icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ѕсихологи€

ћат и наши дети.  ак боротьс€ с матом

  • 7984
  • 9

ћат и наши дети.  ак боротьс€ с матом

≈щЄ в екатерининской –оссии мат называли "зла€ ла€ матерна€". “ем не менее времена проход€т, а этот пласт русской речи по-прежнему не сдаЄт свои позиции. ќсобенно эти Ємкие словечки нрав€тс€ дет€м, из уст которых страшнее всего услышать такие ругательства. ѕочему же дети используют слова, значение которых совсем не понимают, и как помочь им и нам, взрослым, избавитьс€ от этой дурной привычки? ѕопробуем разобратьс€.

„то такое русский мат?

»з разговорной речи матерное арго перекочевало сначала в фольклор, а потом и в литературу. Ќазвание этому пласту €зыка дал вульгаризм "вашу мать", а его основой стали корни слов, вход€щих в группу тюркских €зыков, которыми пользовались кочевые евразийские племена.

—читаетс€, что именно особенности исторического развити€ –оссии, пережившей набеги кочевников и татаро-монгольское иго, а также субкультура тюрем и лагерей стали благодатной почвой дл€ формировани€ арго. Ёто же и привнесло в значение матерных слов элементы негатива и агрессии.

ѕочему мат такой "прилипчивый"?

—лова, которые образуют матерного арго, отличаютс€ тем, что они Ємкие, эмоциональные и обладают оригинальной образностью, присущей только им. ƒостаточно сказать два-три матерных слова - и "общающимс€" становитс€ всЄ предельно пон€тно.

  тому же лексика арго не используетс€ в речи в полном объЄме. —пециалисты подсчитали, что востребованными €вл€ютс€

  • 7-10 существительных,
  • столько же прилагательных, которые согласуютс€ с существительными,
  • 5-7 глаголов и отглагольных форм.

¬оображение и изобретательность взрослых, конечно, может придумать и другие словоформы на основе имеющихс€, но в детской речи изощрЄнные варианты встречаютс€ крайне редко.

ѕочему дети ругаютс€ матом?

ѕодобно Ёллочке-людоедке, героине »льфа и ѕетрова, дет€м хватает дес€тка матерных слов, которые они используют:

  • в "наскальной живописи", то есть на заборах и стенах;
  • в играх;
  • в анекдотах.

ѕри этом дети используют жаргон практически не задумыва€сь, но отлично понима€, что это ругательство и что это плохо.

ѕочему же дети используют в речи мат? ќтвет, который находитс€ на поверхности, прост - дети подражают взрослым. ќднако в этом случае получаетс€, что ребЄнок на прот€жении детства полностью безответственен. ќднако это не так. ¬едь неосознанное речевое подражание свойственно дет€м от двух до п€ти лет. ƒа и то лишь в тех семь€х, где матом в основном не ругаютс€, а "разговаривают". ј таких семей очень мало.

“о есть получаетс€, что после п€ти лет ребЄнок понимает, что ругатьс€ матом - плохо, и если он это продолжает делать, то у него, а значит и у его родителей, большие проблемы, которые надо решать как можно быстрее.

—тоит ли боротьс€ с матом?

Ћюба€ борьба чревата кровопролитием, поэтому от борьбы с матом нужно отказатьс€ полностью. ”потребление мата в речи ребЄнка - это проблема, и еЄ надо решать, а не боротьс€ с ней. –епрессии по отношению к ребЄнку никогда к положительному результату не привод€т.

ѕсихологи утверждают, что если ребЄнок после п€ти лет использует в играх и общении мат, то это €вл€етс€ показателем проблем в передней лобной доле мозга. »спользу€ матерные слова, ребЄнок демонстрирует взрослым свою самосто€тельность и показывает, что ему пора избавитьс€ от их чрезмерной опеки. ¬ этом случае необходим курс коррекции поведени€.

«апрет на использование мата приведЄт к совершенно обратной реакции. Ќужно относитьс€ спокойнее к этому пласту русской речи и посто€нно себе напоминать, что эти слова прочно вошли в наше подсознание, потому что долгое врем€ использовались и в литературной, и в официально-деловой речи. ¬ документах XVIII века можно прочитать формулировку јнны »оанновны в одном из приказов о ссылке придворного. ¬ этом документе сказано: "—ослан за б...ские речи". “ак что борьба бесполезна. Ѕудем действовать другими способами!

