icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Как по рисунку определить, что беспокоит ребенка?

  • 2962
  • 2

Как по рисунку определить, что беспокоит ребенка?

Р
Рисунок – это один из способов самовыражения человека, и мимо него не проходит никто. Даже те люди, которые не имеют никакой склонности к живописи и не становятся не только художниками, но и ценителями изобразительного искусства, на определенном возрастном этапе всегда рисуют. Будучи выражением мыслей и эмоций – своего рода их двигательным продолжением – рисунок оказывается выразителем содержания психической жизни человека. Именно поэтому даже диагностируя психическое состояние взрослого человека, психологи нередко просят его что-то нарисовать. Применяются такие тесты и к детям, и их разработано немало: «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное» и другие. Но даже не применяя какой-то особой методики, а просто посмотрев на рисунки малыша, можно кое-то сказать – нужно только научиться понимать этот «язык».

Прежде всего, обратим внимание, с какой силой ребенок нажимает на карандаш. Если очень слабо – значит, он быстро утомляется, повышенно эмоционален, возможно, психологически неустойчив. Об этом же говорит не по возрасту малое количество деталей (обычно, чем старше ребенок, тем больше деталей на рисунке). Если же сила нажима на карандаш в процессе рисования часто меняется, это говорит о такой же частой смене настроения.

Посмотрим теперь на композицию: если фигуры очень мелкие и «жмутся» к одному краю листа – значит, ребенок чувствует себя слабым и беззащитным. Крупные, размашисто нарисованные фигуры свидетельствуют об импульсивности, у таких детей рисунок часто остается незавершенным. Если на костюмах персонажей много украшений, дополнительных мелких деталей – значит, малыш испытывает потребность быть в центре внимания (возможно, внимания ему недостает).

Особенно важно, как ребенок рисует самого себя: если ноги и руки широко расставлены, сам «человечек» крупный, округлый – значит, перед нами общительный и жизнерадостный малыш. Вытянутая, угловатая фигура с прижатыми или спрятанными за спину руками – выражение натуры замкнутой и скрытной.

Присмотримся теперь, какие краски предпочитает ребенок. Самые тревожные «сигналы» – это преобладание черного и серого: первое говорит о подавляемых протестных реакциях, второе – о безразличии и отстраненности, о желании «уйти». Настораживающее выглядит и явное преобладание зеленого, особенно темно-зеленого: это может означать, что малышу не хватает заботы и родительского внимания. Коричневый – любимый цвет детей, «живущих» в своем выдуманном мире, так что внезапный переход на этот цвет у ребенка, прежде предпочитавшего другие тона, должен заставить родителей задуматься, что заставило малыша «закрыться в своей раковине» – вероятно, речь идет о какой-то психотравмирующей ситуации. Кроме того, коричневым цветом дети часто раскрашивают тех персонажей, которые вызывают неприятие.

Важно и то, сколько цветов использует ребенок. Обычно их бывает 5-6 – это нормальный уровень развития эмоциональной сферы. Если цветов больше – перед нами чувствительная натура. 1-2 цвета – показатель негативного эмоционального состояния: тревожного (преобладание синего) или агрессивного (красного). Если же ребенок вообще отказывается от цветов, рисуя одним простым карандашом – свидетельство недостатка положительных эмоций и «ярких красок» в жизни, а в ряде случаев – о низком развитии интеллекта и проблемах с памятью.

Если ребенок раскрашивает предметы «правильно» (небо – голубое, трава – зеленая, цыпленок – желтый и т.п.) – значит, интеллект развит нормально, реальность воспринимается адекватно. Если же малыш рисует малиновую траву и синих зайцев – это говорит о буйной фантазии.

И наконец, что рисует ребенок (если вы не давали ему конкретного задания). Вспоминается случай из практики одного детского психолога: в одном классе школьникам предложили нарисовать иллюстрацию к сказке «Чиполлино» – и все ученики нарисовали… тюремные камеры. Конечно, мотив тюрьмы тоже есть в сказке Дж.Родари, но ведь в этом произведении есть и более светлые страницы, и то, что все дети обратили внимание именно на «тюремную» тему – это уже определенным образом характеризует психологическую атмосферу в этой школе и конкретно в этом классе.

Если ребенок рисует персонажей недавно прочитанной сказки или просмотренного мультфильма, значит, произведение произвело на него сильное впечатление – пожалуй, есть смысл поговорить с ним о полюбившейся сказке, обсудить ее.

Иногда на детских рисунках появляются агрессивные образы: персонажи с большими кулаками, зубастые звери, вооруженные до зубов воины или боевые роботы (конечно, чаще такое случается с мальчиками, но и у девочек бывает). Это не проявление агрессивности самого ребенка – а стремление «ответить» на агрессию окружения – ребенок чувствует себя беззащитным, возможно, его кто-то обижает.

spe
Юлия Дворникова

Статья обязательна для прочтения и сохранения всем, кто любит и беспокоится о своих детях!++++++++++

mas
Марк Блау

Нигде не указано для ребенка какого возраста верны эти рассуждениня. Два года и пять лет - существенная разница.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+