В чем же причина этих страхов? Некоторые обвиняют в их возникновении Стивена Кинга с его романом «Оно», где таинственное чудовище, убивающее детей, принимает облик клоуна. Этот роман был экранизирован и вызвал множество подражаний – что вполне могло формировать пугающий ореол вокруг образа клоуна. Связывают такую фобию и с маньяками-педофилами, действюущими в клоунских костюмах. Но с маньяками, к счастью, встречается далеко не каждый ребенок, да и выглядят, и одеваются они как обычные люди (не так-то просто в клоунском гриме ходить по улице и предлагать доверчивым детям «прокатиться на машине»), да и писатель не виноват: он отразил в романе уже существующее явление, а не создал его. Причины клоурофобии гораздо глубже.
Одна из причин страха – грим: преувеличенно яркий, скрывающий черты лица, маскирующий мимику. Это своего рода «ширма», скрывающая истинные движения души человека – а неизвестность, невозможность разгадать, всегда порождает страх. Примечательно также, что когда детские психотерапевты просят маленьких пациентов нарисовать тех чудовищ, которые «прячутся в темной комнате» и вообще пугают их, дети особенно четко прорисовывают две детали – глаза и рот (глаза, высматривающие добычу, и рот, хватающий и пожиращий), а традиционный клоунский грим преувеличенно подчеркивает именно эти детали на лице… ассоциация со страхом!
Посмотрим теперь, как обычно ведет себя клоун: говорит неестественно громко, искаженным голосом, а главное – постоянно падает. Это очень похоже на поведение… пьяного. Пьяных людей хотя бы раз видел каждый ребенок – и приятным такой опыт не назовешь, особенно если напился хорошо знакомый человек, тем более – отец или мать: папа и мама вдруг становятся другими, непохожими на себя, по-другому (чаще – негативно и агрессивно) реагируют на слова и действия ребенка – непонятно, как вести себя с ними, поэтому страшно. Сценическое поведение клоуна, напоминая опьянение, ассоциируется с этим страхом.
Впрочем, клоун на арене не вызвал бы особого ужаса – все-таки пространство цирковой арены, как любое сценическое пространство, отделено от публики, от «мира», в котором живет зритель. Но на Западе существует традиция нанимать артистов-клоунов для детских дней рождения. На таких праздниках артист не отделен от детей – он ходит и представляет что-то среди них, активно взаимодействуя с ними и провоцируя ответную активность. Таким образом, стирается граница между миром сцены и миром ребенка, гротескное существо вторгается в его жизнь – и это «нарушение границ» тоже выбивает из колеи, негативно влияет на неокрепшую детскую психику.
Примечательно, что в нашей стране коулрофобия распространена несравненно меньше, чем на Западе. Это связано с отечественной традицией клоунады, созданной такими великими артистами, как Михаил Румянцев, Юрий Никулин, Олег Попов, Евгений Майхровский – никто из этих артистов не пользовался стереотипным гротескным гримом, скрывающим лицо и преувеличивающим глаза и рот, и современные артисты цирка идут по их стопам, создавая индивидуальные комические, совсем не страшные образы. Да и приглашать клоунов на детские дни рождения у нас не принято, клоун остается там, где ему и положено быть – на арене цирка, где он никого не напугает.