icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Что выбрать: «хочу» или «надо»?

  • 249
  • 3

Что выбрать: «хочу» или «надо»?

О
Одной из любимейших тем искусства классицизма был конфликт между чувством и долгом – достаточно вспомнить хотя бы Химену в корнелевском «Сиде», разрывающуюся между любовью к Родриго и необходимостью ненавидеть его за убийство ее отца… впрочем, об этом любили писать не только классицисты – вердиевская Аида, влюбленная во вражеского военачальника, гоголевский Андрий, перед смертью от руки отца повторяющий «не имя родины, имя матери или братьев, но имя прекрасной полячки» – и т.д., вплоть до «Аватара» (в сущности, построенный на той же сюжетной схеме, что и упомянутая коллизия из «Тараса Бульбы» – только автор и его аудитория по-иному «договорились», кого считать «хорошими парнями»)… Разница только в том, что герой классицизма в обязательном порядке должен был сделать выбор в пользу долга – в пользу «надо» (классицизм с его строгими канонами вообще никого особо не спрашивал – ни героев, ни авторов), а вот в последующие эпохи очень даже были возможны варианты… причем не только в романах, драмах или операх, но и в реальности.

Парадокс заключается в том, что общественное развитие шло в целом от выбора в пользу «надо» к «хочу» (попробовал бы член первобытной стаи заикнуться, что не хочет вместе со всеми идти на охоту – а в наше время так любят рассуждать о «правах личности», в сущности – о том, чего личность хочет), а развитие индивидуальное идет в противоположном направлении. Для новорожденного не существует никакого «надо», а все «хочу» удовлетворяются незамедлительно – ведь человек в этом возрасте еще не способен ничего делать произвольно, а желания его основаны на биологических потребностях и легко удовлетворимы (есть, спать, чтобы было сухо и тепло). Чем старше ребенок, тем в большей степени от него требуется отказ от желаний и подчинение требований – ведь он все больше и больше включается в сложную структуру общества.

Отношения личности и общества нередко представляют как антагонистические (тут мы можем вспомнить другую эпоху в искусстве – романтизм), но не следует забывать, что общество состоит из личностей. И в этом плане конфликта между личностью и обществом не существует – за ним всегда стоит конфликт между личностью и другими личностями, которые могут составлять большинство, а чаще – группу, причем самой большой группой является человечество в целом. И у каждой из этих личностей есть свои потребности, свои желания – свои «хочу»! Но для удовлетворения этих потребностей нужно сотрудничество других людей. Иными словами, «хочу» одного превращается в «надо» для другого.

Вот простой пример: мужчина хочет, чтобы женщина удовлетворила его плотское желание – она и не прочь, но она хочет, чтобы он заботился о ней и их общих детях. И сразу же – протестная реакция: «А почему я должен?!» Но при этом человек не сомневается, что женщина ДОЛЖНА обеспечить ему то, что он хочет. Другой пример: «Почему это я должна отпускать своего сына в армию – разве государство помогало мне его растить?» – и тоже благополучно забыто, что государство оплачивало «мальчику» учебу в школе, прививки, операцию по удалению аппендицита… а заодно и бюджетное место в вузе, куда его «пропихнули» с единственной целью – избежать армии! Далеко не во всех государствах в наше время есть такие социальные блага – но ни воспринимаются как должное: «нам должны это предоставить», а сами мы – «почему должны?»

В сущности, тот, кто отдает предпочтение своим желаниям перед долгом – «хочу» перед «надо» – стоит на позиции: «Мне все должны, а я никому ничего не должен». Как мы уже говорили, существует возрастной период, в котором такая позиция естественна, и это – грудной возраст. Таким образом, выбор в пользу «хочу» в ситуации выбора между «хочу» и «надо» можно считать проявлением инфантильности, незрелости – этакое великовозрастное дитятко… Подлинно же взрослый человек способен поступать согласно изречению английского философа Дж. Локка: «Добродетель не в том, чтобы не иметь желаний, а в том, чтобы подчинять желания разуму». И только тот, кто научился обуздывать свои желания во имя долга перед другими людьми, вправе рассчитывать, что и другие люди могут пожертвовать своими «хочу» ради его потребностей.

spe
Надежда  Маслова

"Хочу" - позиция большинства мужчин, а "надо" - привилегия большинства женщин.

mas
Марк Блау

Надежда, не согласен. По-моему, так наоборот.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+