icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Психология

Как научить ребенка беречь свое и брать чужое?

  • 527
  • 14

Как научить ребенка беречь свое и брать чужое?

Д
Для начала чуть-чуть подкорректируем название, исправив словосочетание «брать чужое» на его антоним. Получим «не брать чужое» и на этом НЕ сделаем основной упор. Как вы, взрослые и умудренные жизненным опытом люди, думаете, стоит сегодня быть добрым и щедрым? Уж не атавизм ли это?

Нас родители учили делиться, мы это твердо запомнили и стараемся следовать этому правилу. И детям своим даем такие же наставления. Правильно ли это? Психологи внесут коррективы и скажут, что мы не совсем правы. А что не так? Давайте абстрагируемся от детской темы и представим такую сценку: ВЫ идете по улице, К ВАМ подходит молодой человек и просит ВАС отдать ему ВАШ плащ (сумку, телефон, свитер и т.д.)

Что станете делать? Снимете плащ и поделитесь с ближним? Скорее всего, нет, потому что такое поведение постороннего человека должно вызвать у вас законное чувство протеста. Наоборот, вы примете меры к защите своего имущества: начнете возмущаться, привлекать внимание прохожих и звать на помощь полицию. Почему вы так поступаете? Постарайтесь себе самому объяснить свои действия. Аргументы будут такие: эта вещь принадлежит вам, вы купили ее на свои деньги и расставаться с ней в ваши планы не входит.

И вы будете правы по всем пунктам, потому что действия этого условного прохожего подпадают под статью Уголовного Кодекса и квалифицируются как разбойное нападение с целью грабежа. А когда такая же ситуация складывается в песочнице, вы упорно объясняете ребенку, что он неправ, что делиться своими игрушками просто необходимо! Парадокс, однако!

Понятно, что ваш поступок в данной ситуации никто не осудит, но ведь жадничать все-таки нехорошо. А с этим никто и не спорит, только вот подход к этому деликатному вопросу, особенно если дело касается детей, должен быть иным. Что следует делать в первую очередь?

- Не ходить на детскую площадку без игрушек. Нельзя давать повод ребенку завидовать другим детям.

- Стоит хорошенько запомнить, что ребенок до пяти лет не умеет и не ДОЛЖЕН уметь делиться своими игрушками. Он этому только учится. Зато он уже хорошо усвоил, что есть вещи, которые принадлежат только ему.

- Дали ребенку несколько четких понятий о том, что такое ТВОЁ, а теперь внушите, что есть ЧУЖОЕ, и оно требует к себе такого же уважения, как своё.

- Объяснить, что со своим ты волен поступать так, как тебе в данный конкретный момент захочется. Дать поиграть своей машинкой другому ребенку или не дать – это право вашего малыша. Если не согласны, то перечитайте ещё раз абзац про плащ и попробуйте, хотя бы мысленно, с ним расстаться.

- Ребенок должен усвоить, что он может отдать игрушку тому ребенку, который его вежливо об этом попросил. «Может» и «попросил» - это ключевые слова в этом правиле. Если по какой-то причине ваш ребенок не хочет отдавать СВОЮ игрушку человеку, который ему не нравится, то принуждать его, а тем более ругать его за это нельзя. Ребенок имеет на это право!

- Объясните, что игрушку берут не насовсем, а на время. Это главное утешение для малыша - его вещь останется с ним.

- Теперь поговорим о чужом. Игрушки других детей всегда привлекательнее своих. Настойчиво объясняем ребенку, что, если не даёшь играть своими вещами, нельзя просить, а тем более требовать для себя игрушки других детей.

И не мечтайте о том, что, однажды объяснив своим детям эти несложные правила, вы сможете сидеть сложа руки и наблюдать, как детки их неукоснительно соблюдают.

С ребенком нужно обсуждать как каждый его поступок, так и те, которые совершают на его глазах другие. Если в вашей семье заведено это правило, то рано или поздно – тут, к сожалению, нет единых сроков! – вы добьетесь своего. Увидите, как ваше дитя подойдет к соседскому мальчику и вежливо попросит его одолжить на время машинку. Если откажут, повернется и уйдет. Без слез, без крика и истерик, потому что понимает – у мальчика есть право не давать ему свою игрушку.

