности точно не прибавит желани€ учитьс€.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+