Как только человек начинает передвигаться самостоятельно и захватывать предметы, он попадает в мир многочисленных запретов и предписаний, в мир «можно» и «нельзя». Самые простые «нельзя», конечно, связаны с физической угрозой (нельзя брать ножницы, зажигалку), но уже маленький ребенок сталкивается с тем, что можно назвать «нельзя» высшего порядка»: нельзя брать эту игрушку в песочнице – она не твоя, нельзя трогать эту вазу – ты можешь ее разбить, а она дорога маме как память...
Чем старше человек, тем сложнее становится система правил поведения, совокупность представлений об одобряемых и порицаемых поступках и даже мыслях, о том, что хорошо, а что плохо. Такая совокупность моральных норм и называется нравственной системой общества.
Можно без преувеличения сказать, что именно нравственная система определяет лицо той или иной цивилизации – быть может, даже в большей степени, чем искусство, наука и прочие культурные достижения. Последние переживают века и лучше видятся «на расстоянии» – но «здесь и сейчас» более заметной становится именно нравственная система. Нас восхищает античная архитектура – но вряд ли вам захотелось бы общаться с почтенным афинянином, когда бы вы увидели, как он запросто ударил раба. Мы идеализируем средневековое понятие чести, воспетое в рыцарских романах – но для многих наших современников не очевидно, что это понятие действовало лишь в пределах дворянского сословия, и благородный рыцарь, положивший жизнь на служение Прекрасной Даме, не надеясь даже на поцелуй, не считал зазорным изнасиловать крестьянскую девушку.
Различие в нравственных системах заметны не только в исторической перспективе – разные системы могут сосуществовать и в пределах одной эпохи, и подобные различия могут становиться весьма ощутимым «барьером». Вспоминается один латиноамериканский сериал, в котором сопоставляются нравы представителей западной цивилизации в лице бразильцев и мусульман из Марокко: молодая женщина-мусульманка рассуждает, как тяжело живется западным женщинам – они вынуждены сами зарабатывать на жизнь, а если муж хочет взять вторую жену, то первую он бросает… мы же, напротив, склонны жалеть женщин из исламских стран, которых унижают многоженством и не дают им профессионально реализоваться. Впрочем, непонимание в области нравственных систем может иметь и более драматическое выражение. Средства массовой информации сообщили о леденящем душу случае в Германии: иммигранты-арабы избили девушку, загоравшую в купальнике – ведь в их нравственной системе она совершила прямо-таки вопиющий поступок, а побои – вполне адекватное наказание для женщины, ведущей себя неподобающим образом. В своей же системе девушка вела себя вполне благопристойно.
Основой любой нравственной системы является система ценностей. Так, для человека Средневековья основной ценностью была вера, Бог, спасение души – вокруг этого строилась вся совокупность запретов и предписаний. Сейчас тоже можно встретить людей, для которых вера является главной ценностью, но они не составляют большинства, следовательно, в целом нравственная система современного общества носит иной характер, светский. Во главу угла ее поставлена человеческая личность, и можно даже указать, когда зародилась такая система – в философии Возрождения.
Насколько жизнеспособна такая система? Она оправдывает себя уже сравнительно долго, так что можно считать ее вполне устойчивой. Но вот в последние десятилетия мы наблюдаем признаки кризиса такой личностно-ориентированной системы: личность настолько «священна», что все, присущее ей, объявляется неприкосновенным – расстройства объявляются нормой, а обычные воспитательные воздействия возводятся в ранг «нарушений прав ребенка». Возникает парадоксальная ситуация: нравственная система медленно, но верно начинает налагать запрет на привитие человеку нравственных ценностей – по сути дела, это запрет на воспроизведение самой системы… Как разрешится это противоречие, покажет будущее. Но можно с уверенностью сказать, что и нравственная система современного общества не вечна – она сменится чем-то иным, как уже не раз бывало в истории человечества.