Всё кажется таким простым и понятным, когда читаешь, пишешь или слушаешь. Но вот доходишь до песочницы вместе с малышом, он достает свои песочные «игуньки», и начинается… Подбегает мальчик хватает из его рук ведерко, прячет за спину и визжит: «Не отдам!» Второй берет машинку и тут же ломает ее на две части, бросает и лезет за второй. Наш ошалело смотрит и пока еще молчит, но губа уже надулась, и лицо начинает каменеть – драки не миновать.

Поражает реакция других мам, пап и бабушек. Они ничего не видят, но при этом стоят в полуметре от песочницы и внимательно наблюдают за происходящим. Последняя капля – это выхваченная из рук лопатка. Рукопашная происходит по всем законам песочницы: все кричат, рыдают в голос, намертво вцепившись в игрушки.

Тут «просыпаются» мамы (бабушки, папы), хватают своих детей и начинают упрекать (!) нашего малыша. Главный аргумент – тебе, что жалко? В мою сторону бросается негодующий взгляд, в котором явно читается укор за плохое воспитание малыша. Попытки что-то объяснить разбиваются о железное – «вашему ребенку нужно быть добрее». А вашему не нужно? Вашему можно хватать и не спрашивать при этом разрешения? Почему? И кто установил эти правила?

Но так бывает не всегда. С мальчиком Никитой малыш играет отлично, а про девочку Юлечку говорит, что она «осень мияя». Перевожу – очень милая. Они меняются игрушками, говорят друг другу спасибо, здороваются при встрече и прощаются, расставаясь. Простите, но скажу банальность. Наши дети – это наше отражение. Не нравится, как ведет себя ребенок? Значит, это вы делаете что-то не так. Начните сначала, и когда-нибудь вы увидите умилительную картину под названием «Идиллия в песочнице».

spe
Юлия Дворникова

"Поражает реакция других мам, пап и бабушек. Они ничего не видят, но при этом стоят в полуметре от песочницы и внимательно наблюдают за происходящим. Последняя капля – это выхваченная из рук лопатка. Рукопашная происходит по всем законам песочницы: все кричат, рыдают в голос, намертво вцепившись в игрушки.

Тут «просыпаются» мамы (бабушки, папы), хватают своих детей и начинают упрекать (!) нашего малыша. Главный аргумент – тебе, что жалко? В мою сторону бросается негодующий взгляд, в котором явно читается укор за плохое воспитание малыша. Попытки что-то объяснить разбиваются о железное – «вашему ребенку нужно быть добрее». А вашему не нужно? Вашему можно хватать и не спрашивать при этом разрешения? Почему? И кто установил эти правила?"

Ужасно! Но именно так всё и происходит!

top
Halida Rojkova

И не пробиться через их восприятие мира! У психологов появилось новое понятие "Семьи - отцы и матери - родом из 80-х". Общая характеристика - истерики, пофигисты и сторонники правила "Мне все должны".

spe
Юлия Дворникова

Как точно подмечено! Сама частенько сталкиваюсь с подобными "человеками". Они считают, что правило: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе!" - на них не распространяется. А реально получая "отдачу" возмущаются и обижаются. Дошло до того, что учу детей двум правилам: "Делись только с теми, кто в этом реально нуждается и с теми, кто готов поделиться с тобой!" ; "Я должен только маме и Родине!". А то затюкают. Общество от этого, конечно, краше не становится, зато дети не попадают в натуральное рабство от особно умных деятелей.

mas
Евгений Багдерин

Дети бывают разного темпераметра и характера, родители должны хорошо знать мотивацию поведения своего ребенка в различных ситуациях и предупреждать возможные, нежелательные случаи. К.сожалению, наши родители в своем большинстве, с собой справится не могут в простых ситуациях. Статья профессионала!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+