Любовь к себе заложена в нас изначально – лучше всего это определяется пословицей «Своя рубашка ближе к телу». Животное, которое не было бы озабочено собственным благополучием – удовлетворением потребностей, безопасностью – погибло бы, не успев оставить потомства, так что каждый живущий – это потомок «любивших себя» особей. Но человеческая любовь к себе несоизмеримо сложнее «самозаботы» других животных. Разные люди могут вкладывать различный – зачастую противоположный – смысл в это понятие.
В СМИ и Интернете нет недостатка в советах на тему пресловутой любви к себе. Наберите эту фразу в строе поиска – и сотни web-страниц примутся на разные лады рекомендовать вам перестать жить ради близких, почаще хвалить себя, не пытаться достичь совершенства, отказаться от самокритики, принимать себя таким, как есть… неужели последние две рекомендации адресуются в том числе и наркоманам или алкоголикам? При этом авторы подобных публикаций непременно подчеркивают, что «любовь к себе» в их понимании – это ни в коем случае не самолюбование и не превознесение себя над другими (словом – не то, что христиане называют «гордыней»), но что же это такое, если не самолюбование?
Истинная любовь к себе действительно не имеет ничего общего с гордыней. Любовь к чему бы то ни было в первую очередь предполагает заботу – и забота о себе должна начинаться с заботы о собственном теле. Что мы иной раз вытворяем с собственными телами – это поистине страшно представить: едим уйму вредной пищи (иной раз даже после того, как врачи открытым текстом нам ее запретят, предупредив о последствиях), физкультурой не занимаемся (даже зарядку по утрам не делаем), спать ложимся за полночь, часами сидим у телевизора или компьютера, «насилуя» глаза, а заболеем – начинаем «экспериментировать» над собой, вместо того, чтобы пойти к специалисту… с любимыми вещами так не обращаются, их стараются поддерживать в хорошем состоянии, чтобы подольше послужили!
Впрочем, не только наше физическое тело нуждается в заботе. И если уж говорить о христианской точке зрения, то любовь к собственной душе не противоречит духовным идеалам потому, что она является «обратной стороной» любви к Богу. Помня о том, что человек – образ и подобие Божие, мы обязательно видим этот самый Образ в себе, в своей душе. Любовь к Богу заставляет нас позаботиться о том, чтобы Его образ не подвергался осквернению – как мы не позволим какому-нибудь вандалу осквернить икону, так мы не должны позволять грехам осквернять свою душу, а если и случается такое – немедленно очищать себя покаянием. Именно в этом – во взгляде на человека вообще и на себя в частности – заключается любовь к себе в христианском понимании. И от такой любви к себе действительно один шаг до любви к ближнему – ведь осознав образ Божий в себе, мы научимся видеть его и в других людях. И потому в такой любви к себе нет места гордыне – и есть место самосоврешенствованию.