Тест, применённый в этом случае, оказался не только «кровожадным», но и не дающим решительно никакого представления о логическом мышления. Как раз о нём идёт речь, когда говорят в быту о «тестах на логику», ведь логика – это не свойство психики конкретного человека, это наука о закономерностях интеллектуальной познавательной деятельности, о правильном мышлении, о путях от предпосылок к выводам, и провести тест на неё, конечно же, нельзя. А вот на логическое мышление – можно.
Логическое мышление – это высшая форма мышления (его ещё называют абстрактно-логическим). Если две другие его формы – конкретно-образное и наглядно-действенное присуще и другим животным, то абстрактно-логическое мышление есть лишь у человека, и даже у него формируется не сразу, а с семилетнего возраста.
Отличительная черта такого мышления в том, что ему не нужны конкретные образы материального мира, оно оперирует понятиями – обобщёнными категориями, за каждой из которых стоит целый класс сходных предметов. Понятие как форма логического мышления призвана отражать в словесной форме существенные признаки явлений и предметов.
Ещё две формы логического мышления – это сужения и умозаключения. Первое из них – это утверждение или отрицание, отражающее связи между явлениями или предметами, а второе – это вывод, вытекающий из двух или более суждений.
Так вот, настоящий тест на логичность мышления («на логику») и выявляет, насколько человек способен формировать понятия на основе выделения существенных признаков, строить суждения и делать умозаключения. При этом не должен «мешаться под ногами» реальный жизненный опыт, т.е. на выполнение тестовых заданий не должны оказывать влияние давно усвоенные связи и суждения. Именно по этой причине задания в таких тестах бывают нарочито абсурдными: «Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом» (верно или нет), «Ни один автомобиль не умеет маршировать. Все телеги автомобили» и т.п.
В таких заданиях абстрактно-логическое мышление поистине встаёт в полный рост, так же, как бывает это в таких абстрактных областях человеческой деятельности, как математика или музыка.