icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

Ќе судите, и не судимы будете?

  • 583
  • 2

Ќе судите, и не судимы будете?

Ђ–азговор был очень при€тный. ќсуждали  арениных, жену и мужаї, Ц читаем мы в романе Ћ.“олстого Ђјнна  аренинаї. Ќе узнаем ли мы себ€ в этих персонажах? Ќе получаем ли мы удовольствие, осужда€ кого-то?

ќсуждени€ в свой адрес не любит никто, но трудно встретить таких людей, которые бы никогда за всю свою жизнь никого не осудили Ц начина€ соседом и конча€ членами правительства. ѕочему же нам так при€тно осуждать?

ќтвет можно найти в Ќагорной проповеди »исуса ’риста: ЂЌе судите, да не судимы будетеї. „тобы пон€ть до конца смысл этих слов —пасител€, надо знать, кто был их главным адресатом. ј таковым €вл€лись фарисеи Ц религиозно-политическа€ секта, имевша€ немалое вли€ние в »удее в те времена. ≈е название давно уже стало нарицательным Ц фарисеем называют лицемера, склонного прикрывать собственные грехи показной праведностью и Ђгневными обличени€миї других.

—обственно, такими фарисеи и были Ц они считали себ€ Ц и только себ€ Ц вправе толковать —в€щенное писание. Ќе всегда это толкование исходило из вдумчивого анализа Ц нередко за ним сто€ло стремление к выгоде, но это не спасало гот осуждени€ тех, кто не был согласен с фарисе€ми и не придерживалс€ диктуемых ими правил. ѕравила же эти касались в первую очередь внешнего соблюдени€ закона и обр€дов, которые зачастую заслон€ли собой и божественное, и человеческое. ќсуждать людей при таком подходе было очень легко: фарисеи ввели 365 новых запретов и 248 повелений (по количеству соответственно дней в году и костей в теле человека) Ц и не хочешь, а непременно что-нибудь нарушишь!

Ќа этой почве чаще всего и возникали конфликты между фарисе€ми и —пасителем. Ќапример, фарисе€м не нравилось то, что ќн больных людей исцел€л в субботу Ц ведь суббота считалась св€щенным днем, когда ничего делать нельз€Е эта ситуаци€ нагл€дно показывает нам, что осуждать человека можно за что угодно Ц даже за нечто доброе, и таких примеров немало у нас перед глазами: задержалс€ допоздна на работе Ц выслуживаетс€, ласков с женой Ц подкаблучник, соблюдает посты Ц ханжа и т.п. ѕожалуй, такое осуждение может быть даже более при€тным, чем осуждение за действительно отвратительные поступки: ведь обесценива€ чьи-то достоинства, мы уже можем не беспокоитьс€ о том, что их нет у насЕ

“ак вот в чем главный корень осуждени€ Ц в стремлении возвыситьс€ в собственных глазах! ќсужда€ ближнего, мы тем самым говорим: Ђј € вот не такой, € лучше!ї Ѕолее верный способ повысить самооценку трудно представить, но рекомендовать вам его не рискнет ни один психолог: завышенна€ самооценка даже более опасна, чем заниженна€. ¬пада€ в подобную Ђповышенную критичностьї в отношении окружающих, мы перестаем быть критичными по отношению к себе Ц и вы этом, пожалуй, главна€ опасность осуждени€. ѕотому-то и призывает —паситель Ђне судитьї, дабы Ђне быть судимымї за собственный грехи, которые мы рискуем перестать замечать, осужда€ ближних.

 онечно, наши родные, знакомые, коллеги и вообще все, кто нас окружает (вплоть до президента) не лишены недостатков и врем€ о времени бывают неправы. Ќо разве мы не можем сказать то же самое о себе? ¬от коллега опоздал на работу Ц но разве € не опоздала в прошлом мес€це? я тогда наде€лась, что мен€ поймут и прост€т Ц но ведь и он сегодн€ точно так же надеетс€, у него тоже были какие-то обсто€тельства, которые он по каким-то причинам не смог преодолетьЕ так, идентифициру€ себ€ с другим человеком, мы начинаем его понимать и перестаем судить.

¬ отношении привычки к осуждению прекрасный совет дает нам ”.Ўекспир: Ђ√рехи других судить ¬ы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесьї.


pro
“амара ћеркулова

»з того же Ўекспира:

я - это €, а вы грехи мои
ѕо своему равн€ете примеру.
Ќо, может быть, € пр€м, а у судьи
Ќеправого в руках крива€ мера,

» видит он в любом из ближних ложь,
ѕоскольку ближний на него похож!

mas
ћарк Ѕлау

— другой стороны, как определитьс€ с моральными критери€ми, если не судить поступки: и чужие, и свои?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+