icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Дмитрий Неткачев
Психология

Как не вырастить морального урода?

  • 2181
  • 11

Как не вырастить морального урода?

П
Проблемы воспитания подрастающего поколения актуальны всегда. Как же добиться детского понимания и дать правильное направление для всей последующей жизни? Можно начать воспитание с поучений: делай то, не делай этого. Но вряд ли будет, достигнут успех при таком менторском подходе.

История психологии преподносит один неожиданный и довольно жестокий пример того, как жесткий критичный подход к вопросам воспитания изуродовал жизнь нескольким детям. В 1939 году профессор Уэнделл Джонсон из университета Айовы со своей аспиранткой Мэри Тюдор провели эксперимент по воздействию на детскую психику. Привезли двадцать два ребенка от шести до восьми лет из сиротского дома Давенпорта. Их разделили на две группы.

Первая группа детей не подвергалась никаким дополнительным отрицательным воздействиям. Им только ежедневно говорили, что они все слова выговаривают совершенно правильно и чисто. Обращалось внимание, что фразы звучат осмысленно и грамотно.

Вторая группа детей наоборот была подвержена жесткой критике со стороны Мэри Тюдор. Любое малейшее неправильное произнесение слова или фразы подвергалось громкой и публичной критике. Жесткое психологическое воздействие на детей продолжалось в течение трех месяцев. Уже через две недели у многих детей стали возникать признаки заикания, они боялись высказываться и проявлять какую-либо позитивную инициативу.

В дальнейшем у детей из «негативной» группы проявлялись различные психологические отклонения. У многих возникали приступы необъяснимой жестокости по отношению к близким и незнакомым людям.

Подобный «эксперимент» преподаватели из университета Айовы повторили через 17 лет в колледже Палм-Бич (Майами), здесь уже были дети постарше (от 12 до 15 лет). В качестве подопечных оказался Уильям Келли. После этого эксперимента часть детей была отчислена из колледжа за низкую успеваемость. Их признали неспособными для последующего обучения. В дальнейшем Уильям Келли записался на службу в армию США, окончил офицерские курсы. В 1968г. взвод под командованием лейтенанта Келли устроил массовую бойню по уничтожению деревни Сонгми (Вьетнам). По разным оценкам в течение одного дня были убиты от трехсот до пятисот человек. Эту жестокую бойню американцы в течение нескольких лет пытались скрыть, делали вид, что ничего особенного не произошло. Только в 1970 г. состоялся суд на Келли, адвокаты нашли смягчающие обстоятельства в его действиях.

Долгое время подобные психологические опыты над детьми замалчивались. Только в 2001 г. университет Айова принес свои извинения всем пострадавшим от их экспериментов.

Что нам дает изучение этих чудовищных опытов? Прежде всего, психика любого человека, а тем более ребенка подвержена внешним воздействиям довольно сильно. Если постоянно твердить маленькому человеку, что он что-то делает не так, то он и в самом деле будет делать не так.

Система тотальной слежки за недостатками детей особенно развита в некоторых закрытых школах, где дети проживают на казарменном положении. Среди «элиты» российского общества в последние годы появилась тенденция отправлять детей на обучение в закрытые школы, преимущественно в Англию. Наличие жесткой дисциплины и подчинения явным лидерам в ограниченном сообществе также накладывает свой негативный оттенок на воспитание детей в этих школах. Там часто используют методы подчинения, основанные на критике любого нарушения в поведении, обучении или произношении.

Наши психологи уже отмечают, что учащиеся английских закрытых школ страдают от подобного воспитания и обучения. Многие выпускники имеют стабильные сильные нарушения психики. Попутно детей еще и зомбируют на отрицательное восприятие реальной российской действительности. Только все английское для них основной эталон правильного мировосприятия и поведения.

mas
Марк Блау

Ну, такое воспитание портит не только детей. Одного моего знакомого жена пыталась "исправить" постоянными замечаниями. Он - парень неплохой, сначала отшучивался, потом из последних сил сдерживался, чтобы не дать "воспитательнице" тумака. А потом они развелись. Угадайте, кто (по словам жены) виноват в разводе?

tra
Ольга Евсеева

Действительно так. У нас во дворе рос мальчишка немного младше. Нервный, жестокий. Объяснение было элементарное - все видели как его грубыми придирками изводил отец
Надо кое-кому дать почитать. Может, поможет. Да и за собой последить не мешает. Хотим видеть идеальных детей, а получаем невротиков.

deb
Наталья Реутова

эксперименты на детях - "молодцы" ученые! А еще проводили эксперименты с запугиванием детей- прививали страх к предмету или игрушке, и т.д., потом один ребенок вообще маньяком стал во взрослой жизни... +++

spe
Елена  Затуранова

Создание ситуации успеха - это основной принцип воспитания и обучения. Обратное доказать еще не удалось ни одному специалисту. Чтобы дети росли отзывчивыми и как минимум, человечными, они должны видеть положительные примеры в ежедневной жизни. Воспитание и обучение подрастающего поколения не должно быть модным, оно должно быть гуманным.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+