icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

ѕочему многие дети бо€тс€ клоунов?

  • 1452
  • 0

ѕочему многие дети бо€тс€ клоунов?

ќ
ќднажды английские психологи провели исследование в виде опроса, принесшее неожиданный результат. ÷ель исследовани€ носила сугубо практический характер Ц дать рекомендации художникам, что именно нарисовать на стенах в детской больнице, чтобы картинки поднимали настроение маленьким пациентам. —амым нежеланным персонажем оказалс€Е клоун. ¬прочем, это €вление, называемое коулрофобией, известно детским психологам уже давно: веселые цирковые артисты в пестрой одежде и с €рким гримом, забавно резв€щиес€ на арене, вызывают у некоторых малышей отнюдь не смех, а страх. ¬ р€де случаев фоби€ сохран€етс€ во взрослом состо€нии (таким расстройством страдает, например, один из персонажей сериала Ђ«вездный врата: јтлантисї Ц бравый подполковник ƒжон Ўеппард, человек отнюдь не слабонервный).

¬ чем же причина этих страхов? Ќекоторые обвин€ют в их возникновении —тивена  инга с его романом Ђќної, где таинственное чудовище, убивающее детей, принимает облик клоуна. Ётот роман был экранизирован и вызвал множество подражаний Ц что вполне могло формировать пугающий ореол вокруг образа клоуна. —в€зывают такую фобию и с мань€ками-педофилами, действюущими в клоунских костюмах. Ќо с мань€ками, к счастью, встречаетс€ далеко не каждый ребенок, да и выгл€д€т, и одеваютс€ они как обычные люди (не так-то просто в клоунском гриме ходить по улице и предлагать доверчивым дет€м Ђпрокатитьс€ на машинеї), да и писатель не виноват: он отразил в романе уже существующее €вление, а не создал его. ѕричины клоурофобии гораздо глубже.

ќдна из причин страха Ц грим: преувеличенно €ркий, скрывающий черты лица, маскирующий мимику. Ёто своего рода Ђширмаї, скрывающа€ истинные движени€ души человека Ц а неизвестность, невозможность разгадать, всегда порождает страх. ѕримечательно также, что когда детские психотерапевты прос€т маленьких пациентов нарисовать тех чудовищ, которые Ђпр€чутс€ в темной комнатеї и вообще пугают их, дети особенно четко прорисовывают две детали Ц глаза и рот (глаза, высматривающие добычу, и рот, хватающий и пожиращий), а традиционный клоунский грим преувеличенно подчеркивает именно эти детали на лицеЕ ассоциаци€ со страхом!

ѕосмотрим теперь, как обычно ведет себ€ клоун: говорит неестественно громко, искаженным голосом, а главное Ц посто€нно падает. Ёто очень похоже на поведениеЕ пь€ного. ѕь€ных людей хот€ бы раз видел каждый ребенок Ц и при€тным такой опыт не назовешь, особенно если напилс€ хорошо знакомый человек, тем более Ц отец или мать: папа и мама вдруг станов€тс€ другими, непохожими на себ€, по-другому (чаще Ц негативно и агрессивно) реагируют на слова и действи€ ребенка Ц непон€тно, как вести себ€ с ними, поэтому страшно. —ценическое поведение клоуна, напомина€ опь€нение, ассоциируетс€ с этим страхом.

¬прочем, клоун на арене не вызвал бы особого ужаса Ц все-таки пространство цирковой арены, как любое сценическое пространство, отделено от публики, от Ђмираї, в котором живет зритель. Ќо на «ападе существует традици€ нанимать артистов-клоунов дл€ детских дней рождени€. Ќа таких праздниках артист не отделен от детей Ц он ходит и представл€ет что-то среди них, активно взаимодейству€ с ними и провоциру€ ответную активность. “аким образом, стираетс€ граница между миром сцены и миром ребенка, гротескное существо вторгаетс€ в его жизнь Ц и это Ђнарушение границї тоже выбивает из колеи, негативно вли€ет на неокрепшую детскую психику.

ѕримечательно, что в нашей стране коулрофоби€ распространена несравненно меньше, чем на «ападе. Ёто св€зано с отечественной традицией клоунады, созданной такими великими артистами, как ћихаил –ум€нцев, ёрий Ќикулин, ќлег ѕопов, ≈вгений ћайхровский Ц никто из этих артистов не пользовалс€ стереотипным гротескным гримом, скрывающим лицо и преувеличивающим глаза и рот, и современные артисты цирка идут по их стопам, создава€ индивидуальные комические, совсем не страшные образы. ƒа и приглашать клоунов на детские дни рождени€ у нас не прин€то, клоун остаетс€ там, где ему и положено быть Ц на арене цирка, где он никого не напугает.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+