icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

 то € такой

  • 6723
  • 6

 то € такой

“акой вопрос рано или поздно задаЄт себе каждый человекЕ более того Ц только человек его и задаЄт, поскольку только человеку Ц единственному из всего животного мира Ц присуще абстрактное мышление, раздел€ющее мир на Ђ€ї и Ђне €ї.

–азделение это происходит не сразу. ѕосмотрите на младенца: он пугаетс€ собственных рук, мелькающих перед глазами, он одинаково увлечЄнно может манипулировать игрушкой и собственной ногой Ц т.е. поначалу человек даже своЄ собственное тело из окружающего мира не выдел€ет. ƒаже когда ребЄнок начнЄт говорить, он не сразу усвоит принципиальную разницу между собой и другими Ц сначала он будет говорить о себе как о ком-то другом: Ђƒай ѕетеї, ЂЌе трогай ћашенькуї и т.п. Ќо однажды Ц примерно в три года Ц ребЄнок скажет: Ђƒай мнеї, ЂЌе трогай мен€ї. —вершилось Ц самосознание родилось: Ђя Ц это €!ї

Ќо оказываетс€, что осознать самого себ€ Ц это только начало. ¬округ Ц множество других Ђяї, и моЄ собственное Ђяї с ними как-то взаимодейтствуют: они составл€ют представление обо мне, а € Ц о них, они объедин€ютс€ в группы, к которым € хочу присоединитьс€ Ц или не хочу, которые мен€ принимают Ц или отвергают, они оценивают мен€ Ц а € ихЕ а главное Ц € решаю, как вести себ€ со всеми этими Ђдругими яї, в соответствии с тем, какое место они мне отвод€т Ц и какое € сам себе отвожу.

¬от так и возникает ответ на вопрос Ђ то € такой?ї, который психологи называют Ђя-концепциейї. —остоит она из трЄх частей:

1. огнитивна€ составл€юща€ Ц это собственно Ђ то € такой?ї Ц представление о самом себе, определЄнные характеристики, которые человек себе приписывает (насколько они соответствуют действительности, представлени€м других людей о нЄм Ц это уже иной вопрос).

2.ќценочна€ составл€юща€ Ц это отношение человека к упом€нутым характеристикам, оценка их личностью. Ќапример, человек считает себ€ гордым Ц нравитс€ ли ему это? ћожет быть, нравитс€ Ц если он считает, что гордость Ц это хорошо, что человек без гордости Ц Ђтр€пкаїЕ ј если это глубоко верующий христианин, считающий гордость грехом Ц такое самоопределение будет дл€ него предметом терзаний.

ќценочна€ составл€юща€ складываетс€ из соотнесени€ представлений о себе с Ђидеальным €ї (каким € должен быть) и с социальными ожидани€ми (какой Ђидеальный €ї с точки зрени€ окружающих). ¬ детстве такими Ђокружающимиї в первую очередь станов€тс€ родители, в подростковом возрасте Ц сверстники и т.д.

3.ѕоведенческа€ составл€юща€ Ц так сказать, Ђ€-концепци€ в действииї: как человек в действительности себ€ ведЄт, что ему удаЄтс€.

Ќекоторое представление о структуре €-концепции конкретной личности даЄт т.н. методика 20 определений. ќна заключаетс€ в том, что испытуемый в течение 12 минут даЄт 20 ответов на вопрос Ђ то € такой?ї, записыва€ их в таком пор€дке, в каком они приход€т ему в голову (теоретически предполагаетс€, что пор€док следовани€ соответствует значимости определений, но считать это доказанным нельз€, поскольку тут сильно вли€ние стереотипов Ц так, например, на первое место обычно став€тс€ биологические характеристики: Ђчеловекї, указание на пол и т.д.). ќбычно испытуемые указывают Ц помимо биологических характеристик Ц семейный статус, профессию, религию. „асто встречаютс€ указани€ на мировоззрение, отнесение себ€ к каким-то социальным группам и даже увлечени€ (Ђлюбитель футболаї).

ƒабы продемонстрировать, как это Ђработаетї, добровольно Ђсдаюсь дл€ публичного опытаї Ц привожу мои собственные определени€:

1.„еловек.

2.∆енщина.

3.ћузыкант.

4.ƒомрист.

5.Ќародник.

6.’ристианка.

7.ѕравославна€.

8.∆ена.

9.ћать.

10. омпозитор.

11.ќбъективный идеалист.

12.–усска€.

13.√ражданка –‘.

14.∆итель планеты «емл€.

15.ƒочь.

16.¬нучка.

17.„еловек средних лет.

18. опирайтер.

19.Ќекрасива€.

20. ошатница.

Ќу, а проделать такой несложный опыт над собой может каждый из вас. ќбъективного ответа на вопрос Ђ то €?ї это, может быть, и не даст Ц но представление о себе будет как на ладони.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

“еперь взгл€д со стороны, если ¬ы не против.
1.„еловек. - довольно разумный, грамотный, креативный - плюс.
2.∆енщина. - в любом случае возможны только два варианта, есть определенные преимущества - плюс.
3.ћузыкант. - оценить трудно, желательно прослушать, но предполагаю, что хороший - плюс.
4.ƒомрист. - специализаци€ по инструменту, полагаю, что и другие инструменты подвластны, значит еще один плюс
5.Ќародник. - великолепно, попса надоедает, еще плюс.
6.’ристианка. - не скрываете, можно быть или любого другого вероисповедани€ - плюс.
7.ѕравославна€. - православна€ - за это можно и два плюса к характеристике добавить.
8.∆ена. - раз жена, значит вниманием не обделена - плюс.
9.ћать. - особое досто€ние - минимум 100 плюсов.
10. омпозитор. - креативное мышление, творческа€ жилка - еще дес€ток плюсов.
11.ќбъективный идеалист. - это значительно лучше, чем нигилист или пессимист - минимум 10 плюсов.
12.–усска€. - плюс несомненно.
13.√ражданка –‘. - еще с сотню плюсов.
14.∆итель планеты «емл€. - ¬селенна€ бесконечна, этот показатель достоин и миллиона плюсов.
15.ƒочь. - все мы чьи-то дети - плюс.
16.¬нучка. - еще лучше, дай бог здоровь€ более старшему поколению - плюс.
17.„еловек средних лет. - пон€тие относительное, со стороны выгл€дите значительно мложе - плюс.
18. опирайтер. - показатель, который переплевывает все остальное - пару миллионов плюсов.
19.Ќекрасива€. - относительный показатель, мне показалась привлекательной - плюс.
20. ошатница. - любовь к ближним еще миллион плюсов.
ѕдведем итоги. Ќесколько миллионов плюсов ¬ы заслужили. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

spe
Ќадежда «аколюкина

«дорово! ≈лена, отлично написано. ¬сЄ как в научном исследовании - замечательно поданы составл€ющие! ќтлична€ стать€+++
ќт себ€ - у христиан пон€тие "гордость" и "гордын€" сложены в "одну кучу". Ёто разные вещи. я горжусь - своей страной, еЄ историей, еЄ культурой, ѕобедой во 2-ой ћировой. √оржусь своей семьЄй, еЄ традици€ми. √оржусь своими друзь€ми - они насто€щие. Ёто гордость!
ј вот гордын€ - мать всех пороков.

pro
Ћеонид ƒев€тых

«доровски. ≈лена - человек оригинально мысл€щий. ћильон плюсов.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+