icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то выбрать: Ђхочуї или Ђнадої?

  • 631
  • 3

„то выбрать: Ђхочуї или Ђнадої?

ќ
ќдной из любимейших тем искусства классицизма был конфликт между чувством и долгом Ц достаточно вспомнить хот€ бы ’имену в корнелевском Ђ—идеї, разрывающуюс€ между любовью к –одриго и необходимостью ненавидеть его за убийство ее отцаЕ впрочем, об этом любили писать не только классицисты Ц вердиевска€ јида, влюбленна€ во вражеского военачальника, гоголевский јндрий, перед смертью от руки отца повтор€ющий Ђне им€ родины, им€ матери или братьев, но им€ прекрасной пол€чкиї Ц и т.д., вплоть до Ђјватараї (в сущности, построенный на той же сюжетной схеме, что и упом€нута€ коллизи€ из Ђ“араса Ѕульбыї Ц только автор и его аудитори€ по-иному Ђдоговорилисьї, кого считать Ђхорошими парн€миї)Е –азница только в том, что герой классицизма в об€зательном пор€дке должен был сделать выбор в пользу долга Ц в пользу Ђнадої (классицизм с его строгими канонами вообще никого особо не спрашивал Ц ни героев, ни авторов), а вот в последующие эпохи очень даже были возможны вариантыЕ причем не только в романах, драмах или операх, но и в реальности.

ѕарадокс заключаетс€ в том, что общественное развитие шло в целом от выбора в пользу Ђнадої к Ђхочуї (попробовал бы член первобытной стаи заикнутьс€, что не хочет вместе со всеми идти на охоту Ц а в наше врем€ так люб€т рассуждать о Ђправах личностиї, в сущности Ц о том, чего личность хочет), а развитие индивидуальное идет в противоположном направлении. ƒл€ новорожденного не существует никакого Ђнадої, а все Ђхочуї удовлетвор€ютс€ незамедлительно Ц ведь человек в этом возрасте еще не способен ничего делать произвольно, а желани€ его основаны на биологических потребност€х и легко удовлетворимы (есть, спать, чтобы было сухо и тепло). „ем старше ребенок, тем в большей степени от него требуетс€ отказ от желаний и подчинение требований Ц ведь он все больше и больше включаетс€ в сложную структуру общества.

ќтношени€ личности и общества нередко представл€ют как антагонистические (тут мы можем вспомнить другую эпоху в искусстве Ц романтизм), но не следует забывать, что общество состоит из личностей. » в этом плане конфликта между личностью и обществом не существует Ц за ним всегда стоит конфликт между личностью и другими личност€ми, которые могут составл€ть большинство, а чаще Ц группу, причем самой большой группой €вл€етс€ человечество в целом. » у каждой из этих личностей есть свои потребности, свои желани€ Ц свои Ђхочуї! Ќо дл€ удовлетворени€ этих потребностей нужно сотрудничество других людей. »ными словами, Ђхочуї одного превращаетс€ в Ђнадої дл€ другого.

¬от простой пример: мужчина хочет, чтобы женщина удовлетворила его плотское желание Ц она и не прочь, но она хочет, чтобы он заботилс€ о ней и их общих дет€х. » сразу же Ц протестна€ реакци€: Ђј почему € должен?!ї Ќо при этом человек не сомневаетс€, что женщина ƒќЋ∆Ќј обеспечить ему то, что он хочет. ƒругой пример: Ђѕочему это € должна отпускать своего сына в армию Ц разве государство помогало мне его растить?ї Ц и тоже благополучно забыто, что государство оплачивало Ђмальчикуї учебу в школе, прививки, операцию по удалению аппендицитаЕ а заодно и бюджетное место в вузе, куда его Ђпропихнулиї с единственной целью Ц избежать армии! ƒалеко не во всех государствах в наше врем€ есть такие социальные блага Ц но ни воспринимаютс€ как должное: Ђнам должны это предоставитьї, а сами мы Ц Ђпочему должны?ї

¬ сущности, тот, кто отдает предпочтение своим желани€м перед долгом Ц Ђхочуї перед Ђнадої Ц стоит на позиции: Ђћне все должны, а € никому ничего не долженї.  ак мы уже говорили, существует возрастной период, в котором така€ позици€ естественна, и это Ц грудной возраст. “аким образом, выбор в пользу Ђхочуї в ситуации выбора между Ђхочуї и Ђнадої можно считать про€влением инфантильности, незрелости Ц этакое великовозрастное дит€ткоЕ ѕодлинно же взрослый человек способен поступать согласно изречению английского философа ƒж. Ћокка: Ђƒобродетель не в том, чтобы не иметь желаний, а в том, чтобы подчин€ть желани€ разумуї. » только тот, кто научилс€ обуздывать свои желани€ во им€ долга перед другими людьми, вправе рассчитывать, что и другие люди могут пожертвовать своими Ђхочуї ради его потребностей.


pro
Ќадежда  ћаслова

"’очу" - позици€ большинства мужчин, а "надо" - привилеги€ большинства женщин.

mas
ћарк Ѕлау

Ќадежда, не согласен. ѕо-моему, так наоборот.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+