icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

 ак по рисунку определить, что беспокоит ребенка?

  • 1456
  • 2

 ак по рисунку определить, что беспокоит ребенка?

–исунок Ц это один из способов самовыражени€ человека, и мимо него не проходит никто. ƒаже те люди, которые не имеют никакой склонности к живописи и не станов€тс€ не только художниками, но и ценител€ми изобразительного искусства, на определенном возрастном этапе всегда рисуют. Ѕудучи выражением мыслей и эмоций Ц своего рода их двигательным продолжением Ц рисунок оказываетс€ выразителем содержани€ психической жизни человека. »менно поэтому даже диагностиру€ психическое состо€ние взрослого человека, психологи нередко прос€т его что-то нарисовать. ѕримен€ютс€ такие тесты и к дет€м, и их разработано немало: Ђƒом. ƒерево. „еловекї, ЂЌесуществующее животноеї и другие. Ќо даже не примен€€ какой-то особой методики, а просто посмотрев на рисунки малыша, можно кое-то сказать Ц нужно только научитьс€ понимать этот Ђ€зыкї.

ѕрежде всего, обратим внимание, с какой силой ребенок нажимает на карандаш. ≈сли очень слабо Ц значит, он быстро утомл€етс€, повышенно эмоционален, возможно, психологически неустойчив. ќб этом же говорит не по возрасту малое количество деталей (обычно, чем старше ребенок, тем больше деталей на рисунке). ≈сли же сила нажима на карандаш в процессе рисовани€ часто мен€етс€, это говорит о такой же частой смене настроени€.

ѕосмотрим теперь на композицию: если фигуры очень мелкие и Ђжмутс€ї к одному краю листа Ц значит, ребенок чувствует себ€ слабым и беззащитным.  рупные, размашисто нарисованные фигуры свидетельствуют об импульсивности, у таких детей рисунок часто остаетс€ незавершенным. ≈сли на костюмах персонажей много украшений, дополнительных мелких деталей Ц значит, малыш испытывает потребность быть в центре внимани€ (возможно, внимани€ ему недостает).

ќсобенно важно, как ребенок рисует самого себ€: если ноги и руки широко расставлены, сам Ђчеловечекї крупный, округлый Ц значит, перед нами общительный и жизнерадостный малыш. ¬ыт€нута€, угловата€ фигура с прижатыми или спр€танными за спину руками Ц выражение натуры замкнутой и скрытной.

ѕрисмотримс€ теперь, какие краски предпочитает ребенок. —амые тревожные Ђсигналыї Ц это преобладание черного и серого: первое говорит о подавл€емых протестных реакци€х, второе Ц о безразличии и отстраненности, о желании Ђуйтиї. Ќастораживающее выгл€дит и €вное преобладание зеленого, особенно темно-зеленого: это может означать, что малышу не хватает заботы и родительского внимани€.  оричневый Ц любимый цвет детей, Ђживущихї в своем выдуманном мире, так что внезапный переход на этот цвет у ребенка, прежде предпочитавшего другие тона, должен заставить родителей задуматьс€, что заставило малыша Ђзакрытьс€ в своей раковинеї Ц веро€тно, речь идет о какой-то психотравмирующей ситуации.  роме того, коричневым цветом дети часто раскрашивают тех персонажей, которые вызывают непри€тие.

¬ажно и то, сколько цветов использует ребенок. ќбычно их бывает 5-6 Ц это нормальный уровень развити€ эмоциональной сферы. ≈сли цветов больше Ц перед нами чувствительна€ натура. 1-2 цвета Ц показатель негативного эмоционального состо€ни€: тревожного (преобладание синего) или агрессивного (красного). ≈сли же ребенок вообще отказываетс€ от цветов, рису€ одним простым карандашом Ц свидетельство недостатка положительных эмоций и Ђ€рких красокї в жизни, а в р€де случаев Ц о низком развитии интеллекта и проблемах с пам€тью.

≈сли ребенок раскрашивает предметы Ђправильної (небо Ц голубое, трава Ц зелена€, цыпленок Ц желтый и т.п.) Ц значит, интеллект развит нормально, реальность воспринимаетс€ адекватно. ≈сли же малыш рисует малиновую траву и синих зайцев Ц это говорит о буйной фантазии.

» наконец, что рисует ребенок (если вы не давали ему конкретного задани€). ¬споминаетс€ случай из практики одного детского психолога: в одном классе школьникам предложили нарисовать иллюстрацию к сказке Ђ„иполлиної Ц и все ученики нарисовалиЕ тюремные камеры.  онечно, мотив тюрьмы тоже есть в сказке ƒж.–одари, но ведь в этом произведении есть и более светлые страницы, и то, что все дети обратили внимание именно на Ђтюремнуюї тему Ц это уже определенным образом характеризует психологическую атмосферу в этой школе и конкретно в этом классе.

≈сли ребенок рисует персонажей недавно прочитанной сказки или просмотренного мультфильма, значит, произведение произвело на него сильное впечатление Ц пожалуй, есть смысл поговорить с ним о полюбившейс€ сказке, обсудить ее.

»ногда на детских рисунках по€вл€ютс€ агрессивные образы: персонажи с большими кулаками, зубастые звери, вооруженные до зубов воины или боевые роботы (конечно, чаще такое случаетс€ с мальчиками, но и у девочек бывает). Ёто не про€вление агрессивности самого ребенка Ц а стремление Ђответитьї на агрессию окружени€ Ц ребенок чувствует себ€ беззащитным, возможно, его кто-то обижает.


spe
ёли€ ƒворникова

—тать€ об€зательна дл€ прочтени€ и сохранени€ всем, кто любит и беспокоитс€ о своих дет€х!++++++++++

mas
ћарк Ѕлау

Ќигде не указано дл€ ребенка какого возраста верны эти рассужденин€. ƒва года и п€ть лет - существенна€ разница.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+