icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Не судите, и не судимы будете?

  • 315
  • 2

Не судите, и не судимы будете?

Р
«Разговор был очень приятный. Осуждали Карениных, жену и мужа», – читаем мы в романе Л.Толстого «Анна Каренина». Не узнаем ли мы себя в этих персонажах? Не получаем ли мы удовольствие, осуждая кого-то?

Осуждения в свой адрес не любит никто, но трудно встретить таких людей, которые бы никогда за всю свою жизнь никого не осудили – начиная соседом и кончая членами правительства. Почему же нам так приятно осуждать?

Ответ можно найти в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете». Чтобы понять до конца смысл этих слов Спасителя, надо знать, кто был их главным адресатом. А таковым являлись фарисеи – религиозно-политическая секта, имевшая немалое влияние в Иудее в те времена. Ее название давно уже стало нарицательным – фарисеем называют лицемера, склонного прикрывать собственные грехи показной праведностью и «гневными обличениями» других.

Собственно, такими фарисеи и были – они считали себя – и только себя – вправе толковать Священное писание. Не всегда это толкование исходило из вдумчивого анализа – нередко за ним стояло стремление к выгоде, но это не спасало гот осуждения тех, кто не был согласен с фарисеями и не придерживался диктуемых ими правил. Правила же эти касались в первую очередь внешнего соблюдения закона и обрядов, которые зачастую заслоняли собой и божественное, и человеческое. Осуждать людей при таком подходе было очень легко: фарисеи ввели 365 новых запретов и 248 повелений (по количеству соответственно дней в году и костей в теле человека) – и не хочешь, а непременно что-нибудь нарушишь!

На этой почве чаще всего и возникали конфликты между фарисеями и Спасителем. Например, фарисеям не нравилось то, что Он больных людей исцелял в субботу – ведь суббота считалась священным днем, когда ничего делать нельзя… эта ситуация наглядно показывает нам, что осуждать человека можно за что угодно – даже за нечто доброе, и таких примеров немало у нас перед глазами: задержался допоздна на работе – выслуживается, ласков с женой – подкаблучник, соблюдает посты – ханжа и т.п. Пожалуй, такое осуждение может быть даже более приятным, чем осуждение за действительно отвратительные поступки: ведь обесценивая чьи-то достоинства, мы уже можем не беспокоиться о том, что их нет у нас…

Так вот в чем главный корень осуждения – в стремлении возвыситься в собственных глазах! Осуждая ближнего, мы тем самым говорим: «А я вот не такой, я лучше!» Более верный способ повысить самооценку трудно представить, но рекомендовать вам его не рискнет ни один психолог: завышенная самооценка даже более опасна, чем заниженная. Впадая в подобную «повышенную критичность» в отношении окружающих, мы перестаем быть критичными по отношению к себе – и вы этом, пожалуй, главная опасность осуждения. Потому-то и призывает Спаситель «не судить», дабы «не быть судимым» за собственный грехи, которые мы рискуем перестать замечать, осуждая ближних.

Конечно, наши родные, знакомые, коллеги и вообще все, кто нас окружает (вплоть до президента) не лишены недостатков и время о времени бывают неправы. Но разве мы не можем сказать то же самое о себе? Вот коллега опоздал на работу – но разве я не опоздала в прошлом месяце? Я тогда надеялась, что меня поймут и простят – но ведь и он сегодня точно так же надеется, у него тоже были какие-то обстоятельства, которые он по каким-то причинам не смог преодолеть… так, идентифицируя себя с другим человеком, мы начинаем его понимать и перестаем судить.

В отношении привычки к осуждению прекрасный совет дает нам У.Шекспир: «Грехи других судить Вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь».

pro
Тамара Меркулова

Из того же Шекспира:

Я - это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру.
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера,

И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!

mas
Марк Блау

С другой стороны, как определиться с моральными критериями, если не судить поступки: и чужие, и свои?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+