Разделение это происходит не сразу. Посмотрите на младенца: он пугается собственных рук, мелькающих перед глазами, он одинаково увлечённо может манипулировать игрушкой и собственной ногой – т.е. поначалу человек даже своё собственное тело из окружающего мира не выделяет. Даже когда ребёнок начнёт говорить, он не сразу усвоит принципиальную разницу между собой и другими – сначала он будет говорить о себе как о ком-то другом: «Дай Пете», «Не трогай Машеньку» и т.п. Но однажды – примерно в три года – ребёнок скажет: «Дай мне», «Не трогай меня». Свершилось – самосознание родилось: «Я – это я!»
Но оказывается, что осознать самого себя – это только начало. Вокруг – множество других «Я», и моё собственное «Я» с ними как-то взаимодейтствуют: они составляют представление обо мне, а я – о них, они объединяются в группы, к которым я хочу присоединиться – или не хочу, которые меня принимают – или отвергают, они оценивают меня – а я их… а главное – я решаю, как вести себя со всеми этими «другими Я», в соответствии с тем, какое место они мне отводят – и какое я сам себе отвожу.
Вот так и возникает ответ на вопрос «Кто я такой?», который психологи называют «Я-концепцией». Состоит она из трёх частей:
1.Когнитивная составляющая – это собственно «Кто я такой?» – представление о самом себе, определённые характеристики, которые человек себе приписывает (насколько они соответствуют действительности, представлениям других людей о нём – это уже иной вопрос).
2.Оценочная составляющая – это отношение человека к упомянутым характеристикам, оценка их личностью. Например, человек считает себя гордым – нравится ли ему это? Может быть, нравится – если он считает, что гордость – это хорошо, что человек без гордости – «тряпка»… А если это глубоко верующий христианин, считающий гордость грехом – такое самоопределение будет для него предметом терзаний.
Оценочная составляющая складывается из соотнесения представлений о себе с «идеальным я» (каким я должен быть) и с социальными ожиданиями (какой «идеальный я» с точки зрения окружающих). В детстве такими «окружающими» в первую очередь становятся родители, в подростковом возрасте – сверстники и т.д.
3.Поведенческая составляющая – так сказать, «я-концепция в действии»: как человек в действительности себя ведёт, что ему удаётся.
Некоторое представление о структуре я-концепции конкретной личности даёт т.н. методика 20 определений. Она заключается в том, что испытуемый в течение 12 минут даёт 20 ответов на вопрос «Кто я такой?», записывая их в таком порядке, в каком они приходят ему в голову (теоретически предполагается, что порядок следования соответствует значимости определений, но считать это доказанным нельзя, поскольку тут сильно влияние стереотипов – так, например, на первое место обычно ставятся биологические характеристики: «человек», указание на пол и т.д.). Обычно испытуемые указывают – помимо биологических характеристик – семейный статус, профессию, религию. Часто встречаются указания на мировоззрение, отнесение себя к каким-то социальным группам и даже увлечения («любитель футбола»).
Дабы продемонстрировать, как это «работает», добровольно «сдаюсь для публичного опыта» – привожу мои собственные определения:
1.Человек.
2.Женщина.
3.Музыкант.
4.Домрист.
5.Народник.
6.Христианка.
7.Православная.
8.Жена.
9.Мать.
10.Композитор.
11.Объективный идеалист.
12.Русская.
13.Гражданка РФ.
14.Житель планеты Земля.
15.Дочь.
16.Внучка.
17.Человек средних лет.
18.Копирайтер.
19.Некрасивая.
20.Кошатница.
Ну, а проделать такой несложный опыт над собой может каждый из вас. Объективного ответа на вопрос «Кто я?» это, может быть, и не даст – но представление о себе будет как на ладони.