За всеми этими «благими целями» как-то ускользает от внимания один простой факт: лидеров в принципе не может быть много! Лидер – это тот, кто ведет за собой всех остальных, и потому воспитывать лидерские качества в каждом человеке не только невозможно, но и не нужно. Не приведи судьба оказаться в коллективе, где встретились два-три человека с лидерскими наклонностями – третья мировая война в отдельно взятой социальной группе обеспечена! Не выйдет ничего хорошего и из создания семьи, где и муж, и жена обладают лидерскими качествами.
Итак, прежде чем ставить вопрос о воспитании лидерских качеств у своего ребенка, подумайте – а действительно ли это нужно? Если вы все же считаете это необходимым, то для начала скажем о том, когда воспитание лидера невозможно в принципе.
Лидера практически невозможно воспитать в семье, где хотя бы один из взрослых (родитель, бабушка, дедушка) обладает такими личностными качествами – все по той же причине: лидеров не может быть много, выраженному лидеру конкурент не нужен, и «нарождающегося» конкурента он в любом случае «подомнет под себя».
Никогда не станет лидером человек, которого природа наградила меланхолическим темпераментом. Одна из характеристик данного типа нервной системы – интроверсия, так что можете не стараться, обзывая вашего меланхолика «нытиком» и «мямлей», ругая за то, что он «киснет дома», в то время как другие гоняют по двору «в войнушку» – это не тот человек, который будет вещать с броневика и двигать народные массы, его удел – уединение со своими мечтами и немногими близкими.
Не ведет к формированию лидерских качеств воспитание по типу «кумир семьи». До определенного момента такая ситуация может создавать иллюзию лидерства – пока «маленький тиран» ежедневно «строит» взрослых членов семьи. Взрослые умиляются «организаторским способностям» своего чада – но вся эта идиллия в одночасье рухнет, как только ребенок попадет в группу сверстников (детский сад, школа). Вообще, вне группы сверстников лидерские качества воспитать нельзя – так что как можно раньше отдайте ребенка в детский сад, если хотите в будущем видеть его лидером.
Важная составляющая воспитания лидера – научить ребенка правильно общаться. У этого умения много аспектов (опять же, если ребенок поздно начал говорить, имеет проблемы в речевом развитии – вряд ли он станет лидером). Важна и правильная речь, и большой словарный запас, и в первую очередь – «цивилизованное» общение. Любые проявления хамства, которые неизбежно сопровождают возрастные кризисы (начиная с кризиса 3 лет) должны пресекаться на корню – и, конечно, родители не должны этому умиляться.
И пожалуй, главный аспект воспитания лидера – воспитание способности к принятию решений. Никогда не станет лидером человек, который привык, что все решают за него: в какой кружок ходить, с кем дружить и т.п. Учить самостоятельно принимать решения можно уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок вступает в кризис «Я сам!» – в это время ему очень важно решить что-то самому, и разумные родители этим пользуются: «Сначала правый ботинок наденешь или левый?», «Будешь есть пюре или кашу?». Такую «тактику» психологи рекомендуют в этом возрасте применять ко всем детям, независимо от того, хотят родители вырастить лидера или нет.
Конечно, такая тактика воспитания не гарантирует автоматически, что из ребенка вырастет лидер, но вреда в любом случае не принесет. И не стоит переживать, если ваш ребенок лидером не станет: как уже говорилось, лидеры в обществе должны быть в меньшинстве.