Существует и другое отношение к взрослению: «Когда-то я доверял людям (верил в Бога, мечтал заниматься любимым делом и т.д.), но теперь я повзрослел». Такая позиция содержит в себе нечто вроде самооправдания: да, я сдался, да, я считаю всех негодяями – но это же не я такой, жизнь такая, а я просто очень хорошо ее знаю. Позиция эта удобна тем, что любому, кто несогласен в чем-то можно заявить: «Да ты еще ребенок!» или «У тебя детская логика». При желании можно еще прибавить: «Вот поживешь с мое…» – тут уже собеседник и виноватым себя почувствует, что не «пожил», не «пережил»… Словом, понятие взросления – весьма удобный повод для манипулирования.
А что же такое взросление и взрослость на самом деле? Чем отличается ребенок от взрослого? Пожалуй, наиболее коротко и ясно можно сказать об этом так: ребенок моет за собой посуду потому, что заставляет мама, взрослый – потому, что никто другой за него не вымоет. Взрослый человек – это тот, кто способен самостоятельно спланировать и осуществить свою деятельность, сделать все, что должен…
Да, именно должен… это тоже важный аспект взрослости. Что очень часто говорят дети? «Как игрушки убирать – так я уже большой, а как кино смотреть – так я маленький». А не встречались ли вам подобные взрослые? Они очень хорошо знают, что им должно государство – бесплатное образование, бесплатную медицину, да чтобы все на высшем уровне, но заплатить налоги, отслужить в армии – нет, извините, они ничего никому не должны. Вот это – типичный пример инфантильности (именно так называется состояние человека, который физически достиг взрослого состояния, но сохранил детские черты в своей психике).
Сочетание детских и взрослых качеств особенно заметно в подростковом возрасте – в это время подобное сочетание естественно. Но даже подростки бывают разными. Известный писатель Э.Успенский весьма остроумно классифицировал подростков. Есть ребята, которые и от детей, и от взрослых взяли лучшее – они непосредственны и любознательны, как дети, и самостоятельны, как взрослые. Другие же подростки беспомощны, как дети, ожидающие, что кто-то сделает за них все, и при этом успели обзавестись «взрослыми» пороками. Если спроецировать ситуацию в будущее, можно сказать, что из первых вырастут взрослые – самостоятельные и ответственные люди, а любознательность и во взрослом состоянии – качество очень хорошее. Из вторых же вырастут не полноценные взрослые личности, а испорченные инфантилы.
Может ли инфантил устроиться в жизни? Пожалуй, можно назвать только одну более или менее «успешную модель» такого рода, которая доступна для молодых красивых женщин: «живая кукла» при богатом любовнике, обожающем выполнять прихоти «любимой игрушки» – такая дамочка может позволить себе инфантильность. Надо полагать, всем понятно, почему слово «успешная» взято в кавычки: «игрушки» имеют свойство надоедать, да и красота уходит вместе с молодостью, и тогда «кукла» становится никому не нужной…
Но в большинстве случаев инфантил лишен даже такого призрака удачи: он постоянно безработный – ни одна работа не приносит удовлетворения, он не может создать семью – ни с одним человеком отношения не складываются… Единственный способ выйти из такого состояния, единственный способ повзрослеть – это осознать: «Мне никто ничего не должен». Никто не будет содержать до конца дней (если даже родители это делают – они ведь не вечные), никто не подаст на блюдечке интересную работу, никто не обязан «танцевать вокруг», делая счастливым. Повзрослеть – значит, перестать спрашивать «Что дадут мне?» и начать задаваться вопросом «Что могу дать я?» – жене/мужу, родителям, организации, где работаю, стране… Желательно, чтобы это происходило не в сорок лет – чем раньше родители начнут внушать ребенку представление о балансе между правами и обязанностями, тем лучше.