icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

 акие вопросы не стоит задавать дет€м?

  • 2508
  • 3

 акие вопросы не стоит задавать дет€м?

≈жедневно люди задают друг другу бесчисленное множество вопросов. Ќе всегда на них можно ответить, а иногда они попросту став€т собеседника в неловкое положение, иной раз бывают даже жестоки (ну вот что, скажите на милость, должен отвечать человек с несложившейс€ личной жизнью на вопрос Ђ„то же ты до сих пор не замужем/не женат?ї Ц Ђ–ад бы в рай, да грехи не пускаютї?).

» всЄ-таки особого такта требуют вопросы, обращЄнные к дет€м. ¬ этом случае неосторожно поставленный вопрос может обернутьс€ в будущем не только обидой, но и серьЄзными последстви€ми дл€ ребЄнка Ц вплоть до нервных расстройств, которые придЄтс€ лечить с участием психотерапевта. „асто такие опасные вопросы задают посторонние, причЄм особенно усердствуют в этом люди, сами детей не имеющие, но иногда Ђпозвол€ют себе лишнееї и близкие родственники Ц иной раз даже родители. ѕознакомимс€ же с некоторыми вопросами, на которые в общении с детьми следует наложить полное и безоговорочное Ђтабуї на все времена.

ЌачнЄм с любимого вопроса всех д€дюшек и тЄтушек: Ђ ого ты больше любишь Ц папу или маму?ї “рудно сказать, чем руководствуютс€ люди, задава€ такой вопрос, но они став€т ребЄнка в ситуацию выбора, где выбора быть не может в принципе: любой вариант ответа принижает одного из родителей, и ребЄнок не может не чувствовать этого Ц не может не понимать, что выбира€ одного родител€, он незаслуженно обижает другого. “ак рождаютс€ комплексы вины!

¬ том же Ђнаправленииї ведЄт вопрос, который взрослые почему-то очень люб€т задавать первоклассникам перед 1 сент€бр€: Ђ“ы будешь учитьс€ на одни п€тЄрки?ї ѕокажите мне ребЄнка, который, в этом случае ответит: ЂЌет, € буду учитьс€ на двойки!ї Ц разумеетс€, он пообещает быть круглым отличником (ведь именно этого ждут от него самые значимые люди). ћожет быть, он потом и не вспомнит о своЄм Ђобещанииї сознательно Ц но сфера бессознательного это сохранит, и впоследствии, когда ребЄнок получит тройку или двойку (кто же выучилс€ без них!) к психологической травме от плохой оценки как таковой будет примешиватьс€ чувство вины (Ђя обещал Ц и не сделалї). ‘актически, задава€ ребЄнку такой вопрос с заранее запрограммированным ответом, взрослые лишают его права на ошибку. Ёто пр€мой путь к поведению по типу Ђизбегание неудачї и даже к неврозам.

–аз уж мы заговорили о школе, то следует упом€нуть ещЄ об одно любимом вопросе взрослых: Ђ акие у теб€ оценки?ї ѕоймите, господа взрослые, спрашивать ребЄнка о школьных оценках так же бестактно, как спрашивать взрослого о размере зарплаты! — той разницей, что в отношении взрослого мы просто про€вл€ем бестактность, а ребЄнка ещЄ и учим: главное Ц это достижени€, и только по ним можно о человеке судить. “ак не удивл€йтесь же потом, если повзрослевшие дети будут презирать вас за то, что машина у вас недостаточно Ђпрестижнойї марки!

¬опрос об оценках могут задать только родители Ц применительно к сегодн€шнему дню в школе. Ќо даже тут надо соблюдать осторожность: если вы изо дн€ в день спрашиваете только об оценках, ребЄнок поймЄт, что кроме его успеваемости вас не интересует ничто Ц и перестанет рассказывать обо всЄ остальном (зачем откровенничать с чужими людьми, которых интересуют только Ђцифровые показателиї?). ¬ результате вы последними узнаете о том, что он подружилс€ с первым хулиганом класса.

≈сли ожидаетс€ прибавление семейства, то категорически запрещаетс€ спрашивать ребЄнка: Ђ“ы кого хочешь Ц братика или сестричку?ї –ебЄнок ведь может абсолютно всерьЄз поверить, что на него возлагаетс€ решение этого вопроса Ц и как он будет себ€ чувствовать, когда вместо Ђвыбранногої братика родитс€ сестра?

ѕожалуй, список таких Ђвзрослыхї вопросов можно было бы продолжать до бесконечности. Ќо каждый из нас, намерева€сь задать вопрос ребЄнку (тем более Ц чужому) мог бы задуматьс€: а не поломает ли этот вопрос детскую психику? ¬прочем, это относитс€ не только к дет€мЕ и потому, прежде чем задать вопрос, неплохо бы задуматьс€: а если бы об этом спросили мен€ Ц что бы € ответил? ј главное Ц как бы себ€ чувствовал?


deb
Ќаталь€ –еутова

согласна с автором. Ќекоторые взрослые как л€пнут - дети, действительно, тер€ютс€ и комплексовать начинают. +++

mas
ћарк Ѕлау

Ѕыл такой старый фильм (1960-го, кажетс€, года) - "—ережа". “ак вот, там на шуточку "веселого" д€ди мальчик серьезно спрашивает: "ƒ€д€ ѕет€, ты - дурак?"
ћораль: не нарывайтесь!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+