icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Что такое воспитание ответственности?

  • 210
  • 0

Что такое воспитание ответственности?

П
Представления о достоинствах и недостатках у людей бывают разные, но с кем определенно никто не хотел бы иметь дело – ни в качестве супруга или друга, ни в качестве клиента, начальника, тем более – подчиненного, так это с безответственным субъектом. Безответственность ломает человеческие судьбы, а зачастую стоит кому-то жизни… и конечно же, никто из нас не хочет, чтобы наши дети выросли безответственными.

Воспитание ответственности – как и любой черты характера – начинается с детства. Само это понятие тесно связано с долгом, с обязанностями – соответственно, без них ответственности воспитать нельзя, и сем раньше они появятся, тем лучше. Даже у двухлетнего ребенка должны быть обязанности – разумеется, посильные (например, складывать игрушки на место после игры, относить свою посуду в раковину) – но они обязательно должны быть, и родителям следует требовать их выполнения, снисходительность в этом плане неуместна.

Ответственность связана и с осознанием последствий собственных поступков – именно оно должно лежать в основе мотивации, причем речь идет о последствиях не для себя, а для окружающих (скажем, вряд ли кто-то назовет ответственным водителя, который соблюдает правила дорожного движения только из страха перед штрафом – согласитесь ли вы ехать с таким водителям по местности, где нет ни одного поста ГИБДД?) На это и нужно ориентировать ребенка при обучении правилам поведения: нельзя болтать ногами, сидя в автобусе не потому, что «некрасиво» – а потому, что «испачкаешь дяде брюки», нельзя дергать кошку за хвост не потому, что «киска поцарапает», а потому, что «киске больно».

Чем старше ребенок, тем больше обязанностей он может – и должен! – иметь. Важно, чтобы он при этом понимал, что за него не сделает никто. Ничто так неизбежно не приводит к безответственности, как чрезмерная опека: пусть ребенок получит двойку, путь сверстники посмеются над девочкой из-за помятой юбки – в другой раз будет учить уроки, вовремя приводить в порядок одежду. Если же мы сами все будем делать за детей, водить их «на поводке» и постоянно напоминать, что им следует сделать, они не повзрослеют никогда.

Ответственность развивается и в силу необходимости заботиться о ком-то. Конечно, не у всех есть младшие братья или сестры – ведь даже в многодетной семье кто-нибудь бывает самым младшим, имея только старших братьев или сестер – но завести какое-нибудь животное (хотя бы аквариумных рыбок) – вполне по силам любой семье. Причем завести именно с таким «подтекстом», чтобы обязанность заботиться об этом животном была возложена на ребенка – поэтому лучше всего не навязывать, не ставить перед фактом, а дождаться, когда ребенок сам об этом попросит – пусть это будет его собственным решением, ответственность за которое он возьмет на себя.

Ответственность связана и с таким психологическим понятием, как локус контроля. Он может быть внутренним («за все ответственен я») или внешним («за все ответственны окружающие»). Встречаются такие родители, которые никогда не признают, что их любимое чадо в чем-то виновато: ребенок хронически опаздывает на уроки – виноват учитель, у него на уроках неинтересно, получил двойку – школьная программа плохая, перегрузка и т.п. Так вот, эти родители гарантированно воспитают безответственного субъекта. И жаловаться будет не на что: ведь они сами внушили человеку, что он не отвечает ни за что!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+