icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Лимонникова
Психология

Мат и наши дети. Как бороться с матом

  • 7072
  • 9

Мат и наши дети. Как бороться с матом

Е

Ещё в екатерининской России мат называли "злая лая матерная". Тем не менее времена проходят, а этот пласт русской речи по-прежнему не сдаёт свои позиции. Особенно эти ёмкие словечки нравятся детям, из уст которых страшнее всего услышать такие ругательства. Почему же дети используют слова, значение которых совсем не понимают, и как помочь им и нам, взрослым, избавиться от этой дурной привычки? Попробуем разобраться.

Что такое русский мат?

Из разговорной речи матерное арго перекочевало сначала в фольклор, а потом и в литературу. Название этому пласту языка дал вульгаризм "вашу мать", а его основой стали корни слов, входящих в группу тюркских языков, которыми пользовались кочевые евразийские племена.

Считается, что именно особенности исторического развития России, пережившей набеги кочевников и татаро-монгольское иго, а также субкультура тюрем и лагерей стали благодатной почвой для формирования арго. Это же и привнесло в значение матерных слов элементы негатива и агрессии.

Почему мат такой "прилипчивый"?

Слова, которые образуют матерного арго, отличаются тем, что они ёмкие, эмоциональные и обладают оригинальной образностью, присущей только им. Достаточно сказать два-три матерных слова - и "общающимся" становится всё предельно понятно.

К тому же лексика арго не используется в речи в полном объёме. Специалисты подсчитали, что востребованными являются

  • 7-10 существительных,
  • столько же прилагательных, которые согласуются с существительными,
  • 5-7 глаголов и отглагольных форм.

Воображение и изобретательность взрослых, конечно, может придумать и другие словоформы на основе имеющихся, но в детской речи изощрённые варианты встречаются крайне редко.

Почему дети ругаются матом?

Подобно Эллочке-людоедке, героине Ильфа и Петрова, детям хватает десятка матерных слов, которые они используют:

  • в "наскальной живописи", то есть на заборах и стенах;
  • в играх;
  • в анекдотах.

При этом дети используют жаргон практически не задумываясь, но отлично понимая, что это ругательство и что это плохо.

Почему же дети используют в речи мат? Ответ, который находится на поверхности, прост - дети подражают взрослым. Однако в этом случае получается, что ребёнок на протяжении детства полностью безответственен. Однако это не так. Ведь неосознанное речевое подражание свойственно детям от двух до пяти лет. Да и то лишь в тех семьях, где матом в основном не ругаются, а "разговаривают". А таких семей очень мало.

То есть получается, что после пяти лет ребёнок понимает, что ругаться матом - плохо, и если он это продолжает делать, то у него, а значит и у его родителей, большие проблемы, которые надо решать как можно быстрее.

Стоит ли бороться с матом?

Любая борьба чревата кровопролитием, поэтому от борьбы с матом нужно отказаться полностью. Употребление мата в речи ребёнка - это проблема, и её надо решать, а не бороться с ней. Репрессии по отношению к ребёнку никогда к положительному результату не приводят.

Психологи утверждают, что если ребёнок после пяти лет использует в играх и общении мат, то это является показателем проблем в передней лобной доле мозга. Используя матерные слова, ребёнок демонстрирует взрослым свою самостоятельность и показывает, что ему пора избавиться от их чрезмерной опеки. В этом случае необходим курс коррекции поведения.

Запрет на использование мата приведёт к совершенно обратной реакции. Нужно относиться спокойнее к этому пласту русской речи и постоянно себе напоминать, что эти слова прочно вошли в наше подсознание, потому что долгое время использовались и в литературной, и в официально-деловой речи. В документах XVIII века можно прочитать формулировку Анны Иоанновны в одном из приказов о ссылке придворного. В этом документе сказано: "Сослан за б...ские речи". Так что борьба бесполезна. Будем действовать другими способами!

Мотивы ребёнка

Решая проблему использования матерных слов ребёнком, нужно исходить из того, в каком возрасте это произошло.

Дети трёх-пяти лет, исходя из исследований психологов, не понимают, что мат - это плохо. Они просто подражают взрослым, среди которых есть такие экземпляры, которые ради смеха учат маленьких детей произносить матерные слова.

Дети пяти-семи лет имеют уже свои мотивы. Для них произнесение жаргонизмов - бунт против сложившегося положения, против того, как нужно говорить и вести себя. В этом возрасте дети осознанно, по собственному желанию употребляют мат.

Дети с восьми и до 10-12 лет уже прекрасно понимают, где можно и где нельзя ругаться матом. В среде сверстников именно мат может служить способом самоутверждения и стремления к взрослости. В некотором смысле мат позволяет детям познавать мир, так как помогает в упрощённом виде обсуждать запретные темы, связанные с половой системой человека и функциями воспроизведения потомства.

Дети 12-14 лет используют арго для выражения эмоций, а также в анекдотах. Однако в этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что мат не может удовлетворить всех потребностей в процессе культурного освоения пространства. Поэтому если ребёнок будет расширять кругозор и развивать эрудицию, то проблема использования матерных слов решится сама собой.

Кроме того, в этом возрасте уже можно познакомить ребёнка с историей мата и с некоторыми версиями его происхождения. Так, филолог Б.А. Успенский считал, что матерные слова являются языком сакральным, использовавшимся в обрядах и заговорах. Для древнего человека важнее всего было выжить в трудных условиях и продолжить свой род. Именно об этом времени и напоминают эти древние слова.

Как избавить ребёнка от мата?

Когда ребёнок только начинает говорить, то есть находится на стадии подражания, нужно постараться сделать так, чтобы мат не звучал в самом близком окружении ребёнка.

Если же "плохие" слова появились в его речи, то нужно спросить у ребёнка, что они означают для него. Это позволит понять, что ребёнок сам не знает, что же он говорит.

В более старшем возрасте можно действовать "от противного", то есть погрузить чадо в атмосферу ненормативной лексики, дав ему почитать сочинения Баркова или соответствующий словарь. Среди радикальных мер также можно воспользоваться и такой практической рекомендацией. Увести ребёнка подальше от людных мест и дать возможность ругаться матом, при этом как можно громче.

Такие меры действуют по общеизвестному принципу: чем больше, тем быстрее надоедает. К тому же такое погружение в ругательства создаст дефицит культуры, в результате ребёнок осознанно начнёт тянуться к хорошему.

Если же на ребёнка ничего не действует: он ругается регулярно и непроизвольно, - тогда нужно обращаться к специалистам-нейропсихологам.

mas
Дмитрий Неткачев

Чтобы избавить ребенка, нужно начать с себя. В русском языке достаточно иных слов для выражения эмоций, желательно познать эти другие слова и научиться их использовать в разговорной речи. +.

deb
Светлана Шибунская

Необходимо, чтобы в семье делали замечание взрослым за употребление мата, ребёнок воспитывается именно глядя на отношение взрослых к проблеме, особенно родителей. За статью большой +!

deb
Марина Уденцова

Какая отличная статья! Не читала ничего лучше, все по существу!Надежда,спасибо+++

tra
Анна Солнечная

Да никак не бороться. Самим нужно не ругаться. Или отдать ребенка в монастырь. Вчера услышала разговор двух девчонок и паренька лет 7-8 (второклашки). Что ни слово, то и мат, а у кого они научились? +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+