icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ѕсихологи€

 ак развить наблюдательность?

  • 2111
  • 6

 ак развить наблюдательность?

¬
¬еликий Ўерлок ’олмс поражал доктора ¬атсона тем, что, один раз взгл€нув на человека, мог определить его профессию, возраст, происхождение, поставить точный диагноз и рассказать о том, что его беспокоит в данный момент. ј по грунту с ботинок человека он определ€л местность, в которой он живет. » как только у него это получалось? ‘антастика? ¬ыдумки писател€? Ќичуть!

ј помните произведени€ ‘енимора  упера? ќ, эти последние могикане, злобные и коварные ирокезы и отча€нные делавары были насто€щими следопытами! ќни помогали племени во врем€ войны и охоты. ѕо чуть прим€той травинке, по следу от легкого прикосновени€ руки к дереву могли определить, куда ушел чужак; по волоску - возраст животного, по дыханию Ц страх загнанного в леса человека.  онечно, индейцам наблюдательность и пам€ть были не просто нужны, а крайне необходимы, иначе в джунгл€х не выжить. » тренировали свою наблюдательность они с раннего детства.

ј в нашей жизни кому может понадобитьс€ такого объема пам€ть и наблюдательность индейца? ќтвет напрашиваетс€ такой Ц спецслужбам. ќднажды старый разведчик, взращенный еще в недрах  √Ѕ, при мне вспоминал, как его тренировали. ≈го учили стрел€ть без промахов, обучали умению маскироватьс€ и уходить от преследовани€, основам психологии и навыкам экстремальной езды. ¬се это, надо полагать, он освоил в совершенстве. Ќо больше всего он гордилс€ своей наблюдательностью.

»ногда разведчик нам демонстрировал свои навыки. «айд€ в незнакомое помещение всего на одну минуту, он мог абсолютно точно описать, что в нем находитс€. » делал это так точно и подробно, что мы иногда делали открыти€ Ц видели в старых и привычных вещах новые детали. ќднажды он показал мне статуэтку собаки, велел внимательно рассмотреть. —мотрела во все глаза, кажетс€, запомнила все: золотистый цвет бронзы, размер, стать, присущую только борзым собакам, и даже трещинку за левым ухом. ј когда описывала, то оказалось, что упустила 8 (!) деталей. —тыдно, досадно, но оправдание себе нашла - € же не профи и к разведке отношени€ не имею.

ѕотом было знакомство с одним очень интересным человеком. ƒуша компании, он рассказывал множество занимательных историй. ќн геолог, и ему наблюдательность не единожды помогала в его работе. » не раз, по его словам, она спасала ему жизнь. Ќа јлтае работал в то врем€, когда там случилось страшной силы землетр€сение. —умели спастись те, кто оказалс€ ближе к выходу, или сумел быстро сориентироватьс€ и выбежать. ќн увидел, что заволновались собаки. ѕотом слегка качнуло, и лампа стала немного, почти незаметно раскачиватьс€. ¬ода в стакане пошла р€бью. Ётого оказалось достаточно, чтобы пон€ть Ц сейчас начнет тр€сти.

Ќаде€тьс€ на Ђавось пронесетї геолог не привык, поэтому выскочил из здани€ в считанные секунды. √оворит, что успел скомандовать и другим сотрудникам. “е, кто пон€л его сразу, остались живы. ј те, кто начал вы€сн€ть, что происходит, пострадали, оказавшись под завалами.

„то ж, эти примеры убедительно доказывают, что наблюдательность нужно развивать. ƒл€ этого существует множество методик. ¬се они в той или иной степени способствуют развитию и наблюдательности, и пам€ти. Ёти две Ђподругиї неразлучны. ѕомните статуэтку собаки? ¬от это, по мнению, специалистов, дл€ начала просто идеально упражнение. ѕредмет, разумеетс€, может быть разным, но суть остаетс€. Ѕерем предмет, детально его запоминаем. ѕотом пытаемс€ описать в мельчайших подробност€х. » лучше это сделать письменно. ≈сли лень писать, то включите диктофон. Ёто нужно дл€ проверки точности запоминани€.

