icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

≈сть ли польза от плохих слов?

  • 1214
  • 5

≈сть ли польза от плохих слов?

—лучилось так, что первый мес€ц после рождени€ второго сына мы с малышом провели в больнице Ц и Ђтоварищами по несчастьюї были (за редким исключением) дамы из сельской местностиЕ Ќет, € никогда не была Ђсословным снобомї, никогда ничего не имела против сельских жителей Ц но вот это жизненный опыт поколебал мою уверенность: действительно ли это нормальные люди? Ћюди ли это вообще Ц может, € оказалась среди замаскированных инопланет€н? ¬едь самой т€жЄлой стороной пребывани€ в больнице оказалась не столько тревога за ребЄнка, не столько ужасные услови€ содержани€ Ц столько тот бесконечный поток Ђгр€зиї, в который приходилось окунатьс€ с утра до вечера.

Ќет, эти женщины не были озлобленными, не выражали таким образом отрицательные эмоции Ц они могли просто так, говор€ о своих дет€х (несомненно, любимых), за€вить, например: Ђћо€ сегодн€ 80 грамм заЕчила!ї Ц и даме не приходило в голову, что она только что оскорбила и свою дочь, и всех присутствующих. ј некоторые просто повтор€ли сочетани€ непристойных слов после каждого предложени€ (с такими было непри€тно находитьс€ р€дом Ц они вызывали естественное физическое отвращение, как люди, которые никогда не моютс€Е

Ќапрашиваетс€ вопрос: почему так происходит? ѕричЄм не только в селе Ц но и в городе, и даже среди интеллигентовЕ зачем люд€м такие слова? ¬едь даже не всегда они служат дл€ Ђэмоциональной разр€дкиї, употребл€€сь во вполне спокойном состо€нии Ц причЄм без вс€кой надобности. ¬еро€тно, иной очень бы удивилс€, если бы ему Ђперевелиї смысл произнесЄнной им фразы: ЂѕошЄл €, женщина лЄгкого поведени€, на мужской детородный орган в магазинї, или ЂЁтот подвергшийс€ сексуальному насилию телевизор оп€ть сломалс€ї, или Ђя вступил в интимные отношени€ с этими кандидатами в президентыї и т.д. и т.п.   слову, некоторым моим знакомым такой метод помог избавитьс€ от привычки к непристойност€м: Ђпереводї вскрывал всю абсурдность их речи.

ќбычно же абсурдность таким люд€м неочевиднаЕ ѕочему же сложилась така€ ситуаци€?

–искну назвать одну из возможных причин. ѕримерно 20 лет назад в нашем обществе возник и утвердилс€ стереотип: всЄ, что запрещали в советское врем€ Ц однозначно хорошо, и это об€зательно надо делать, чтобы быть Ђсвободным и цивилизованнымї человеком.  ак это всегда бывает со стереотипами Ц ему следовали безогл€дно, не Ђвключа€ї разум Ц и не замеча€, что некоторые атрибуты Ђсвободы и цивилизацииї вытаскивались из гр€зных подворотен. ¬вернуть Ђкрепкое словечкої дл€ писател€ стало Ђделом честиї Ц ведь так при€тно почувствовать себ€ Ђгероем-свободолюбцемї, когда за это уже ничто не грозит Ц наоборот, издатель, который будет возражать против непристойностей в произведении, имеет все шансы стать изгоем в своей среде, прослыв Ђсовком-ретроградомїЕ ј дальше Ђраскрученное колесої было уже не остановить: из книг непристойности перекочевали в фильмы, из фильмов Ц в повседневную речьЕ » даже стали раздаватьс€ голоса: зачем считать эти слова отвратительными Ц это же народные выражени€, их запрещать Ц значит, открещиватьс€ от своего народа!

