В одном из фильмов Чарли Чаплина есть такая сцена: рабочий, весь день закручивавший гайки на конвейере, после работы пытается закручивать все, что хоть немного напоминает гайку. Конечно, это шутка, но она прекрасно передает сущность профессиональной деформации личности: человек приобрел какие-то качества, которые проявляются и за пределами профессиональной деятельности – но там-то они не нужны и даже вредны. Больше всего страдают от этого люди, чья работа связана с общением, с взаимодействием с другими людьми.
Я уже в детстве имела возможность досконально изучить деформации, порождаемые двумя профессиями – учитель и прокурор. К последней принадлежали мои бабушка и дед, в результате чего мое детство, юность и даже молодость проходили в обстановке строго режима: никуда не ходить без сопровождающих – кругом преступники, а все мои друзья, приглашающие меня в гости, и их родители автоматически подозревались в распространении наркотиков и сутенерстве. На примере родителей я весьма близко познакомилась с типичной педагогической деформацией: менторский тон, вечные нотации, требование идеальных результатов с полным исключением права на ошибку.
Профессиональные деформации могут мешать не только за пределами работы, но и в самой работе. Вспомним фильм «Место встречи изменить нельзя»: патологическая подозрительность, приобретенная Глебом Жегловым за годы работы в уголовном розыске, выливается в предвзятое отношение к мужу убитой женщины – в результате настоящий преступник чуть было не ускользнул от внимания следствия.
Иногда деформация, разрушающая профессиональную деятельность, выступает как психологическая защита. Как метко заметил один дирижер, в музыкальной школе нельзя работать с музыкальным слухом – с ума сойдешь. В этой шутке есть доля истины: педагог музыкальной школы, как любой образованный музыкант, имеет в своем разуме исполнительские эталоны и «притягивает» к ним игру своих учеников. Но в среднестатистической музыкальной школе 9 детей из 10 эталонов достичь не могут: у одного здоровье слабое – много заниматься не может, у другого желания нет – родители заставили, третий – вообще инвалид с последствиями ДЦП... в общем, корявые руки и жестяной звук – сущая пытка для музыкально мыслящего человека. Многие не выдерживают, уходят из школы, если же это не возможно, остается только два варианта: либо заработать нервное расстройство (а в перспективе – гипертонию, инсульт или инфаркт), либо разрушить эталоны в своем сознании, перестать реагировать. В результате, когда такому учителю в кои-то веки раз попадается талантливый ученик, он уже ничего не может ему дать – он слишком долго работал по системе «наизусть выучил и ладно», он уже не видит тех вершин, к которым должен вести ученика.
Одна из самых грозных профессиональных деформаций у тех, кто работает с людьми – это синдром эмоционального выгорания. Он проявляется негативным отношением к клиентам, нарастающим безразличием к своим обязанностям и ко всему, что происходит на работе, нарушениями сна, бессонницей, головными болями и другими психосоматическими расстройствами. Одолеть такое состояние самостоятельно нельзя – нужно обращаться к психотерапевту.