icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Почему ребенок не хочет учиться?

  • 606
  • 0

Почему ребенок не хочет учиться?

Н
«Не пойду в школу!» – какому родителю не знакома эта фраза… разве что такому, который вовремя запугал свое чадо, и ребенок слишком хорошо знает, что спорить со строим папой (или не менее строгой мамой) себе дороже (впрочем, в такой ситуации тоже нет ничего хорошего). А действительно, почему возникает у детей неприятие школьного обучения – ведь поначалу шестилетке так хочется стать школьником!

Прежде всего, нужно чутко разграничить, против чего именно направлен протест. Если ребенок заявляет «Не пойду в школу!» – это не всегда означает, что он не хочет учиться: может быть, он боится чрезмерно строгого учителя или хулиганов-учеников. Источником страха могут быть даже… сами родители, если после школы они заставляют учить уроки несколько часов, по десять раз переписывая начисто. Более того, иногда нежелания учиться в действительности нет – его приписывают детям родители. Происходит это, как ни парадоксально, от идеализации своих детей (например, мой дед был уверен, что я просто не хочу постараться и выработать каллиграфический почерк – то, что я к этому попросту неспособна, ему в голову не приходило).

Но бывает и подлинное нежелание учиться – когда неприятие вызывает сам учебный процесс. Пожалуй, чаще всего в такой ситуации оказываются такие дети, чьи родители с чрезмерной ответственностью подошли к выбору школы. Выбор сейчас весьма богат – особенно в больших городах: тут вам и «классическая гимназия», и «математический лицей», и школа с углубленным изучением японского языка… между тем, все эти учебные заведения, находясь в статусе общеобразовательных школ, не имеют права проводить вступительных испытаний, а отказать в приеме могут только при отсутствии мест. Родители же не всегда объективно оценивают возможности своего чада – вот и оказываются в школах с «продвинутыми» программами дети со средними способностями… В результате ребенок, не справляясь с программой, оказывается в очень тяжелой психологической ситуации… нет, речь идет не о пресловутом «создании ситуации успеха» любой ценой – но и абсолютная невозможность такой ситуации тоже не приводит ни к чему хорошему. Чтобы хотелось продолжать учиться, хоть что-то должно получаться (скажем, неспособный к математичке ребенок может проявлять себя на уроках литературы или иностранного языка) – но когда не получается вообще ничего, ни на одном уроке – тут всякое желание учиться пропадет! В таком случае есть смысл задуматься – а не завысили ли вы планку, не стоит ли перевести ребенка в школу с обычной программой.

Еще более простая причина – ребенку в школе неинтересно… собственно, это неизбежно: первокласснику гораздо интереснее играть, а у подростка так много предметов, что все они никак не могут быть интересны одному человеку. Впрочем, тут в дело вступает другой фактор – как соотносятся «неинтересно» и «надо». Если у ребенка до поступления в школу не было вообще никаких обязанностей (хотя бы мыть собственную кружку и убирать свою одежду в шкаф) – не следует ожидать, что он легко примет обязанности, связанные со школой. Чем раньше человек усвоит, что не всегда мы делаем то, что хочется, тем меньше будет конфликтов на почве «не хочу учиться».

Нежелание учиться может быть связано с непониманием, для чего это нужно. Так, из практики одного детского психолога известен случай, когда учиться не хотела весьма развитая первоклассница: девочка была не по годам самостоятельна, многое умела делать по дому не хуже мамы – но зачем нужно прибираться, она понимала, а вот писать палочки в тетрадь – зачем? Родители – по совету специалиста – разрешили ситуацию в духе Ж.-Ж. Руссо с его «Эмилем» – стали оставлять дочке записки с важной для нее информацией, вот так она и решила, что научиться читать и писать – совсем неплохо…

Но, пожалуй, самая глубинная причина неприятия школы детьми – это неприятие ее родителями. Возможно, вы в детстве ненавидели школу – но говорить об этом в присутствии ребенка не стоит, если не хотите, чтобы он заявил: «Не хочу учиться!» Впрочем, ничуть не лучше и противоположная тактика – трясти перед носом ребенка своим табелем: «Вот я отличницей был – а ты…» Такое провоцирование комплекса неполноценности точно не прибавит желания учиться.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+