ѕопробуем разобратьс€, в чЄм тут Ђнародностьї. ѕрежде всего, матерные слова достаточно древние (в частности, в болгарском €зыке они почти не отличаютс€ от русских) Ц и, как нетрудно заметить, касаютс€ одной темы: процесс соити€ и названи€ детородных органов. ѕопробуйте подобрать к ним общеупотребительные эквиваленты Ци вы убедитесь, что это достаточно сложно: вы найдЄте либо научные термины, заимствованные из других €зыков, либо некие иносказательные слова, имеющие изначально другой смысл: спать, иметь, сношение, половой член (Ђчленї Ц это Ђчасть телаї вообще) и т.д. —оздаЄтс€ впечатление, что говорить об этом вообще нельз€ Ц только иносказательно, а насто€щие названи€ Ц Ђтабуї.

 акие слова попадают в разр€д табуированных? Ќазвани€ либо чего-то грозного и опасного, что бо€тс€ накликать (так слово Ђберї в нашем €зыке оказалось вытеснено иносказательным Ђмедведьї) Ц или то, что оберегаемо (так, наши предки брали второе им€ Ц так сказать, им€ дл€ посторонних Ц чтобы не произносить слишком часто насто€щее, дающее власть над человеком). ќчевидно, перед нами как раз второй случай: ничто древний человек не оберегал так, как продолжение рода! ¬от почему обо всЄм, что св€зано с ним, он старалс€ говорить иносказательно Ц чтоб не подслушали злые духи, чтоб не лишили плодороди€, не прервалс€ бы родЕ ѕо этой же причине очень долго существовало (да и до сих пор встречаетс€) поверие, что матом можно отогнать нечистую силу: Ђнежитьї боитс€ рождающей жизненной силы!

—о временем причина запрета забылась Ц осталс€ запрет: нельз€ Ц и всЄ! ћой отец говорил, что нельз€, дед говорил, ему его отец и дед говорили Ц с чего бы мне с предками спорить! “акие €влени€ весьма метко определила писательница ћ.—емЄнова: исчезает сердцевина обыча€ Ц остаЄтс€ оболочкаЕ но со временем оболочка неизменно должна наполнитьс€ новым содержанием: так, многие в наше врем€ уже не помн€т, почему невеста должна быть в белом платье Ци по€вл€етс€ новое объ€снение: Ђсимвол чистоты и невинностиї. ¬от и в данном случае по€вилось новое объ€снение запрета: неприлично, грубо. ¬озможно, в определЄнную эпоху такие слова воспринимались как Ђпростонародныеї, Ђкресть€нскиеї Ц ведь фольклорные традиции (в том числе Ц древн€€ табуированна€ лексика) сохран€лись именно в кресть€нской среде.

Ќу, а нашему современнику остаЄтс€ одно из двух: либо прин€ть позднейшее толкование (Ђгрубо и неприличної), либо вернутьс€ к древнему (Ђсв€щенно и оберегаемої). ¬ставл€ть такую лексику Ђчерез слової вместо неопределЄнного артикл€ не позвол€ет ни один из этих подходов

deb
јлександр  уц

¬идел передачу о некоем целителе, который матом лечит. ¬от и думай есть ли польза... +

top
≈лена јсвойнова-“равина

ѕоложим, в телепередачах сейчас можно услышать всЄ, что угодно... вы ведь не читали медицинские карты его "пациентов", результаты медицинских обследований до и после его "лечени€"... если речь идЄт о психогенных заболевани€х - то лечить можно чем угодно (достаточно, чтобы больной в такое "лечение" верил)

mas
ƒмитрий Ќеткачев

¬сегда старалс€ не употребл€ть нецензурной брани, проскальзывала крайне редко только в экстремальных ситуаци€х.
ƒаже российские цари использовали ругань дл€ по€снени€ своих мыслей, поэтому ширина железнодорожной колеи у нас на х.. шире европейской, виной тому неожиданное восклицание Ќикола€ I относительно вопроса о ширине колеи дл€ паровоза. ќн так и ответил, что на ... шире! »ностранные специалисты пон€ли дословно его высказывание. +.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+