ћотивы ребЄнка

–еша€ проблему использовани€ матерных слов ребЄнком, нужно исходить из того, в каком возрасте это произошло.

ƒети трЄх-п€ти лет, исход€ из исследований психологов, не понимают, что мат - это плохо. ќни просто подражают взрослым, среди которых есть такие экземпл€ры, которые ради смеха учат маленьких детей произносить матерные слова.

ƒети п€ти-семи лет имеют уже свои мотивы. ƒл€ них произнесение жаргонизмов - бунт против сложившегос€ положени€, против того, как нужно говорить и вести себ€. ¬ этом возрасте дети осознанно, по собственному желанию употребл€ют мат.

ƒети с восьми и до 10-12 лет уже прекрасно понимают, где можно и где нельз€ ругатьс€ матом. ¬ среде сверстников именно мат может служить способом самоутверждени€ и стремлени€ к взрослости. ¬ некотором смысле мат позвол€ет дет€м познавать мир, так как помогает в упрощЄнном виде обсуждать запретные темы, св€занные с половой системой человека и функци€ми воспроизведени€ потомства.

ƒети 12-14 лет используют арго дл€ выражени€ эмоций, а также в анекдотах. ќднако в этом возрасте ребЄнок начинает осознавать, что мат не может удовлетворить всех потребностей в процессе культурного освоени€ пространства. ѕоэтому если ребЄнок будет расшир€ть кругозор и развивать эрудицию, то проблема использовани€ матерных слов решитс€ сама собой.

 роме того, в этом возрасте уже можно познакомить ребЄнка с историей мата и с некоторыми верси€ми его происхождени€. “ак, филолог Ѕ.ј. ”спенский считал, что матерные слова €вл€ютс€ €зыком сакральным, использовавшимс€ в обр€дах и заговорах. ƒл€ древнего человека важнее всего было выжить в трудных услови€х и продолжить свой род. »менно об этом времени и напоминают эти древние слова.

 ак избавить ребЄнка от мата?

 огда ребЄнок только начинает говорить, то есть находитс€ на стадии подражани€, нужно постаратьс€ сделать так, чтобы мат не звучал в самом близком окружении ребЄнка.

≈сли же "плохие" слова по€вились в его речи, то нужно спросить у ребЄнка, что они означают дл€ него. Ёто позволит пон€ть, что ребЄнок сам не знает, что же он говорит.

¬ более старшем возрасте можно действовать "от противного", то есть погрузить чадо в атмосферу ненормативной лексики, дав ему почитать сочинени€ Ѕаркова или соответствующий словарь. —реди радикальных мер также можно воспользоватьс€ и такой практической рекомендацией. ”вести ребЄнка подальше от людных мест и дать возможность ругатьс€ матом, при этом как можно громче.

“акие меры действуют по общеизвестному принципу: чем больше, тем быстрее надоедает.   тому же такое погружение в ругательства создаст дефицит культуры, в результате ребЄнок осознанно начнЄт т€нутьс€ к хорошему.

≈сли же на ребЄнка ничего не действует: он ругаетс€ регул€рно и непроизвольно, - тогда нужно обращатьс€ к специалистам-нейропсихологам.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

„тобы избавить ребенка, нужно начать с себ€. ¬ русском €зыке достаточно иных слов дл€ выражени€ эмоций, желательно познать эти другие слова и научитьс€ их использовать в разговорной речи. +.

deb
—ветлана Ўибунска€

Ќеобходимо, чтобы в семье делали замечание взрослым за употребление мата, ребЄнок воспитываетс€ именно гл€д€ на отношение взрослых к проблеме, особенно родителей. «а статью большой +!

deb
ћарина ”денцова

 ака€ отлична€ стать€! Ќе читала ничего лучше, все по существу!Ќадежда,спасибо+++

tra
јнна —олнечна€

ƒа никак не боротьс€. —амим нужно не ругатьс€. »ли отдать ребенка в монастырь. ¬чера услышала разговор двух девчонок и паренька лет 7-8 (второклашки). „то ни слово, то и мат, а у кого они научились? +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+