icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

ћотиваци€ это... „то такое мотиваци€?

  • 2331
  • 5

ћотиваци€ это... „то такое мотиваци€?

¬
¬се мы, чита€ несравненного  онан-ƒойл€ с его Ўерлоком ’олмсом, обращали внимание на фигуру, призванную подчЄркивать превосходство главного геро€, оттен€€ его своим Ђнепрофессионализмомї Ц хот€ это как раз и есть профессионал (в то врем€ как ’олмс Ц любитель)Е речь идЄт об инспекторе Ћестрейде. ’олмс и Ћестрейд различаютс€ тем, что они став€т во главу угла при ведении расследовани€: если ’олмс обращает внимание на окурки, оставленные на месте преступлени€, то Ћестрейд в первую очередь задаЄтс€ вопросом Ц у кого был мотив дл€ убийства? ѕри всЄм уважении к дедуктивному методу следует признать: Ћестрейд не так уж и неправ Ц поступка без мотива действительно не бывает!

ћотивом в психологии называетс€ побудительна€ причина де€тельности Ц то, ради чего де€тельность осуществл€етс€. —овокупность мотивов называетс€ мотивацией. ƒругие учЄные определ€ют мотивацию как процесс побуждени€ к де€тельности.

ћотив ни в коем случае не стоит путать с целью. ƒопустим, € читаю книгу. ј почему € это делаю? ¬озможно, потому, что она мне интересна. ¬озможно, потому, что мне придЄтс€ Ђотбарабанитьї это содержание на экзамене (а по большом счЄту Ц мне до него и дела нет). ¬озможно, эта книга из разр€да Ђмодныхї Ц и € не хочу быть Ђбелой воронойї в компании, где Ђвсе это читаютїЕ ¬о всех трЄх случа€ цель одна (прочитать книгу), а вот мотивы разные. »ными словами, цель Ц это ответ на вопрос Ђ„то делать?ї, а мотив Ц Ђѕочему и дл€ чего делать?ї

ћотиваци€ может быть внешней и внутренней (имеетс€ в виду Ц пот отношению к де€тельности). ќсобенно €рко это про€вл€етс€ в отношении к своей работе: Ђя делаю это потому, что за это плат€тї Ц это внешн€€ мотиваци€ (она практически не св€зана с де€тельностью как таковой: это может быть мытьЄ полов, преподавание в вузе или торговл€ овощами Ц лишь бы платили), Ђя делаю это потому, что мне интересної Ц внутренн€€ мотиваци€.

—оветские психологи немало сил положили на то, чтобы сделать мотивацию трудовой де€тельности исключительно внутреннейЕ не получилось. ¬озможно ли это в принципе? —тоит ли к этому стремитьс€? Ќаверное, осуществить это на 100% невозможно (достаточно трудно представить себе человека, которому при€тно чистить общественные уборные Ц а ведь таким трудом тоже кто-то должен заниматьс€) Ц но до известной степени это возможно: ведь есть же люди, которые люб€т свою работуЕ —тоит ли? — одной стороны, така€ мотиваци€ опасна: дл€ такого человека необходимость сменить род де€тельности становитс€ насто€щей трагедией (а в наше врем€ всегда этим рискуешь), способной подтолкнуть даже к самоубийствуЕ — другой стороны, человек, работающий не Ђза деньгиї, а Ђза идеюї Ц и счастливее, и надЄжнееЕ

ћотиваци€ может быть положительной или отрицательной: скажем, если € не перехожу улицу на красный свет потому, что за это оштрафуют Ц это отрицательна€ мотиваци€.

¬ообще, виды мотивации многообразны: мотиваци€ сохранени€, достижени€, мотив избегани€ неудач, власти и проч. Ќо в любом случае именно мотиваци€ определ€ет человеческое поведение. ѕотому-то любой поступок может выгл€деть совершенно по-иному, если знать его мотив. ¬спомним роман ћ.ћитчелл Ђ”несЄнные ветромї: как восхищаетс€ ћелани благородством —карлетт, и действительно поступки героини выгл€д€т благородно Ц она остаЄтс€ с беременной ћелани в городе, в который вот-вот войдут враги, сама принимает роды, вывозит еЄ и ребЄнка из города, заботитс€ о них, с трудом добыва€ едуЕ и всЄ это дл€ того, чтобы заслужить благосклонность мужа ћелани, которого она не тер€ет надежды отбить! ѕод таким Ђуглом зрени€ї поступки —карлетт кажутс€ отнюдь не благородными.

ƒе€тельности без мотивации не бывает, но слишком сильна€ мотиваци€ тоже не всегда на пользу! ѕомню, в музыкальном училище больше всех шансов Ђсорватьс€ї на зачЄте имели именно те студенты, которые особенно ответственно к этому подходили Ц тем, кому было в принципе всЄ равно, как они сыграют, могли отыграть благополучноЕ причина проста: усиленна€ мотиваци€ увеличивает напр€жение, приводит к стрессу Ц и тогда собственной де€тельностью трудно управл€ть.

ѕотому-то существует пон€тие Ц оптимум мотивации. » очень важно эту границу не переходить. —покойнее, господа Ц не переоценивайте значимость собственной де€тельности!


spe
Ћеонид Ћапок

+ ѕофигистам всегда проще, и мотивацию дл€ них продумать сложно... ѕриходитс€ складывать из нескольких: немного денег, немного - ѕочетна€ √рамота и пожатие руки на сцене... Ќо на любого пофигиста (даже в годах...) замечательно действует внимание симпатичной девушки, вполне невинное, но искреннее. √оры сворачивают, ночами сид€т за работой дома - чтобы мила€ симпат€шка улыбнулась и сказала что-нибудь ласковое...

tra
Ѕорис ≈горов

"—покойнее, господа Ц не переоценивайте значимость собственной де€тельности!" Ќа мой взгл€д - великолепно сказано!Ћена, +++++!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+