 огда запоминание станет автоматическим, количество предметов, которые вы будете осматривать, можно увеличить.  омната, квартира, здани€, расположенные на улице, по которой вы ежедневно ходите Ц все внимательно осматривайте и запоминайте мельчайшие детали. —читайте машины, запоминайте номера, внимательно наблюдайте за обстановкой вокруг себ€.

”видев человека, постарайтесь представить, чем он занимаетс€, где живет, чем интересуетс€, угадайте, где куплены его вещи. “о есть поиграйте в Ўерлока.  онечно, ошибетесь, но со временем ошибок станет меньше. ¬ такие Ђигрыї лучше играть вдвоем, а то и целой компанией. ≈сть кому проверить вашу наблюдательность, дать ей оценку и определить насколько вы продвинулись в своих упражнени€х.   тому же, вместе легче подобрать Ђобъектї дл€ изучени€. ¬ы приводите человека, которого ваши друзь€ не знают. ј они делают то же самое дл€ вас.

—оветы от тех, кто уже достиг отличных результатов в тренировке наблюдательности. ѕервый Ц не старайтесь сразу же запомнить все, что видите. Ќачните с отдельных деталей, потом постепенно расшир€йте Ђугол обзораї. » делайте это до тех пор, пока не научитесь видеть весь объект целиком.

¬торой совет Ц всегда целиком держите в поле зрени€ то место, где вы находитесь. ќтмечайте малейшие изменени€. “ретий совет Ц освойте диагональное чтение. Ќе читайте все буковки в словах и все строчки в тексте. Ёто отнимает слишком много времени. „етвертый совет - внимательно слушайте людей, следите за интонаци€ми и наблюдайте за движени€ми. –уки, глаза, рот, скрещенные ноги Ц все это работает как подсказка и помогает определить степень искренности человека. » последний совет Ц каждый вечер подводите итоги прожитого дн€. ¬споминайте все, что с вами произошло, снова и снова воспроизводите в пам€ти все лица, все здани€, все разговоры. Ёто своеобразное подведение итогов дн€ поможет вам обнаружить то, что вы упустили днем.

–азвивайте наблюдательность и пам€ть, и вы откроете дл€ себ€ много интересного в такой привычной картине окружающего вас мира.


spe
ёли€ ƒворникова

ћы с детьми иногда играем в "Ќайди, что не так", это наше семейное название. „еловеку предлагаетс€ внимательно огл€детьс€ и запомнить, где и как расположены вещи в комнате. ѕотом человек выходит, а вы быстренько перекладываете вещь в другое место. ƒостаточно помен€ть местами диванные подушки. „еловек должен найти изменени€. «наете, очень помогает, когда торопишьс€, а не можешь вспомнить, куда положил, допустим, перчатки. «акрываем глаза, напр€гаем видио-пам€ть...√отово! ѕод зеркалом лежит предмет, которого раньше там не было, и это - наши перчатки! ƒелаем вывод - развитие наблюдательности значительно упрощает жизнь! јвтору- +++ за напоминание об этом!

top
Halida Rojkova

¬ детстве и мы в такие игры играли, только предметы раскладывали на столе, а потом или переставл€ли, или убирали что-нибудь. Ќо € все равно не очень наблюдательный человек. ¬ернее, избирательно наблюдательный - если что-то нравитс€, то запомню. ј если не нравитс€, то тут же из пам€ти выбрасываю.

mas
ћарк Ѕлау

Ќаблюдательность обусловлена интересом. ¬ рассказах  онан-ƒойла это видно. Ўерлок ’олмс очень много знал в своей области и в этой области был очень сосредоточен, внимателен и наблюдателен. ј когда ¬атсон сказал ему, что «емл€ - шар, он удивилс€: неужели?

top
Halida Rojkova

«аинтересовать и в игровой форме выработать навык - первый закон педагогики

pro
Ќадежда  ћаслова

 огда дл€ мен€ что-то важно, то запоминаю мгновенно и надолго или на всю жизнь. ј вообще в какой-то момент заметила за собой, что очень наблюдательна. +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+