icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

 ак научитьс€ слушать собеседника?

  • 436
  • 0

 ак научитьс€ слушать собеседника?

ƒ
Ђƒва уха и один €зык даны дл€ того, чтобы больше слушать и меньше говоритьї, Ц эти слова древнегреческого философа «енона из  итиона как нельз€ лучше передают самую суть успешного общени€. √оворить-то мы умеем все (насколько красиво и €сно Ц иной вопрос), а вот умени€ слушать, а главное Ц слышать собеседника многим из нас недостает. ѕоистине, это искусство, которому надо учитьс€.

Ќачнем с того, что необходимость слушать и слышать в первую очередь должна быть осознана Ц а так бывает далеко не всегда, особенно когда человек общаетс€ с кем-то, кто Ђнижеї его: начальник с подчиненным, отец или мать с сыном или дочерью. ќбщение в таких случа€х обычно сводитс€ к тому, чтобы дать указани€, а то и обвинить и Ђзагнать в уголїЕ в результате начальник так и не узнает о проблемах, которые надо было решать немедленно, а родители рискуют последними узнать о том, что происходит с ребенком (возможно Ц от инспектора по делам несовершеннолетних)Е »так, первым делом мы должны дать себе установку на слушание Ц с кем бы мы ни говорили.

ѕритвор€тьс€, что вы внимательно слушаете, пожалуй, не стоит Ц чтобы убедительно скрывать притворство, нужно обладать изр€дными актерскими способност€ми и навыками, которые есть далеко не у всех. ≈сли не получаетс€ искренне про€вить интерес в данный момент (скажем, вы очень устали), лучше извинитьс€ и объ€снить, что сейчас говорить об этом не можете Ц и договоритьс€ обсудить позже.

ѕостарайтесь не отвлекатьс€ на посторонние мысли, а сконцентрироватьс€ на том, о чем человек вам говорить. Ќе стоит перебивать, не дава€ собеседнику высказатьс€, но не нужно впадать и в другую крайность Ц подолгу выслушивать молча, лишь кива€ головой врем€ от времениЕ в одной французской кинокомедии комиссар полиции, которому надоели посетители, сделал дл€ этой цели свое изображение из фанеры с качающейс€ головой Ц но поверить в такое Ђсочувственное слушаниеї могли разве что очень возбужденные жалобщикиЕ в реальности же не поверит никто. „тобы человек в действительности ощущал ваше участие, врем€ от времени задавайте уточн€ющие вопросы, соглашайтесь с собеседником. Ѕлагодар€ этому ваш собеседник почувствует, что вам интересно то, о чем он говорит Ц это непременно расположит его к вам.

ќчень важно поддерживать зрительный контакт с собеседником Ц правда, тут следует учесть, что некоторых людей пр€мой взгл€д в глаза может пугать и выбивать из колеи (вспоминаетс€ ученица, котора€ каждое исполнение пьесы или гаммы на уроке завершала одним и тем же вопросом: Ђ„то вы на мен€ так смотрите?ї) Ц такое обычно случаетс€ с застенчивыми людьми. ¬ р€де случаев приходитс€ учитывать и национальные особенности Ц скажем, у тюркских народов (в частности, у €кутов) не прин€то смотреть в глаза, разговарива€ со старшим по возрасту или положению Ц это считаетс€ дерзостью.

Ќемаловажна€ часть общени€ Ц невербальные сигналы: голосовые интонации, выражение лица, жесты, поза, и на все это тоже нужно обращать внимание. ¬ р€де случаев это помогает распознать ложь, а главное Ц это всегда позвол€ет уловить эмоциональное состо€ние собеседника. Ќо вот с эмоци€ми нужно быть очень осторожным Ц они Ђзаразныї, особенно если человек говорит с вами в возбужденном состо€нии Ц Ђна нервахї, как говор€т в народе. ¬ этом случае от эмоционального состо€ни€ собеседника нужно абстрагироватьс€ и противопоставить ему свое спокойствие. “огда вы не только сохраните собственные нервы, но и поможете человеку справитьс€ с собой и разобратьс€ в ситуации, котора€ его травмирует.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+