Ещё в екатерининской России мат называли "злая лая матерная". Тем не менее времена проходят, а этот пласт русской речи по-прежнему не сдаёт свои позиции. Особенно эти ёмкие словечки нравятся детям, из уст которых страшнее всего услышать такие ругательства. Почему же дети используют слова, значение которых совсем не понимают, и как помочь им и нам, взрослым, избавиться от этой дурной привычки? Попробуем разобраться.
Что такое русский мат?
Из разговорной речи матерное арго перекочевало сначала в фольклор, а потом и в литературу. Название этому пласту языка дал вульгаризм "вашу мать", а его основой стали корни слов, входящих в группу тюркских языков, которыми пользовались кочевые евразийские племена.
Считается, что именно особенности исторического развития России, пережившей набеги кочевников и татаро-монгольское иго, а также субкультура тюрем и лагерей стали благодатной почвой для формирования арго. Это же и привнесло в значение матерных слов элементы негатива и агрессии.
Почему мат такой "прилипчивый"?
Слова, которые образуют матерного арго, отличаются тем, что они ёмкие, эмоциональные и обладают оригинальной образностью, присущей только им. Достаточно сказать два-три матерных слова - и "общающимся" становится всё предельно понятно.
К тому же лексика арго не используется в речи в полном объёме. Специалисты подсчитали, что востребованными являются
- 7-10 существительных,
- столько же прилагательных, которые согласуются с существительными,
- 5-7 глаголов и отглагольных форм.
Воображение и изобретательность взрослых, конечно, может придумать и другие словоформы на основе имеющихся, но в детской речи изощрённые варианты встречаются крайне редко.
Почему дети ругаются матом?
Подобно Эллочке-людоедке, героине Ильфа и Петрова, детям хватает десятка матерных слов, которые они используют:- в "наскальной живописи", то есть на заборах и стенах;
- в играх;
- в анекдотах.
При этом дети используют жаргон практически не задумываясь, но отлично понимая, что это ругательство и что это плохо.
Почему же дети используют в речи мат? Ответ, который находится на поверхности, прост - дети подражают взрослым. Однако в этом случае получается, что ребёнок на протяжении детства полностью безответственен. Однако это не так. Ведь неосознанное речевое подражание свойственно детям от двух до пяти лет. Да и то лишь в тех семьях, где матом в основном не ругаются, а "разговаривают". А таких семей очень мало.
То есть получается, что после пяти лет ребёнок понимает, что ругаться матом - плохо, и если он это продолжает делать, то у него, а значит и у его родителей, большие проблемы, которые надо решать как можно быстрее.
Стоит ли бороться с матом?
Любая борьба чревата кровопролитием, поэтому от борьбы с матом нужно отказаться полностью. Употребление мата в речи ребёнка - это проблема, и её надо решать, а не бороться с ней. Репрессии по отношению к ребёнку никогда к положительному результату не приводят.
Психологи утверждают, что если ребёнок после пяти лет использует в играх и общении мат, то это является показателем проблем в передней лобной доле мозга. Используя матерные слова, ребёнок демонстрирует взрослым свою самостоятельность и показывает, что ему пора избавиться от их чрезмерной опеки. В этом случае необходим курс коррекции поведения.
Запрет на использование мата приведёт к совершенно обратной реакции. Нужно относиться спокойнее к этому пласту русской речи и постоянно себе напоминать, что эти слова прочно вошли в наше подсознание, потому что долгое время использовались и в литературной, и в официально-деловой речи. В документах XVIII века можно прочитать формулировку Анны Иоанновны в одном из приказов о ссылке придворного. В этом документе сказано: "Сослан за б...ские речи". Так что борьба бесполезна. Будем действовать другими способами!
Мотивы ребёнка
Решая проблему использования матерных слов ребёнком, нужно исходить из того, в каком возрасте это произошло.
Дети трёх-пяти лет, исходя из исследований психологов, не понимают, что мат - это плохо. Они просто подражают взрослым, среди которых есть такие экземпляры, которые ради смеха учат маленьких детей произносить матерные слова.
Дети пяти-семи лет имеют уже свои мотивы. Для них произнесение жаргонизмов - бунт против сложившегося положения, против того, как нужно говорить и вести себя. В этом возрасте дети осознанно, по собственному желанию употребляют мат.
Дети с восьми и до 10-12 лет уже прекрасно понимают, где можно и где нельзя ругаться матом. В среде сверстников именно мат может служить способом самоутверждения и стремления к взрослости. В некотором смысле мат позволяет детям познавать мир, так как помогает в упрощённом виде обсуждать запретные темы, связанные с половой системой человека и функциями воспроизведения потомства.
Дети 12-14 лет используют арго для выражения эмоций, а также в анекдотах. Однако в этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что мат не может удовлетворить всех потребностей в процессе культурного освоения пространства. Поэтому если ребёнок будет расширять кругозор и развивать эрудицию, то проблема использования матерных слов решится сама собой.
Кроме того, в этом возрасте уже можно познакомить ребёнка с историей мата и с некоторыми версиями его происхождения. Так, филолог Б.А. Успенский считал, что матерные слова являются языком сакральным, использовавшимся в обрядах и заговорах. Для древнего человека важнее всего было выжить в трудных условиях и продолжить свой род. Именно об этом времени и напоминают эти древние слова.
Как избавить ребёнка от мата?
Когда ребёнок только начинает говорить, то есть находится на стадии подражания, нужно постараться сделать так, чтобы мат не звучал в самом близком окружении ребёнка.
Если же "плохие" слова появились в его речи, то нужно спросить у ребёнка, что они означают для него. Это позволит понять, что ребёнок сам не знает, что же он говорит.
В более старшем возрасте можно действовать "от противного", то есть погрузить чадо в атмосферу ненормативной лексики, дав ему почитать сочинения Баркова или соответствующий словарь. Среди радикальных мер также можно воспользоваться и такой практической рекомендацией. Увести ребёнка подальше от людных мест и дать возможность ругаться матом, при этом как можно громче.
Такие меры действуют по общеизвестному принципу: чем больше, тем быстрее надоедает. К тому же такое погружение в ругательства создаст дефицит культуры, в результате ребёнок осознанно начнёт тянуться к хорошему.
Если же на ребёнка ничего не действует: он ругается регулярно и непроизвольно, - тогда нужно обращаться к специалистам-нейропсихологам.