И всё-таки особого такта требуют вопросы, обращённые к детям. В этом случае неосторожно поставленный вопрос может обернуться в будущем не только обидой, но и серьёзными последствиями для ребёнка – вплоть до нервных расстройств, которые придётся лечить с участием психотерапевта. Часто такие опасные вопросы задают посторонние, причём особенно усердствуют в этом люди, сами детей не имеющие, но иногда «позволяют себе лишнее» и близкие родственники – иной раз даже родители. Познакомимся же с некоторыми вопросами, на которые в общении с детьми следует наложить полное и безоговорочное «табу» на все времена.
Начнём с любимого вопроса всех дядюшек и тётушек: «Кого ты больше любишь – папу или маму?» Трудно сказать, чем руководствуются люди, задавая такой вопрос, но они ставят ребёнка в ситуацию выбора, где выбора быть не может в принципе: любой вариант ответа принижает одного из родителей, и ребёнок не может не чувствовать этого – не может не понимать, что выбирая одного родителя, он незаслуженно обижает другого. Так рождаются комплексы вины!
В том же «направлении» ведёт вопрос, который взрослые почему-то очень любят задавать первоклассникам перед 1 сентября: «Ты будешь учиться на одни пятёрки?» Покажите мне ребёнка, который, в этом случае ответит: «Нет, я буду учиться на двойки!» – разумеется, он пообещает быть круглым отличником (ведь именно этого ждут от него самые значимые люди). Может быть, он потом и не вспомнит о своём «обещании» сознательно – но сфера бессознательного это сохранит, и впоследствии, когда ребёнок получит тройку или двойку (кто же выучился без них!) к психологической травме от плохой оценки как таковой будет примешиваться чувство вины («Я обещал – и не сделал»). Фактически, задавая ребёнку такой вопрос с заранее запрограммированным ответом, взрослые лишают его права на ошибку. Это прямой путь к поведению по типу «избегание неудач» и даже к неврозам.
Раз уж мы заговорили о школе, то следует упомянуть ещё об одно любимом вопросе взрослых: «Какие у тебя оценки?» Поймите, господа взрослые, спрашивать ребёнка о школьных оценках так же бестактно, как спрашивать взрослого о размере зарплаты! С той разницей, что в отношении взрослого мы просто проявляем бестактность, а ребёнка ещё и учим: главное – это достижения, и только по ним можно о человеке судить. Так не удивляйтесь же потом, если повзрослевшие дети будут презирать вас за то, что машина у вас недостаточно «престижной» марки!
Вопрос об оценках могут задать только родители – применительно к сегодняшнему дню в школе. Но даже тут надо соблюдать осторожность: если вы изо дня в день спрашиваете только об оценках, ребёнок поймёт, что кроме его успеваемости вас не интересует ничто – и перестанет рассказывать обо всё остальном (зачем откровенничать с чужими людьми, которых интересуют только «цифровые показатели»?). В результате вы последними узнаете о том, что он подружился с первым хулиганом класса.
Если ожидается прибавление семейства, то категорически запрещается спрашивать ребёнка: «Ты кого хочешь – братика или сестричку?» Ребёнок ведь может абсолютно всерьёз поверить, что на него возлагается решение этого вопроса – и как он будет себя чувствовать, когда вместо «выбранного» братика родится сестра?
Пожалуй, список таких «взрослых» вопросов можно было бы продолжать до бесконечности. Но каждый из нас, намереваясь задать вопрос ребёнку (тем более – чужому) мог бы задуматься: а не поломает ли этот вопрос детскую психику? Впрочем, это относится не только к детям… и потому, прежде чем задать вопрос, неплохо бы задуматься: а если бы об этом спросили меня – что бы я ответил? А главное – как бы себя чувствовал?