icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

≈сть ли критерии у глупости?

  • 607
  • 1

≈сть ли критерии у глупости?

ƒ
ƒостоинства и недостатки Ц тема весьма скользка€ и во многом субъективна€. »ной человек сочтет за комплимент, если его назовут развратником, многие склонны считать достоинством хитрость, не все обижаютс€, когда их считают злымиЕ Ќо есть одно качество, обнаружить в себе которое не хочетс€ никому Ц это глупость.

Ќесомненно, глупость Ц качество отрицательное, и не только в том смысле, что быть глупым однозначно плохо. √лупость Ц это даже не качество как таковое, это отсутствие (точнее, недостаточна€ выраженность) определенной характеристики Ц ума. Ќо как определить, много ума или мало?

Ќе будем говорить о таких патологи€х, как идиотизм, имбецильность и дебильность Ц это заболевани€, и они очевидны практически сразу. ¬прочем, относительно дебильности даже у педагогов и медиков бывают очень серьезные сомнени€. ”чилс€ ребенок в обычной школе, ну, перебивалс€ с двойки на тройку Ц с кем не бывает, вдруг в п€том или шестом классе не сдал переводной экзамен по математике, переэкзаменовка Ц оп€ть неудача, медико-психолого-педагогическа€ комисси€, диагноз, специальна€ школаЕ Ќо ведь до того никто не предполагал, что это неизлечимо больной человек! Ќекоторые исследователи даже предлагают вообще отказатьс€ от пон€ти€ Ђдебильностьї, предпочита€ говорить о Ђпедагогической запущенностиїЕ

‘ормальным критерием оценки интеллекта (и глупости как его недостатка, если хотите) €вл€ютс€ специальные тесты. ѕравда, даже они могут давать Ђосечкуї. ќсобенно часто это случаетс€, если тест основываетс€ на степени информированности Ц так, в один прекрасный момент психологам стало €сно, что тесты, созданные ј. Ѕине в начале века, нуждаютс€ в серьезной корректировке, хот€ бы потому, что современные дети не вид€т лошадей на городских улицах. ¬ р€де случаев недоумение вызывают сами вопросы и ответы на них Ц так, один ребенок на вопрос: Ђѕочему мы избираем президента и депутатов?ї ответил: Ђ„тобы были нормальные законыї, а правильный ответ был Ц Ђѕотому, что так прин€то в демократическом обществеї. » какой ответ ближе к истине?

 огда-то в школьной педагогике критерием интеллекта считалось умение заучивать тексты наизусть Ц но очень часто эта способность оказываетс€ гипертрофированнойЕ у умственно отсталых людей.

ѕредставление об интеллекте и глупости оказываетс€ размытым еще и потому, что интеллект бывает разным Ц вербальным, социальнымЕ —лучаетс€ так, что один вид интеллекта опережает в развитии другой. —читать ли умным или глупым профессора, доктора наук, который с легкостью попадаетс€ Ђв сетиї красотки-студентки, желающей выгодно выйти замуж? ј сколько в наше врем€ людей с высшим образованием, €вно Ђвыше среднегої в своей области де€тельности, легко принимающих на веру самые абсурдные псевдонаучные теории Ц умны они или глупы?

¬ качестве критериев интеллектуального уровн€ называют и гибкость мышлени€ (в тестах это обычно диагностируют по способности примен€ть предметы не по их пр€мому назначению), и способность к усвоению чего-то нового, и к применению усвоенных навыков в новых услови€х. Ёрудицию тоже относ€т к таковым Ц правда, как мы уже говорили, это весьма зыбкий критерий, и все же следует признать, что истинно острый ум всегда Ђголоденї и всегда находит пищу. —кажем, у деревенского мальчишки нет под боком библиотеки или »нтернета, где можно прочитать о квантовой физике или далеких галактиках Ц но если он умен, то в области повадок животных и птиц он будет исключительным эрудитомЕ по этой же причине человек умный т€нетс€ к интеллектуальным развлечени€м, а глупый Ц избегает их.

≈сть и еще один очень надежный критерий глупости Ц стремление отвергать все, что недоступно пониманию на собственном текущем уровне. » не приведи судьба, если такой человек дорываетс€ до власти Ц именно таким человеком была написана печально известна€ статьс€ в Ђѕравдеї под названием Ђ—умбур вместо музыкиї.


pro
“амара ћеркулова

ƒуракам закон не писан,
≈сли писан, то не читан,
≈сли читан, то не пон€т,
≈сли пон€т, то не так.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+