icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое воспитание ответственности?

  • 344
  • 0

„то такое воспитание ответственности?

ѕ
ѕредставлени€ о достоинствах и недостатках у людей бывают разные, но с кем определенно никто не хотел бы иметь дело Ц ни в качестве супруга или друга, ни в качестве клиента, начальника, тем более Ц подчиненного, так это с безответственным субъектом. Ѕезответственность ломает человеческие судьбы, а зачастую стоит кому-то жизниЕ и конечно же, никто из нас не хочет, чтобы наши дети выросли безответственными.

¬оспитание ответственности Ц как и любой черты характера Ц начинаетс€ с детства. —амо это пон€тие тесно св€зано с долгом, с об€занност€ми Ц соответственно, без них ответственности воспитать нельз€, и сем раньше они по€в€тс€, тем лучше. ƒаже у двухлетнего ребенка должны быть об€занности Ц разумеетс€, посильные (например, складывать игрушки на место после игры, относить свою посуду в раковину) Ц но они об€зательно должны быть, и родител€м следует требовать их выполнени€, снисходительность в этом плане неуместна.

ќтветственность св€зана и с осознанием последствий собственных поступков Ц именно оно должно лежать в основе мотивации, причем речь идет о последстви€х не дл€ себ€, а дл€ окружающих (скажем, вр€д ли кто-то назовет ответственным водител€, который соблюдает правила дорожного движени€ только из страха перед штрафом Ц согласитесь ли вы ехать с таким водител€м по местности, где нет ни одного поста √»Ѕƒƒ?) Ќа это и нужно ориентировать ребенка при обучении правилам поведени€: нельз€ болтать ногами, сид€ в автобусе не потому, что Ђнекрасивої Ц а потому, что Ђиспачкаешь д€де брюкиї, нельз€ дергать кошку за хвост не потому, что Ђкиска поцарапаетї, а потому, что Ђкиске больної.

„ем старше ребенок, тем больше об€занностей он может Ц и должен! Ц иметь. ¬ажно, чтобы он при этом понимал, что за него не сделает никто. Ќичто так неизбежно не приводит к безответственности, как чрезмерна€ опека: пусть ребенок получит двойку, путь сверстники посмеютс€ над девочкой из-за пом€той юбки Ц в другой раз будет учить уроки, воврем€ приводить в пор€док одежду. ≈сли же мы сами все будем делать за детей, водить их Ђна поводкеї и посто€нно напоминать, что им следует сделать, они не повзрослеют никогда.

ќтветственность развиваетс€ и в силу необходимости заботитьс€ о ком-то.  онечно, не у всех есть младшие брать€ или сестры Ц ведь даже в многодетной семье кто-нибудь бывает самым младшим, име€ только старших братьев или сестер Ц но завести какое-нибудь животное (хот€ бы аквариумных рыбок) Ц вполне по силам любой семье. ѕричем завести именно с таким Ђподтекстомї, чтобы об€занность заботитьс€ об этом животном была возложена на ребенка Ц поэтому лучше всего не нав€зывать, не ставить перед фактом, а дождатьс€, когда ребенок сам об этом попросит Ц пусть это будет его собственным решением, ответственность за которое он возьмет на себ€.

ќтветственность св€зана и с таким психологическим пон€тием, как локус контрол€. ќн может быть внутренним (Ђза все ответственен €ї) или внешним (Ђза все ответственны окружающиеї). ¬стречаютс€ такие родители, которые никогда не признают, что их любимое чадо в чем-то виновато: ребенок хронически опаздывает на уроки Ц виноват учитель, у него на уроках неинтересно, получил двойку Ц школьна€ программа плоха€, перегрузка и т.п. “ак вот, эти родители гарантированно воспитают безответственного субъекта. » жаловатьс€ будет не на что: ведь они сами внушили человеку, что он не отвечает ни за что!


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+