Конечно, вы уже сходили на собрание родителей будущих первоклассников, где директор школы долго и пространно рассказывал обо всех преимуществах программы «Школа 2100» (это не реклама), и вы внимательно слушали, ведь именно по этой программе вашему ребенку придется учиться!
И вот – 1 сентября! Ваш ребенок, одетый во все новое, красивый и взволнованный, с традиционным букетом в руках отправляется в школу. А вы, естественно, не менее взволнованные, сопровождаете его. Вперед! Школьная жизнь началась! Домой ваш первоклассник возвращается абсолютно гордый, и уже немного по-другому общается с теми ребятами во дворе, что помладше.
И вот, полетели школьные денечки! С течением времени вы замечаете, что радостное настроение ребенка постепенно угасает, он больше не идет в школу с радостью. Разобравшись в ситуации, вы прекрасно понимаете, почему это происходит. Как родитель, заинтересованный в том, чтобы ребенок хорошо учился, вы готовы помогать ему, когда трудно, но обнаруживаете, что эти ситуации встречаются практически ежедневно. Ребенок не может решить задачку по математике, в который раз… Ну, а сегодня то, что? Опять? Ладно, давай посмотрим, что тут у тебя!
Итак, читаем задачу для первого класса: «Найдите закономерность в расположении чисел на рисунке Кати. Используя эту закономерность, назовите пропущенные числа на рисунках Пети и Вовы». Далее прилагаются три рисунка в виде виноградин, с пропущенными внутри них цифрами. Вроде все понятно, но если подумать, что эти слова читает ребенок семи лет, то его можно понять. Для решения такой задачи нужно в принципе знать и понимать, что такое закономерность, а фраза «закономерность в расположении чисел» для детского ума достаточно тяжеловата.
Что? Опять не сделал уроки? Опять математика, да что это такое! Ну, давай, посмотрим. Ну, сейчас-то вроде все просто, даже и интересно: «Отгадайте слова – и вы узнаете имя героя стихотворения. Кто автор этих стихов?». И далее в столбик идут 10 букв, а к каждой букве прилагается пример на сложение и вычитание (ну очень длинные!). А еще ниже две таблички, в которых верхняя часть представляет собой римские (!) цифры, расположенные в определенном порядке, а нижняя часть пуста – именно туда нужно вставлять буквы, с учетом того, какое число получилось в примере. Ух, как уж тут ребенку не запутаться! Но, неужели мы сдадимся? Никогда!
И вот, после решения примеров вы с ребенком начинаете заполнять пустые клеточки в таблице, потому что цель этого задания в этом и заключается. И получается, что имя героя стихотворения – крокодил Гаврила, а одна буква - просто лишняя (для чего же ее включили в задание? чтобы намеренно запутать?). Родитель, находится в легком шоке, потому что и это еще не все! Теперь, когда имя «героя» рассекречено, невинный вопрос о том, кто является автором этих строк – звучит как бы издевательски. В этой ситуации так и хочется произнести что-то вроде: «Я выбираю звонок другу!» или «Помощь зала!». В это время в голове с дикой скоростью проворачиваются сотни детских стихотворений, которые вы когда-либо читали с ребенком, либо когда сами были маленькими, но знаменитого крокодила Гаврилы вы, почему-то, не можете вспомнить.
Ругая себя за низкую эрудированность (естественно, про себя) вы с независимым видом открываете интернет и в поисковой строке быстро набираете заветные слова… И через минуту вы уже в курсе, что автор этого стиха некто Виктор Шендерович! Вздох облегчения! Ребенок записывает сложную фамилию – задание выполнено! Уф!
Но вы не выключаете компьютер, а почему-то продолжаете интересоваться этой темой (задело!). И вы видите, что не только вы в приступе отчаяния обратились за помощью, таких много – и как-то легче от этого становится!
А задача: «Петя сказал, что масса дыни 6 кг. Как Кате проверить это утверждение с помощью весов и набора из трех гирь, на 1кг, 3 кг, 4 кг?» Продолжать? Для взрослого задача кажется легкой, но семилетнему ребенку…
Итак, с математикой разобрались. Открываем пропись. Задание-то легкое: надо переписать напечатанный текст письменными буквами. Ребенок старательно выводит буковки – и постепенно начинает нервничать. А здесь то что? Смотрим в пропись: текст еще не до конца переписан, а места для записи больше нет! Другая страница занята другими заданиями! Что делать? Так оставить? Или «хвостик» каким-то образом уместить в самом низу, уже там, где нет линеечек? И так постоянно. Разработчики прописи не учли тот факт, что письменный текст занимает намного больше места, чем печатный. Дети пишут какие-то непонятные для них слова (например, эстампы, юннат). Ладно, это еще не самое сложное. А вот как отгадать кроссворд, к которому прилагается картинка, если то, что нарисовано на ней никак не вписывается в отведенные клеточки, ни по вертикали, ни по горизонтали!
Окружающий мир – яркие картинки, но иногда неоднозначные, а иногда непонятные (не только детям, а взрослым)…
Целью современных школьных программ, несомненно, является разностороннее развитие ребенка, развитие его мышления и приучение его к самостоятельности, но в реальной жизни бывает и по-другому: ребенку не учение, а одно мучение (а заодно и родителям). Авторы программ, опытные психологи и педагоги, пытаясь разработать что-то свое, иногда заходят слишком далеко в своем «творчестве», и, похоже, иногда забывают, что с их наработками придется иметь дело семилетним детям. А дети, регулярно сталкиваясь с чем-то непонятным, вырабатывают в себе чувство неуверенности, спрашивают друг у друга как решить задачку, дома обращаются к родителям.
И родители, вечером приходя с работы, вместо того, чтобы просто общаться с ребенком – сидят за учебниками. В итоге измотаны все! Вечер пролетает за уроками – и вот уже пора спать. А завтра – новый учебный день. Естественно, что такие нагрузки не только не полезны, но, наоборот, вредны для здоровья ребенка: дети могут испытывать постоянную усталость, терять мотивацию к обучению, становиться нервными, плаксивыми.
Все кругом говорят о том, что мы живем в современном мире, где каждый день мы получаем огромное количество разнообразной информации и т.д., и что нашим детям также придется интенсивно получать знания. Но детская психика бывает не готова к такому бурному потоку, и первоклассники получают мощный стресс и нежелание посещать учебное заведение.
Конечно, мир вокруг развивается, ничто не стоит на месте, и современные школьные программы – это часть нового мира. Просто надо помнить о том, что ребенок, потеряв доверие к ШКОЛЕ, интерес к УЧЕБЕ уже в первом классе далее будет плыть по тем же волнам. И вот тут то потребуется активное участие и педагогов, и школьного психолога, и родителей, для того, чтобы исправить ситуацию. А хотелось бы, чтобы для детей в школе было действительно УЧЕНИЕ, а не мучение.
P.S.: мнение автора может не совпадать с вашим.