1.Материнский инстинкт определяет желание иметь детей.
Соответственно, нежелание связывается с его врождённым отсутствием – что позволяет оправдывать женщин, убивающих собственных детей (рождённых или нерождённых – разница невелика) или ломающих им жизнь путём помещения в детдом: что поделать – такими уж они уродились, половой инстинкт есть, а материнского природа не дала.
В действительности, инстинкт – и материнский в том числе – хоть и является врождённо запрограммированной реакцией, всегда требует некоего «пускового сигнала» извне, без которого он работать не начнёт (такой механизм называется импринтингом). Есть такие «пусковые сигналы» и у материнского инстинкта: во-первых, должны произойти роды, во-вторых, должен иметь место контакт «кожа-кожа» между матерью и ребёнком, имеют значение и звуки, издаваемые малышом. Вот тогда он «запустится»: у женщины лучше будет выделяться грудное молоко, она будет по десять раз подходить к кроватке – дышит ли – и т.п. Пока ребёнок не родился, материнский инстинкт не может работать в принципе – соответственно, не может он и повлиять на желание/нежелание родить ребёнка.
Строго говоря, такое желание и не может определяться инстинктом – никаким! Ведь для этого надо:
- многократно наблюдать, как рожают и растят людей другие представители своего вида;
- обобщить эти наблюдения и вывести абстрактное представление об этом;
- экстраполировать это обобщённое представление в собственное будущее;
- осознать себя как действующее и желающее существо.
Вот такая сложная цепь мыслительных операций, требующая и сознания, и абстрактного мышления, которые из всех ныне существующих животных есть только у Homo Sapiens – инстинкту здесь места нет, да и не мог такой инстинкт сформироваться на более низких ступенях эволюции.
Более того, такой специальный инстинкт в дикой природе и не нужен: есть половой инстинкт, толкающий мужскую и женскую особь «в объятия» друг друга. Если ни одна из особей не бесплодна, если у самки фертильный период (а в дикой природе в другое время половой акт и не состоится) – зачатие произойдёт, и если самка здорова – беременность завершится рождением детёнышей, и уже тогда вступит в действие материнский инстинкт, обеспечивающий их выживание… У человека такой прямой связи нет – «вступают в игру» средства предупреждения беременности и аборты, т.е. сущности чисто социального происхождения. И желание обзавестись детьми – желание чисто человеческое, определяемое воспитанием и другими социальными факторами, не имеющими ничего общего с врождёнными свойствами.
Другой миф менее распространён, но всё же заслуживает отдельного разговора – хотя бы потому, что иногда декларируется даже на лекциях в университетах.
2.Благодаря материнскому инстинкту мать всегда очень хорошо знает, что и как делать с ребёнком – не надо сбивать её какими-то посторонними советами.
Это верно по отношению к животным, живущим в природной среде – во власти естественного отбора. Но человек тысячелетиями создавал для себя искусственную среду, в которой природное зачастую «не работает». Львиная доля того, что мы делаем, ухаживая за детьми, тоже связано с искусственной средой: никакой инстинкт не подскажет, как пеленать ребёнка, в каких случаях обращаться к врачу или какой температуры должна быть вода для купания – всё это слишком «молодо», а главное – социально, чтобы быть закреплённым в каких бы то ни было инстинктах.
Исходя из всего вышесказанного, можно без труда развенчать третий миф:
3.Инстинкт заботы о потомстве присущ только самкам – и потому нельзя ожидать от мужчин ни желания иметь детей, ни заботы о них.
Как мы уже выяснили, желание иметь детей вообще не связано с биологическими предпосылками – следовательно, не может быть связано с таким биологическим фактором, как пол. Что же касается заботы об уже родившихся детёнышей, то относительно животных дать однозначного ответа нельзя: всё зависит от того, насколько критична забота самца о самке и детёнышах для их выживания. У тех видов, для которых это критично (например, у волков) – такой инстинкт сформировался и у самцов. А у некоторых видов приматов вообще имеет место парадоксальная ситуация: самку «обхаживают» четыре самца, от кого из них она забеременела единственным детёнышем, естественно, никто не знает (нет у обезьянок анализа на установление отцовства!) – но о самке и детёныше заботятся все четверо… Так может ли человек разумный быть хуже обезьяны?
Безусловно, инстинкты играют определённую роль в нашем поведении. Но особенность нашего вида в том, что биологическое у нас во многом «погребено» под социальным. И потому нет большей ошибки, чем оправдывать безответственность инстинктом!