icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарина Ѕезносова
ѕсихологи€

 ак научить детей решать проблемы конструктивно?

  • 2470
  • 7

 ак научить детей решать проблемы конструктивно?

 
 лассный руководитель 7-го класса попросила мен€ (€ - школьный психолог) провести в школе родительское собрание на тему подросткового суицида. ѕросьба была обусловлена приближением летних каникул. ”чительнице хотелось, чтобы родители были внимательнее к дет€м в это врем€ и лучше за ними смотрели. ’от€ как смотреть за семиклассниками? ¬ песочницу и в кол€ску не посадишь.

¬ то же врем€, запрос резонный, потому что у нас в республике ”дмурти€ статистика решени€ проблем таким способом у подростков и мужчин работоспособного возраста намного выше средних показателей по –оссии. ѕо данным ¬ќ« (¬семирной организации здравоохранени€), если количество самоубийств превышает 20 случаев на 100 тыс€ч населени€ - это угрожает психическому здоровью нации. „то же не так с нашими подростками и мужчинами? я предложила провести собрание на тему Ђ—пособы решени€ конфликтов с подросткамиї, а о суицидах упом€нуть, как о страшном тупиковом варианте решени€, которое уже невозможно изменить.

—обрание давно успешно прошло, а тема не дает мне поко€.  огда € начала говорить на собрании о самоубийствах, то почувствовала, как зажались, не только родители, но и € сама. ¬ нашем селе статистика суицидов по ”дмуртии среди мужчин от 14 до 45 лет за последние 20 лет совпадает со средними цифрами по республике с точностью до нескольких знаков после зап€той.

ќдно дело - смотреть на голые цифры на бумаге, и совсем другое - когда за цифрами видишь лица погибших людей. ¬от об этом € и говорила с родител€ми на собрании.  ак же так происходит, что в момент кризиса человек принимает это ужасное решение, не наход€ других вариантов. » почему он не обратилс€ за помощью к тем, кто р€дом? Ѕлизкие люди поймут, что их друг, сын, брат, муж в отча€нном состо€нии, поддержат и помогут найти выход из кризиса.

Ќа собрании € рассказала о том, что психологи выделили п€ть основных стилей поведени€ в конфликтной ситуации:

є —тиль ќсобенности

1 ѕриспособление, уступчивость. ѕуть сглаживани€ разногласий за счет собственных интересов.

2 ”клонение. Ётот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решени€.

3 ѕротивоборство . ’арактеризуетс€ борьбой за свои интересы, применением всех

доступных методов дл€ достижени€ поставленных целей.

4 —отрудничество. ќзначает, что каждый участвует в поиске решени€, удовлетвор€ющего

всех участников конфликта, не забыва€ при этом и свои интересы.

5  омпромисс. Ёто поиск решени€ за счет взаимных уступок, выработка промежуточного решени€.

я предложила родител€м упражнение: разбитьс€ на пары и показать на примере каждый вариант решени€ конфликта. ћы весело разыграли небольшие сценки, родители активно участвовали. –азобрались вместе, что единственный способ разрешени€ конфликтной ситуации до конца Ц это сотрудничество.

ќбсудили, что чаще всего конфликты с детьми, к сожалению, решаем первым способом. ћы надавили, а ребенок, который зависит от нас во всем, уступил. ѕоэтому подросток часто выбирает как способ решени€ Ц уклонение, то есть врет, скрывает проступки, замалчивает проблемы, которые у него возникают.

„то же получаетс€ в результате решени€ конфликтов первым вариантом? ћы не учим ребенка преодолению себ€ (своей неуверенности, страха и пр.), мы не учим ребенка держать напр€жение, когда ему трудно. ћы не учим ребенка принимать решени€ и нести за них ответственность. ј потом удивл€емс€, куда делись мужчины, как будто их нам с Ћуны поставл€ют, а не мы их рожаем и воспитываем.

ј самоубийство Ц это и есть решение проблемы способом Ђуклонениеї. ѕочему же мы, мамы, так люб€щие своих детей, вместо того, чтобы закал€ть их, как рассаду перед посадкой, и шаг за шагом передавать им свободу выбора и ответственности, вс€чески стараемс€ их уберечь от всего, то есть создаем им тепличные услови€? ј потом пожинаем горькие плоды своего воспитани€, когда жизнь не создает дл€ наших детей режим благопри€тствовани€, а начинает испытывать их на прочность поЦнасто€щему.

≈сли дети миллионеров за границей начинают работать (посильно) в раннем возрасте уборщиками, дворниками, почтальонами и др., то у нас сегодн€ берегут не только городских, но и деревенских детей. ѕоэтому получаетс€, что о труде, о заработной плате подростки имеют весьма смутное представление. ѕослушные детки ход€т в ¬”«, как в школу, еще п€ть лет, не представл€€ своих целей, своего места работы по окончании. ј потом оказываютс€ ненужными работодател€м. ≈сли родители не пристро€т куда-нибудь - вот тут-то их ждет кризис.  аким способом будут они его решать? јлкогольна€, наркотическа€, игрова€ зависимости Ц это тоже способ решени€ проблем через Ђуклонениеї.

ƒавайте учить детей и подростков решать проблемы самосто€тельно, пусть они падают и поднимаютс€, пока мы р€дом, в любой момент готовые их поддержать, если это необходимо. Ќо именно р€дом, сотруднича€ в конфликтах, а не реша€ проблемы вместо и за них.

top
≈лена јсвойнова-“равина

ƒа, как это ни печально - всЄ верно... Ќаверное, определЄнную роль в подростковых самоубийствах и то, что их "рекламируют": наверное, журналистам стоило бы задуматьс€, стоит ли так долго и упорно "жевать" каждый такой случай.

deb
≈катерина Ћевандовска€

” мен€ есть ребенок, многие родители поймут мен€, что касаетс€ детей - сердце всегда болит! Ќе дай Ѕог...что-то случитс€....никогда не простишь себе этого, потому что будешь винить только себ€....¬сегда найти выход ,помочь ребенку, поддержать его в любой ситуации, каким бы он ни был - он ¬аш родной человечек!
—тать€ мне понравилась ))) ќгромный плюс автору!

deb
“ать€на Ѕалабан

’ороша€ стать€ и очень правильный вывод. Ќужно помогать дет€м, а не делать все за них. ++++

deb
јнна ћитуневич

ѕолагаю, разница между "берегут" и "делают все за" - существенна€.
» второе, как мне кажетс€, делают скорее дл€ себ€ и собственного спокойстви€, а не дл€ детей.
"Ќе мой посуду, ты же разобьешь" - с этого все и начинаетс€...

«а тему и раскрытие - большой +!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+