icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

 акие профессии деформируют психику?

  • 1334
  • 1

 акие профессии деформируют психику?

ѕ
ѕрофесси€ Ц это не просто способ зарабатывани€ денег, это важна€ часть жизни человека.  ажда€ професси€ предъ€вл€ет к человеку определенные требовани€, в том числе и те, которые касаютс€ его душевного склада. — другой стороны, профессиональна€ де€тельность измен€ет человека, формирует его личностные качества Ц и не всегда в лучшую сторону.

¬ одном из фильмов „арли „аплина есть така€ сцена: рабочий, весь день закручивавший гайки на конвейере, после работы пытаетс€ закручивать все, что хоть немного напоминает гайку.  онечно, это шутка, но она прекрасно передает сущность профессиональной деформации личности: человек приобрел какие-то качества, которые про€вл€ютс€ и за пределами профессиональной де€тельности Ц но там-то они не нужны и даже вредны. Ѕольше всего страдают от этого люди, чь€ работа св€зана с общением, с взаимодействием с другими людьми.

я уже в детстве имела возможность досконально изучить деформации, порождаемые двум€ професси€ми Ц учитель и прокурор.   последней принадлежали мои бабушка и дед, в результате чего мое детство, юность и даже молодость проходили в обстановке строго режима: никуда не ходить без сопровождающих Ц кругом преступники, а все мои друзь€, приглашающие мен€ в гости, и их родители автоматически подозревались в распространении наркотиков и сутенерстве. Ќа примере родителей € весьма близко познакомилась с типичной педагогической деформацией: менторский тон, вечные нотации, требование идеальных результатов с полным исключением права на ошибку.

ѕрофессиональные деформации могут мешать не только за пределами работы, но и в самой работе. ¬спомним фильм Ђћесто встречи изменить нельз€ї: патологическа€ подозрительность, приобретенна€ √лебом ∆егловым за годы работы в уголовном розыске, выливаетс€ в предвз€тое отношение к мужу убитой женщины Ц в результате насто€щий преступник чуть было не ускользнул от внимани€ следстви€.

»ногда деформаци€, разрушающа€ профессиональную де€тельность, выступает как психологическа€ защита.  ак метко заметил один дирижер, в музыкальной школе нельз€ работать с музыкальным слухом Ц с ума сойдешь. ¬ этой шутке есть дол€ истины: педагог музыкальной школы, как любой образованный музыкант, имеет в своем разуме исполнительские эталоны и Ђприт€гиваетї к ним игру своих учеников. Ќо в среднестатистической музыкальной школе 9 детей из 10 эталонов достичь не могут: у одного здоровье слабое Ц много заниматьс€ не может, у другого желани€ нет Ц родители заставили, третий Ц вообще инвалид с последстви€ми ƒ÷ѕ... в общем, кор€вые руки и жест€ной звук Ц суща€ пытка дл€ музыкально мысл€щего человека. ћногие не выдерживают, уход€т из школы, если же это не возможно, остаетс€ только два варианта: либо заработать нервное расстройство (а в перспективе Ц гипертонию, инсульт или инфаркт), либо разрушить эталоны в своем сознании, перестать реагировать. ¬ результате, когда такому учителю в кои-то веки раз попадаетс€ талантливый ученик, он уже ничего не может ему дать Ц он слишком долго работал по системе Ђнаизусть выучил и ладної, он уже не видит тех вершин, к которым должен вести ученика.

ќдна из самых грозных профессиональных деформаций у тех, кто работает с людьми Ц это синдром эмоционального выгорани€. ќн про€вл€етс€ негативным отношением к клиентам, нарастающим безразличием к своим об€занност€м и ко всему, что происходит на работе, нарушени€ми сна, бессонницей, головными бол€ми и другими психосоматическими расстройствами. ќдолеть такое состо€ние самосто€тельно нельз€ Ц нужно обращатьс€ к психотерапевту.


mas
ћарк Ѕлау

¬ообще любые профессии деформируют психику. ћаркс называл это "профессиональным кретинизмом". ј потому - вывод: следует переключатьс€ с одного вида де€тельности на другой.

ѕрекрасна€ цитата по этому случаю.

ќдна из утомительных необходимостей человечества Ч та, что люди не могут освежить себ€ в середине жизни, круто сменив род зан€тий.
ј.—олженицын. Ђ–аковый корпусї

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+