А помните произведения Фенимора Купера? О, эти последние могикане, злобные и коварные ирокезы и отчаянные делавары были настоящими следопытами! Они помогали племени во время войны и охоты. По чуть примятой травинке, по следу от легкого прикосновения руки к дереву могли определить, куда ушел чужак; по волоску - возраст животного, по дыханию – страх загнанного в леса человека. Конечно, индейцам наблюдательность и память были не просто нужны, а крайне необходимы, иначе в джунглях не выжить. И тренировали свою наблюдательность они с раннего детства.
А в нашей жизни кому может понадобиться такого объема память и наблюдательность индейца? Ответ напрашивается такой – спецслужбам. Однажды старый разведчик, взращенный еще в недрах КГБ, при мне вспоминал, как его тренировали. Его учили стрелять без промахов, обучали умению маскироваться и уходить от преследования, основам психологии и навыкам экстремальной езды. Все это, надо полагать, он освоил в совершенстве. Но больше всего он гордился своей наблюдательностью.
Иногда разведчик нам демонстрировал свои навыки. Зайдя в незнакомое помещение всего на одну минуту, он мог абсолютно точно описать, что в нем находится. И делал это так точно и подробно, что мы иногда делали открытия – видели в старых и привычных вещах новые детали. Однажды он показал мне статуэтку собаки, велел внимательно рассмотреть. Смотрела во все глаза, кажется, запомнила все: золотистый цвет бронзы, размер, стать, присущую только борзым собакам, и даже трещинку за левым ухом. А когда описывала, то оказалось, что упустила 8 (!) деталей. Стыдно, досадно, но оправдание себе нашла - я же не профи и к разведке отношения не имею.
Потом было знакомство с одним очень интересным человеком. Душа компании, он рассказывал множество занимательных историй. Он геолог, и ему наблюдательность не единожды помогала в его работе. И не раз, по его словам, она спасала ему жизнь. На Алтае работал в то время, когда там случилось страшной силы землетрясение. Сумели спастись те, кто оказался ближе к выходу, или сумел быстро сориентироваться и выбежать. Он увидел, что заволновались собаки. Потом слегка качнуло, и лампа стала немного, почти незаметно раскачиваться. Вода в стакане пошла рябью. Этого оказалось достаточно, чтобы понять – сейчас начнет трясти.
Надеяться на «авось пронесет» геолог не привык, поэтому выскочил из здания в считанные секунды. Говорит, что успел скомандовать и другим сотрудникам. Те, кто понял его сразу, остались живы. А те, кто начал выяснять, что происходит, пострадали, оказавшись под завалами.
Что ж, эти примеры убедительно доказывают, что наблюдательность нужно развивать. Для этого существует множество методик. Все они в той или иной степени способствуют развитию и наблюдательности, и памяти. Эти две «подруги» неразлучны. Помните статуэтку собаки? Вот это, по мнению, специалистов, для начала просто идеально упражнение. Предмет, разумеется, может быть разным, но суть остается. Берем предмет, детально его запоминаем. Потом пытаемся описать в мельчайших подробностях. И лучше это сделать письменно. Если лень писать, то включите диктофон. Это нужно для проверки точности запоминания.
Когда запоминание станет автоматическим, количество предметов, которые вы будете осматривать, можно увеличить. Комната, квартира, здания, расположенные на улице, по которой вы ежедневно ходите – все внимательно осматривайте и запоминайте мельчайшие детали. Считайте машины, запоминайте номера, внимательно наблюдайте за обстановкой вокруг себя.
Увидев человека, постарайтесь представить, чем он занимается, где живет, чем интересуется, угадайте, где куплены его вещи. То есть поиграйте в Шерлока. Конечно, ошибетесь, но со временем ошибок станет меньше. В такие «игры» лучше играть вдвоем, а то и целой компанией. Есть кому проверить вашу наблюдательность, дать ей оценку и определить насколько вы продвинулись в своих упражнениях. К тому же, вместе легче подобрать «объект» для изучения. Вы приводите человека, которого ваши друзья не знают. А они делают то же самое для вас.
Советы от тех, кто уже достиг отличных результатов в тренировке наблюдательности. Первый – не старайтесь сразу же запомнить все, что видите. Начните с отдельных деталей, потом постепенно расширяйте «угол обзора». И делайте это до тех пор, пока не научитесь видеть весь объект целиком.
Второй совет – всегда целиком держите в поле зрения то место, где вы находитесь. Отмечайте малейшие изменения. Третий совет – освойте диагональное чтение. Не читайте все буковки в словах и все строчки в тексте. Это отнимает слишком много времени. Четвертый совет - внимательно слушайте людей, следите за интонациями и наблюдайте за движениями. Руки, глаза, рот, скрещенные ноги – все это работает как подсказка и помогает определить степень искренности человека. И последний совет – каждый вечер подводите итоги прожитого дня. Вспоминайте все, что с вами произошло, снова и снова воспроизводите в памяти все лица, все здания, все разговоры. Это своеобразное подведение итогов дня поможет вам обнаружить то, что вы упустили днем.
Развивайте наблюдательность и память, и вы откроете для себя много интересного в такой привычной картине окружающего вас мира.